Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Физическая культура является частью общей культуры человечества, которая подразумевает творческую деятельность, направленную на освоение прошлых, а также создание новых ценностей преимущественно в сферах оздоровления, развития и воспитания людей.
Физическая культура во все времена рассматривалась в качестве одного из самых важных показателей уровня жизни человека. Она играет важную роль в жизни каждого человека. Гармоничное сочетание физических, духовных сил и интеллекта высоко ценилось людьми на протяжении их развития и совершенствования.
Для того, чтобы понять значение физической культуры и спорта в жизни человека, необходимо учитывать, как постоянные факторы, которые не меняются на протяжении многих лет, так и условия современности, которые ставят перед людьми задачу все большего развития и совершенствования, в том числе с точки зрения физического состояния и здоровья.
Актуальность курсовой работы обуславливается тем, что необходимо эффективное функционирование физической культуры, а также ее составной части – оздоровительно-рекреативной физической культуры в России. Также в стране актуализируется ряд эколого-биологических, социальных, производственных и политических факторов.
Исполнительные и распорядительные органы вместе с организациями физической культуры и спорта проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу среди взрослого населения.
В стране организована работа кружков, групп, секций по различным видам спорта; создаются и финансируются условия для занятий физическими упражнениями в различных зонах отдыха, в физкультурно-оздоровительных и спортивных центрах с огромным набором физкультурно-оздоровительных услуг. Физкультурная работа в нашей стране строится на основе четкой организационной структуры: в физкультурно-оздоровительных центрах, клубах по спортивным интересам, культурно-спортивных комплексах и др.
Также следует сказать, что физическая культура и спорт по месту работы взрослого населения, в учебных заведениях – неотъемлемая часть физической культуры. Надобность ее организации на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в образовательных, управленческих и др. учреждениях определяется особенностью организационных мер.
Именно поэтому рассматриваемая проблема особенно актуальна на сегодняшний день.
Объект исследования – физическая культура взрослого населения.
Предмет исследования - социальное значение, основные факторы и условия, определяющие физическую культуру у взрослых.
Цель работы: на основе теоретического анализа учебно-методологической литературы изучить социальное значение, основные факторы и условия, определяющие физическую культуру у взрослых.
Задачи:
1. Раскрыть социальное значение физической культуры у взрослых.
2. Проанализировать задачи физического воспитания взрослого населения.
3. Рассмотреть основные факторы и условия, определяющие физическую культуру у взрослых
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Структура работы является весьма традиционной и состоит из: введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Социальное значение физической культуры взрослого населения
1.1 Социальные функции физической культуры
Физическую культуру как социальную систему можно рассматривать на следующих уровнях:
- как взаимодействие индивидов на основе разнообразных мотивов своего физического и духовного совершенствования;
- как групповое взаимодействие на основе сходных потребностей и интересов физического и духовного развития, достижения необходимого личностного и группового результата такого развития и совершенствования;
- как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных функций (ролей), которые занимают и выполняют личности в образованной ими совокупности организаций и учреждений, созданных для обеспечения комплекса потребностей своего физического и духовного воспроизводства;
- как совокупность норм и ценностей, определяющих общую структурность, функциональность и содержание связей индивидов и социальных групп в данной системе.
Первый уровень системы физической культуры связан с понятием «социальный элемент», второй – с понятием «социальная группа», третий – с понятием «социальная организация» (социальный институт) как компонент системы, четвертый – с понятием «подсистема» как совокупность материальных и духовных надындивидуальных культурных образований интеграционного характера в системе.
Итак, обладая основными системными свойствами и качествами, физическая культура и спорт как специфическая социальная система предстает в форме единой целостной организации. Система так называемого органического единства индивида, социальных групп, социальных институтов и их связей и отношений друг с другом на основании обеспеченности специализированных видов деятельности и их результатов по физическому, а также духовному преобразованию личности согласно с имеющимися и вновь формирующимися потребностями человека и общества такого рода развитии и усовершенствовании.
