Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование психологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в социальных проектах 5
1.1. Общая психофизиологическая характеристика лиц с ОВЗ 5
1.2. Социально-психологическая помощь людям с ОВЗ 7
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей людей с ОВЗ с 18 лет до 30 лет 12
2.1. Организация исследования 12
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 15
2.3. Формирующий этап исследования 20
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 22
Выводы по главе 2 26
Заключение 29
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена постоянно растущим числом детей и лиц с различными психофизическими расстройствами и необходимостью для этих людей найти свою собственную социальную нишу. Иными словами, проблемы социальной адаптации у людей с ограниченными возможностями являются главными во всем процессе их жизни. Адаптация предполагает обучение, дальнейшее трудоустройство и включение в коммуникативное пространство всего общества.
Предмет данной работы посвящен определенной возрастной группе: 18-30 лет, возрасту юности и ранней взрослости. Следует отметить, что на этом возрастном этапе личность полностью созревает, окончательно формируя ценностно-смысловые ориентиры, жизненные установки, выстраивая собственную линию мироощущения и поведения. Кроме того, в возрасте юности и ранней взрослости на первый план выходит потребность в самореализации и профессиональном самоопределении, поскольку начало этого периода связано с повышенной умственной и рефлексивной активностью.
Важно уточнить, что эти особенности у людей с ограниченными возможностями здоровья претерпевают значительные трансформации, что часто становится препятствием в социальной адаптации. В связи с этим сегодня создаются различные центры для инвалидов, кабинеты психологических консультаций, организуются социальные проекты.
Участие в социальных проектах лиц с ОВЗ нередко меняет их отношение к миру и позволяет снизить степень эмоционального напряжения и внутреннего конфликта. Кроме того, участие в социальных проектах позволяет инвалиду завести друзей, ускорить и адекватизировать процесс самоопределения и самоактуализации, а также осуществить адаптацию к обществу, условиям работы и бытовой деятельности. На основе сказанного выше можно заключить, что актуальность исследования состоит в выявлении и сравнительном анализе психологических особенностей лиц с ОВЗ, участвующих и не участвующих в социальных проектах.
Цель исследования – изучить психологические особенности людей с ОВЗ с 18 лет до 30 лет.
Объект исследования –психологические особенности людей с ОВЗ.
Предмет исследования – психологические особенности людей с ОВЗ с 18 лет до 30 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что участие лиц с ОВЗ в социальном проекте «От идеи к действию» способствует улучшению их самоотношения, повышению уверенности в себе и развитию коммуникативных навыков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое обоснование психологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в социальных проектах.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование психологических особенностей людей с ОВЗ с 18 лет до 30 лет.
3. Оценить эффективность участия людей с ОВЗ в социальном проекте.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 15 человек с ОВЗ с 18 лет до 30 лет, из них 8 женщин и 7 мужчин.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по проблеме; психодиагностические и математико-статистические методы.
Глава 1. Теоретическое обоснование психологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в социальных проектах
1.1. Общая психофизиологическая характеристика лиц с ОВЗ
Ограниченные возможности здоровья - это определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности, т.е. физические, психические или сенсорные дефекты [25]. Состояние ОВЗ может быть либо хроническим (врожденным или приобретенным, но необратимым), либо временным (восстановление возможно), либо общим или частичным.
Основной проблемой человека с ограниченными возможностями является нарушение его связи с миром, ограниченная мобильность, плохие контакты с окружающими [10].
Исследования показывают, что в общественном сознании существуют представления о людях с ограниченными возможностями здоровья как о раздражительных, агрессивных, с повышенным чувством жалости к себе, безынициативных. Однако возможен и обратный эффект: часто поведение людей, занимающих определенное социальное положение, задается не столько характерологическими особенностями, сколько социальным отношением членов общества к данной категории людей. Причины появления таких качеств кроются в системе ценностей общества, которое неспособно создать условия для полноценной жизни и развития людей с ограниченными возможностями. Следствием изоляции является то, что люди с ограниченными возможностями иногда воспринимают других очень недифференцированно, чаще всего они оценивают их по критерию: добрый – злой, и тот, кто их жалеет, с большей вероятностью будет добрым [45].
