Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования, состоит в том, что налоги играют важную роль в жизни государства. Благодаря налогам государство может существовать и выполнять свои функции. Налоги идут на содержание государственных органов, обеспечение образования и здравоохранения, защиту безопасности страны. Налоги также способствуют развитию экономики, увеличению производства и специализации, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния населения. Для достижения этих целей государство формирует свою налоговую систему.
Налоговая система каждой страны уникальна и зависит от многих факторов. Невозможно просто скопировать налоговую систему другой страны, даже если она работает хорошо для нее. Необходимо учитывать исторические и социальные особенности страны, менталитет ее жителей, политическую и экономическую ситуацию. Только тогда налоговая система будет гармоничной и эффективной для государства.
Целью исследования является изучение особенностей налоговой системы в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- изучить сущность и роль налогов в экономике;
- рассмотреть понятие, принципы и структуру налоговой системы России;
- провести сравнительный анализ особенностей налоговой системы в России и зарубежных странах;
- дать оценку эффективности налоговой системы в России.
Объектом исследования является налоговая система России, а предметом являются экономические отношения, совокупность налогов, сборов, принципов построения, способов, установленных государством, которые обеспечивают реализацию концепции налоговой системы Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили научные труды представителей науки, таких как: Т.Д. Самойлова, М.В. Накова, Л.Н. Лыкова, Р.Б. Хапсаева и др., а также Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, а также периодические издания.
Методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов исследования, таких как диалектический, сравнительный, правовой и исторический.
Структура курсовой работы состоят из введения, двух глав, четырех подпунктов, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
1.1. Сущность и роль налогов в экономике
Налоги являются воплощением экономически выраженного существования государства. Безусловно, существование самодостаточного, экономически независимого и развитого во всех сферах государства невозможно без формирования правильной и эффективной налоговой политики.
Государство, являясь главнейшим общественным институтом, практически не имеет самостоятельного дохода. Напрямую финансирование государства невыполнимо и формирование определенной материально-финансовой базы происходит посредством накопления обязательных денежных средств, которые, в свою очередь, выражены в виде налогов в бюджеты всех уровней и фонды. Это происходит при помощи создания фискальной политики – одного из самых главных способов вмешательства государства в экономику [10, с. 85].
В широком смысле фискальная политика – это инструмент, с помощью которого правительство регулирует стабильность экономической системы и проводит распределение денежных средств, которые были аккумулированы в бюджеты, для которых основным источником дохода являются налоги.
Наблюдая за зарождением такого феномена, как «государство», можно заметить, что налоги всегда являлись его неотъемлемой частью. Прообраз налоговой системы возник ещё на самых ранних этапах зарождения общин. Появление самой концепции налогообложения, в общем и целом связано с необходимостью распределения труда и профессионализации работы. По большей части налоговые поступления в то время были у вождей, воинов, старейшин или служителей определенного религиозного поклонения.
Первоначальное развитие налоговой системы совершалось в каждой общине собственноручно, а сама концепция разнилась местным уровнем «фискального» охвата. Появление именно таких систем налогообложения стало одной из самых основных предпосылок к формированию государства.
На данной стадии развития наиболее существенной задачей таких систем было обеспечение наиболее подходящих материально-экономических условий с целью распределения функциональных обязанностей в общественных группах. Именно налогообложение позволило сформировать концепцию материального обеспечения социальных групп, которые не были задействованы в добывании либо создании ценностей материального характера [13, с. 56].
В дальнейшем, с появлением протогосударств, направленность задач систем налогообложения приобрела более обширный характер. Сам же термин «налог» в отечественной литературе появился в начале 18 века, который был употреблён в работе А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России». Вплоть до этого момента широко употреблялось слово «подать».
Невзирая на достаточную давность появления термина «налог», который использовался не только в правовых актах, но и в литературе, содержание и сущность его остаются неоднозначными. В конечном итоге, правильное определение налога играет далеко не последнюю роль. Существует огромное количество определений данного термина.
Некоторые закреплены в нормативно-правовых актах, а некоторые дефиниции были предложены учёными в своих научных трудах. До настоящего момента нет ни единого чёткого, однозначного и доступного для всех определения. Проблемой же является то, что это понятие включает в себе совокупность взаимосвязанных экономических, юридических и общественных значений.
Большое количество учёных рассматривают категорию налога с самых различных точек зрения, но практически все понимают налог как платёж с физических и юридических лиц в пользу государства. Характерно, что все определения налога содержат одну общую черту – налог является инструментом фискальной политики для аккумулирования средств в бюджет.
Это толкование является верным: государству нужны определенные денежные средства для выполнения своих функций и обязательств, но в то же время такое одностороннее толкование не передаёт всю важность и особенность налогов - возможность использовать их для воздействия на экономические процессы. Они не только выполняют фискальную функцию, но ещё и служат для выполнения множества экономических операций.
Определение, которое было дано в Налоговом Кодексе Российской Федерации, не совсем отражает всю суть и многогранность налогов как экономической категории, его социально-экономическую сущность. На сегодняшний день налоги, непременно, оказывают влияние на развитие производства. Социальное же значение налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в ходе самого налогообложения [2].
Роль, сущность и назначение налогов выражаются в их функциях. Поэтому они объективны, предварительно предопределены и присутствуют всегда независимо от воли государства. Необходимо принять во внимание тот факт, что налоговая система является установлением государства и только государство формирует структуру налога, давая ему то или иное свойство, либо старается с помощью налога решить какую-либо проблему экономического или социального характера.
Жизнь налогов обусловлена существованием государства, задачи и цели также определены государством. Вне определенного государства и его соответствующего акта об установлении налога налогов не существует. Резон же по созданию налоговой системы у государств может быть совершенно разный – экономический, социальный и политический.