Физическая культура как система не только способна обеспечить потребности существования личности и социума. Физическая культура способна создать условия для их развития и тем самым включается в совокупность социальных связей по воспроизводству общества и личности, а также преобразованию их социальной сферы, т.е. в социальное взаимодействие, социальные отношения и социальное поведение всех ее структурных подсистем и компонентов.
Физическая культура раскрывает потенциальные возможности человека, дисциплинирует и способствует формированию личностных качеств. К примеру, таких как, общительность, стойкость, устойчивость к негативным факторам внешней среды. Развивает уверенность в своих собственных силах, твердость характера, способность преодолевать трудности.
Также появляется желание к саморазвитию и любовь к жизни. Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т.п.
Интересный факт, после большого количества умственных нагрузок снять усталость помогает небольшая физическая нагрузка, разминка. Физическая культура и спорт являются не только средством физического совершенствования людей, укреплением здоровья, правильного распределения времени и рационального проведения досуга, способом социальной адаптации человека в обществе, но и влияют на другие стороны человеческой жизни, повышая трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества. Удовлетворяет потребности людей в самопознании, самовоспитании и реализации своих внутренних возможностей.
Также занятия спортом помогают вести человеку более динамичный и здоровый образ жизни.
Рассматриваемое понятие «образ жизни» подразумевает социальную и биологическую основу жизни индивида.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Габдуллина Л.Б. Спортивно-массовые мероприятия как фактор развития корпоративной культуры ВУЗа /Л.Б. Габдуллина //Наука и образование: проблемы и перспективы.-2017.-С.63-67.
2. Заботин Д.В., Егоров В.Н. Анализ нормативно-регламентирующих и методических положений физической подготовки военнослужащих // Известия Военного Института Физической Культуры. – 2015. – №3. – С. 125.
3. Изменения в деятельности опорно - двигательного аппарата стареющего человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://meddaily.info/?cat=article&id=1445. Дата доступа: 08.04.2023.
4. Изменения в деятельности опорно - двигательного аппарата стареющего человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://meddaily.info/?cat=article&id=1445. (Дата обращения 08.04.2023).
5. Кириллова Е. С. Влияние физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам XXIV студенческой международной научно-практической конференции. 2017. С. 269-272.
6. Коваленко Т.Г. Социально-биологические основы физической культуры: Учеб.пособие /Т.Г.Коваленко.-Волгоград: ВолГУ,2000,-124 с
7. Корчемкина, М.А. Влияние средств физической рекреации на социализацию взрослых /М.А. Корчемкина//Проблемы физической культуры и спорта и пути их решения.-2016.-С.122.
8. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты : учебник для вузов физической культуры / Л.П. Матвеев. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Советский спорт, 2010. – 340 с.
9. Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://helpiks.org/4-21279.html. Дата доступа: 08.04.2023.
10. Подвижные игры: учебник/ Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева. – М.: Физическая культура, 2006. – 288 с.
11. Пшеничников М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам//Физиология адаптационных процессов/Под редакцией Ф.З. Меерсона. Москва. Наука.2010. – С. 75
12. Сигов Н. Д., Ивахненко, Г. А. Актуальные вопросы практической реализации физкультурного образования в вузе // Ученые записки СанктПетербургского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 1(35).С. 124-139.
13. Теория оздоровительной физической культуры: курс лекций / авт.-сост.: В.П. Кривцун, Л.Н. Кривцун-Левшина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2023 – 53 с.
14. Тихонова В.И. Организация и методика проведения занятий по физической культуре в специальных медицинских группах: учеб.метод. пособие для студ.педагогических вузов / В.И. Тихонова. – Минск: БГПУ, 2020. - 131с
15. Физиология человека: учеб. Пособие /А.А. Семенович [и др]; под ред. А.А. Семеновича. – Мн.: Выш.шк., 2022. – 456 с.
16. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие /Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Academa. 2016.- 480 с.
17. Хромов В.В. Учебно-методический комплекс по спецкурсу «Физическая культура трудящихся» /В.В. Хромов. Гродно.: Госуниверситет, 2018. – 76 с.
18. Яковлева А.Н. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди работающего населения путем эффективного использования физкультурно-спортивных комплексов /А.Н. Яковлева //Здоровье и успех. -2010.-№4.-С.14.