Повышенная уязвимость лиц с ограниченными возможностями обусловлена совокупностью объективных факторов, отражающих повышенную уязвимость к различного рода социальным рискам, субъективных - как следствие действия нетипичных психофизиологических черт личности в "особых" условиях их развития.
Психологические переживания людей с ограниченными возможностями могут быть вызваны
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 352 с.
3. Багаева Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М.: ВЛАДОС, 2005. 451 с.
4. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. М.: Педагогика, 2007. 247 с.
5. Бондаренко Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. М.: Владос, 2009. 300 с.
6. Буянов М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам. М.: Педагогика, 1971. 349 с.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654с.
8. Джеймс У. Личность // Психология личности: учебное пособие. Т. 1. / Ред. Д.Я. Райгородский. Издание 2-е, дополненное. Самара: Бахрах-М, 1999.
9. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
10. Иванов А.М. К анализу процесса культурной социализации инвалидов в России. Актуальные проблемы экономики и управления. Калуга, 2009. 70с.
11. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: лекции. СПб: Издательство ППМИ, 2003. 186 с.
12. Карнилова А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 107-114.
13. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Л.: Медицина, 1980. 144 с.
14. Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий. М.: Коррекционная педагогика, 2005. 210 с.
15. Колышко A.M. Психология самоотношения: Учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
16. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
17. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1987. 367 с.
18. Курбатов В.И. Социальное проектирование: учеб. пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2001.
19. Лебединская К.С. Задержка психического развития. М.: Педагогика, 2007. 280 с.
20. Лебединский В.В. Нарушение психического развития. М.: Педагогика, 2004. 306 с.
21. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб: Изд-во РГПУ, 1998. 271 с.
22. Луков В. А. Социальное проектирование: учебное пособие. М.: Московский гуманитарный ун-т, 2010.
23. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 208 с.
24. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика-Пресс, 2006. 284 с.
25. Мжаванадзе Н.Ш. Психолого-педагогическое сопровождение детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сыктывкар, 2013. 90с.
26. Назарова Н.М. Специальная педагогика. М.: Академия, 2010. 356с.
27. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Издательство: Московского университета,1987. 168 с.
28. Проект социальной программы «Ты не один» // URL: https://infourok.ru/proekt-programmi-socializacii-detey-s-ovz-ti-ne-odin-263824.html
29. Проект социальной программы «Я в большом мире» // URL: http://psihdocs.ru/proekt-programmi-socialenoj-integracii-detej-s-ovz-ya-v-bolesh.html
30. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / Под ред. Б.Б. Айсмонтаса: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. М.: МГППУ, 2013. 196 с.
31. Раусте фон Врихт. Образ «Я» как подструктура личности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 104-111.
32. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
33. Смирнов А.В. Исследование глубинно-психологических особенностей инвалидов // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: сборник научных трудов. Екатеринбург: УрГУ, 2001. С. 142-167.
34. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989. 210 с.
35. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М.: МГУ, 2005. 180 с.
36. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М.: АРКТИ, 2007. 80 с.
37. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб.: Речь, 2003. 216 с.
38. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
39. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика. Балашов: Николаев, 2004. 80 с.
40. Фатихова Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. Красноярск. 2010. № 4 (10). Часть 8. С. 82-84.
41. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
42. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ. Ст. 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья // URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/79/
43. Фоминых Е.С. Психологический анализ рисков виктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессионально-образовательной среде // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №2(16). Май 2012. Режим доступа: www.grani.vspu.ru
44. Черничкина В. А. Социально-психологические проблемы инвалидов и основные стратегии их разрешения: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05: Ярославль, 2003. 273 c.
45. Шелкопляс Е.В. Индивидуальный оптимум адаптации как основа лечебно-профилактических и реабилитационных программ в психиатрии и психосоматической медицине / В сб. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. СПб.: Иваново, 2000. С. 191-198.