Налогом является многогранная структура, при создании которой следует учесть проявление всех свойств и возможностей налога, т.е. проявление его функций. Результат, который достигается при использовании функций, на практике представляет собой роль налогов в жизни общества, которые имеют следующие признаки [3]:
- обозначает потенциальные возможности налога;
- предполагает определенный механизм реализации приложения налога к общественным отношениям;
- демонстрирует взаимозависимость объекта воздействия (общественные отношения) от изменений налога как аргумента;
- способен устанавливаться целенаправленно;
- не соответствует критерию постоянства.
Рассматривая то или иное действие налога или его эффекта, применяя перечисленные признаки, можно определить, считается ли представленное действие функцией налога или частным проявлением его свойств (роль налога). К настоящему времени в нашей стране нет единого мнения насчёт количества функций, которые выполняет налог.
Различные авторы предполагают различные наборы функций. В числе налоговых учёные обычно выделяют: фискальную (которая является наиболее значимой), экономическую, перераспределительную, стимулирующую регулирующую, контрольную и социальную.
С помощью фискальной функции налоги выполняют свою главную задачу – аккумулируют средства в бюджет государства. Фискальная нацеленность налога всегда остаётся главенствующей, но не является исключительной.
Благодаря непосредственно фискальной функции формируются конкретные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. Непосредственно фискальная функция предполагает появление других функций. Регулирующие возможности налога существуют всегда независимо от волеизъявления самого государства [5, с. 158].
Регулирующая функция стоит наравне с фискальной, ведь отвечает всем признакам, которые были названы выше: объективно существует, предварительно предопределена и выполняет свои задачи независимо от воли государства.
Таким образом, она может рассматриваться как отдельная самостоятельная функция. Данная функция проявляется в различной степени в зависимости от поставленной задачи: стимулирующей, дестимулирующей, социальной, интегрирующей и так далее. В условиях развития рыночных отношений в России учет регулирующей функции налога позволит стимулировать инвестиционные процессы, увеличить объемы производства и обеспечить экономический рост. Налог является экономической основой правительственной машины. Налогам присущи две функции – фискальная и регулирующая, остальные же функции являются частным проявлением данных функций, они выступают в виде роли налога в жизни общества.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно утверждать, что налоги являются гибким инструментом фискальной политики, который выполняет одну из первостепенных задач – поддержание существования государства.
Помимо этого, налог используются для экономического воздействия государства на экономику страны. Правильно построенная налоговая система играет важную роль в развитии экономики, что проявляется в первую очередь через функции налогов. Допустимость посредством налогов стимулировать, стабилизировать и контролировать развитие экономики считается характерной особенностью налогов на нынешней стадии экономического формирования.
Именно налоговая система является ключевым звеном механизма поддержки и развития экономики страны. Налоги являются инструментом органов власти, который направлен на нивелирование социальных противоречий между высоко- и низкодоходными категориями населения и на уменьшение дифференциации в социально-экономическом развитии регионов.
Фрагмент для ознакомления
3
этих реформ. Исследование эволюции налоговой системы должно использоваться для создания эффективной системы налогообложения, для предотвращения повторения ошибок и просчетов, которые уже не раз негативно влияли на экономическое развитие государств.
Рассматривая проведенный анализ деятельности ФНС России, возможно сделать заключение, что система ФНС довольно результативно выполняет задания по выявлению недобросовестных налогоплательщиков, повышая доначисления и одновременно снижая суммы недоимок по налогам и сборам, тем самым является эффективным инструментом обеспечения финансовой политики государства. Итогом чего считается увеличение суммы поступлений налоговых доходов в бюджеты РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (дата обращения 04.02.2023)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 214-ФЗ (ред. 01.05.2022 № 120-ФЗ)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (ред. 01.09.2020 № 1334)
4. Борисова Е.В. Методы управления налоговыми рисками в деятельности ФНС Российской Федерации // Форум. Серия: гуманитарные и экономические науки. 2021. №2(22). С.220-223.
5. Бочарова Н. Н., Жорницкая Е. А. Модернизация налоговой системы Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 74-7. С. 158–160.
6. Караева Ф. Е. Обзор изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В. М. Кокова. 2021. № 2. С. 125–131.
7. Лыкова Л.Н., Букина И.С. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России / Статья [Электронный ресурс] Эл. журнал «Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова» URL: http://www/rea.ru/ru/Pages/expertixareu.aspx (дата обращения 06.12.2022).
8. Накова М.Р. Анализ влияния налоговых преступлений на экономическую безопасность регионов российской федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 5. С. 278-282.
9. Наконечникова, Л. А. Построение унифицированной модели контроллинг-системы бизнес-процессов деятельности предприятий / Л. А. Наконечникова, Н. Н. Наконечников //. – 2020. – № 3(20). – С. 99-103. – EDN JAICIN
10. Налоговый кодекс Российской федерации (в 2-х частях). – М.: Издательство ПРИОР, 2018. – 320 с
11. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.gov.ru/rn54/news/activities_fts/4276176/ (Дата обращения 06.12.2022)
12. Результаты круглого стола «Налоговая система Российской Федерации как инструмент развития делового климата» - Режим доступа: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/102244/ (дата обращения 03.04.2023)
13. Самойлова Т. Д., Чернышова К. С. Эффективная налоговая система: прошлое, настоящее и будущее // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2021. № 21. С. 56–61
14. Самсонов Е. А., Мартиросян С. В. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 4. С. 51–56.
15. Хапсаева Р. Б. Совершенствование налоговой системы России с использованием цифровых технологий // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. 2019. № 1. С. 110–112.
16. Aguzarova L., Aguzarova F., Aguzarova M. Double taxation: concept, causes and procedure for elimination // Proc. sci. conf. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, 2020, pp. 1290–1295