Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследуемая в курсовом проекте тема является актуальной, так как такой жанр, как «натюрморт» все ещё пользуется популярностью в художественном направлении. Из-за этого имеет смысл проанализировать развитие такого жанра, как натюрморт.
Целью курсового проекта является разбор текущего состояния жанра «натюрморт» через призму деятельности художника В. Заогнека. Для этого следует решить следующие задачи:
• Проанализировать развитие жанра натюрморт;
• Разобрать историю творческой деятельности В.В. Загонека;
• Проанализировать работы В.В. Загонека, выполненные в жанре «натюрморт»
Объектом исследования являются натюрморты В.В. Загонека. Предметом исследования – его подход к созданию натюрмортов.
В качестве методов исследования использовался анализ натюрмортов В.В, Загонека. Также использовался анализ исследований, посвящённых жанру «натюрморт» и ресурсов с биографией и творческой деятельностью художника.
Курсовой проект состоит из титульного листа, содержание, введения, двух глав, заключения и списка источников
ГЛАВА 1: Развитие жанра натюрморт в современном искусстве
Натюрморт представляет собой жанр изобразительного искусства, в рамках которого изображаются окружающие человека в его быту вещей, которые соединены в единую композиционную группу. Натюрморты уже несколько столетий остаются украшением интерьера.
Сами натюрморты бывают как традиционными (на них изображаются фрукты, цветы, и иные предметы быта); так и аллегорическими, историческими и тематические, призванные донести до человека определённый посыл.
Жар является одним из оптимальных средств для изучения освещённости, цвета и форм изображаемых объектов. Также натюрморт предоставляет огромный спектр для занятия. В некоторых случаях натюрморт может раскрывать тему человеческого бытия.
Из-за обширного спектра функций жанра реальным становится не только поиск подходящих форм и смыслов для неодушевлённых предметов, но и поиск личных взглядов художника на окружающую действительность.
Натюрморт имеет древнюю историю. На протяжении долгого времени натюрморт оставался частью религиозной композиции, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Христа и Богоматери. Также натюрморты располагались на обратной стороне алтарных образов.
В таких рамках и формировались традиции жанра. Окончательно он оформляется в творчестве европейских художников XVII столетия. После чего он становится одним из акторов в европейской живописи. Отправной точкой на тот момент стали Нидерланды и Фландрия.
Истоками натюрморта можно считать традиции нидерландского общества того времени, одной из которых являлось обязательное наличие растений (или садов с загородными виллами). Первыми художники-натюрмористы (Я. де Гейн, А. Босхарт-старший, А. Босхарт-младший) специализировались на изображении цветов.
Натюрморт всегда являлся одним из элементов, которые связывали художников-реалистов с природой. Каждая эпоха предоставляла художникам-натюрмористам определённые культурные идеалы, выразительность и своеобразие в выразительности пластических средств, присущих определённой исторической эпохе. Также это работало и с отдельными особенностями натюрмористов.
В отдельный жанр натюрморт выделился только в XVII столетии. Однако признаки жанра проявлялись ещё на этапе зарождения человечества. Тогда первые люди стремились изобразить предметы из окружающего быта на стенах и скалах. Позже это перешло на холсты.
Храмы и гробницы фараонов Древнего Египта украшены картинами, которые описывали подношения богам различных даров. Многие фрески сохранились в своём изначальном виде. Художники того периода не уделяли внимание реалистичному изображению вещей, но они старались подчеркнуть важность изображаемых предметов.
Аналогичные мозаики и росписи из Римской империи отличаются проработанной детализацией объектов. Греческие, а затем и римские художники демонстрировали свои навыки при работе с объектами разных цветовых оттенков. Однако сюжет у их изображений отсутствовал. Такое творчество в Риме и Греции носило декоративный характер.
На момент XV-XVI столетий европейцы считали натюрморт одним из приёмов живописи. Предметы же считались второстепенной частью картины. В сюжетах картин часто фигурировали религиозные мотивы. Примером такого можно считать работу «Триптих семейства Брак» за авторством Р. дер. Вайдена.
Определённый перелом в восприятии искусства произошёл к началу XVII столетия. Тогда большинство художников уже признали натюрморт в качестве полноценного жанра. Начало новой эпохи обычно связано с такими художниками, как П. Класс и Х. Класс.
Однако до этого предметы природного происхождения встречались в ранних работах. Но именно Классы сделали на них основной упор.
Некоторые историки утверждают, что первым натюрмортом можно считать картину «Мюнхенский натюрморт» за авторством Я. Де Барбари. На нём изображены арбалетный болт, куропатка и рукавица из лат. Появилась картина в 1504 году.
Нередко в изображаемые предметы вкладывался определённый символизм. Так карманные часы могли олицетворять собой ход времени.
Характерным для голландского натюрморта стал жанр «завтраки», появившийся в Харлеме. Первопроходцами в этом направлении стали художники П. Клас и В. Клас. Они сформировали собственную категорию демократических вариантов завтраков в Голландии. Внимание в их натюрмортах концентрировалось на скудных по внешнему виду объектах домашнего быта. Этот жанр открыл перспективы для единого тона колорита как главного средства для передачи разнообразия фактурных качеств вещей и выявления единства предметного мира.
После начал появляться «кухонный натюрморт», придерживающийся традиций «завтраков». Их отличительной чертой стал упор на пространственную среду объектов. Жанр распространился как на территории Голландии так и Фландрии.
Фламандский натюрморт от голландского отличается яркой выразительностью и отчётливо выраженной пышностью. Яркими представителями этого жанра являются такие художники, как А. Босхарт-старший, Ф. Снейдерс и П. Рубенс.
В Германии и Франции жанр развивался по иным направлениям. Работы художников в этих странах тогда отличались строгостью с сохранением изящества и элегантности. Сказывалось влияние классицизма. В случае с немецким натюрмортом образца XVII столетия реалистичный и декоративный направления существовали параллельно друг другу.
В сравнении с немецким натюрмортом итальянский отличался наибольшим количеством деталей. Ключевой фигурой в итальянском натюрморте стал художник М. Мерзи да Карваджо. Является одним из первых художников, который обратился к жанру натюрморта. Ему же принадлежит авторство над образом «мертвой натуры».
Испанский натюрморт образца XVII столетия развивался своей дорогой. За счёт этого он приобрел собственные уникальные черты, которые отличают его от остальных школ натюрморта. Таким образом испанский натюрморт обзавёлся строгостью и значительностью в изображении вещей. Наиболее ярко это проявилось в работах Ф. Сурбарана.
Во французском натюрморте с конца XVII столетия превалировали декоративные веяние. Пиком французского натюрморта образца XVII столетия стали работы Ж.Б.С. Шардена. Его работы выделялись строгостью, необычными колористическими решениями и свободной композицией.
В средневековой живописи приоритетными жанрами становятся портретный, исторический и батальный. Натюрморт отходит на второй план.
Но своё внимание на него обращали романтики. Однако сам романтизм не сформировал значительной оригинальной концепции для жанра. Романтики чаще изображали на натюрмортах охотничьи трофеи и цветы.
В XVII веке натюрморт стал оружием в руках художников, которые работали во многих жанрах и вовлекли натюрморт в борьбу определённых взглядов на идею и эстетику картин. Одним из таких можно считать художника-реалиста Г. Курбе. Он сформулировал новую концепцию, предопределив отношение натюрморта с природой.
К XIX столетию ситуацию меняется. За счёт художников натюрморт получил второе дыхание. К таким художникам можно отнести Э. Делакруа, Ф. Гойя, У Харнет, А. Фантен-Латур, Г. Крубе, В. Ван Гог, П. Зезанн. В частности, он становится любимым среди постимпрессионистов. С этим обычно связывают второе дыхание для жанра.
Импрессионисты формировали собственную композицию натюрморта, перенося на жанр принципы, применявшиеся ими в пейзажах. Увидев в натюрморте только воздух со светом, они превратили предметы в носители соответствующих рефлексов.
С начала ХХ столетия натюрморт становится определённой лабораторией для творческой живописи. Таким образом на жанр обращают внимание такие художники, как А. Матисс. ХХ век для изобразительного искусства отличается поиском наиболее эмоциональных и экспрессивных возможностей цвета и новой фактуры. Также к натюрморту прибегали такие сторонники кубизма, как Ж. Брак и П. Пикассо. За счёт специфики натюрморта они стремились утвердить новые способы передачи пространства и формы.
В русском творчестве натюрморт появляется в начале XVIII столетия. Но на тот момент натюрморт занимал эпизодические позиции. Самостоятельным жанром в русской живописи натюрморт стал только в ХХ столетии. Поспособствовали этому работы таких художников, как А. Головин, М. Врубель, В. Борисов-Мусатов, К. Коровин.
Одним из первопроходцев жанра в русской живописи считается художник И. Хруцкий. За счёт созданий картин в этом направлении он положил начало развитию этого жанра. Свою роль сыграл в этом талант живописца, которые отразился в изображении предметов быта. Ярким примером таланта художника можно считать его картину «Цветы и плоды», где живописце создаёт чувство торжественности, что на тот момент ценилось [См. 4 С.6].
В этот период популярностью пользуется такая разновидность натюрморта, как «обманка». Формируя подобные полотна художники напирали на жизнеподобие и полное сходство изображения с изображаемыми объектами. На начальном этапе представление о натюрморте шло вместе с изображением окружающих человека вещей и природы [См.2 С.9].