Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена современными процессами, происходящими со стоимостью бизнеса в России, когда внешнеэкономические и политические события приводят к нестабильности и стоимость одной компании может в течении года измениться несколько раз.
Управление стоимостью предприятия понимается как система управления, которая преобразует ценностные цели владельцев бизнеса в конкретные действия наемных менеджеров, которые должны осознавать свою приоритетную задачу по увеличению стоимости предприятий и подчинять ей другие цели. В концепции управления стоимостью предприятие рассматривается с позиции владельцев как инвестиция; само управление носит стратегический инновационный характер, подчинено процессу создания стоимости и основано на учете выбранных приоритетных видов стоимости. Оно не противоречит общей теории менеджмента, но дополняет систему целей предприятий целью их владельцев, определяет процессы управления, для которых критерий стоимости является основным (реорганизация, стратегическое управление, инновации), и конкретизирует их функции. Управление происходит в условиях значительной неопределенности, согласно которой главным ключом к успеху являются личные качества и таланты топ-менеджеров.
В рыночных условиях компания является центром интересов различных групп заинтересованных сторон, в число которых могут входить инвесторы, клиенты, поставщики, сотрудники, органы государственной власти и общество. Учитывая интересы всех заинтересованных групп, главной целью предприятия является его сохранение, совершенствование и развитие, поскольку это также позволяет реализовать индивидуальные цели каждого сотрудника. Устойчивое развитие предприятия достигается за счет увеличения стоимости предприятия при выполнении материальных, экологических и социальных целей.
Объект исследования – стоимость компании. Предмет исследования – методы управления стоимостью компании.
Целью исследования является оценка стоимости компании с помощью метода управления денежными потоками.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретических положений управления стоимостью бизнеса
2. Исследование методов управления стоимостью
3. Практический анализ оценка стоимости компании методом NPV
Материалы и методы Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные теоретические положения финансового менеджмента, метод анализа первичной информации использован в результате детального изучения национальных нормативных актов и международных стандартов, касающихся оценки рыночной стоимости предприятия.
Развитию теории и практики оценки стоимости предприятия посвящены работы таких ученых, как Болодурина М.П., Кушу С.О., Лисовский А.Л., Лисовский А. Л., Натенберг С., Ник А.В., Франк Ч. и др.
1. Теоретические аспекты управления стоимостью компании
1.1. Понятие и история развития концепции управления стоимостью компании
Доказано, что процесс управления стоимостью обеспечивает лучшие результаты по сравнению с альтернативными подходами.
Управление стоимостью зародилось как анализ стоимости в General Electric, а затем как стоимостная инженерия в США как инициатива по более эффективному управлению скудными ресурсами во время послевоенного восстановления экономики. Это стало ключевым элементом постоянного успеха General Electric, поощряя безграничное поведение ее сотрудников, как описал Джек Уолш, председатель правления и главный исполнительный директор за 20 лет, за которые стоимость акций компании выросла на 4000%.
В Австралии мы объединили различные названия, присвоенные этому процессу, под единым названием: Управление стоимостью. Это лежит в основе подхода, используемого в Австралийском стандарте управления ценностями и в усилиях Института по обсуждению ценностей и критериев образовательных курсов [3].
Важной отправной точкой в понимании управления стоимостью является признание того, что ценность и соотношение цены и качества - это не одно и то же. В управлении стоимостью ценность и соотношение цены и качества рассматриваются отдельно.
Усложняющим аспектом в этом является то, что термин "ценность" используется по-разному и означает разные вещи в зависимости от контекста, а также иногда используется как сокращение от "соотношение цены и качества".
В первую очередь по этим причинам был введен Австралийский стандарт – чтобы обеспечить стандартную терминологию и определения для целей осуществления процесса управления стоимостью.
Итак, проблема заключается в необходимости разработки эффективных компонентов для определения стоимости предприятия и управления им с целью удовлетворения потребностей участников. Управление стоимостью предназначено в первую очередь для открытых акционерных обществ и возможно при следующих условиях: коллективная собственность предприятий; осознание владельцами предприятий необходимости управления по затратному критерию; наличие конкурентной среды, отказ от практики искусственной монополизации рынков; наличие эффективных механизмов для акционеры могут влиять на наемных менеджеров в рамках корпоративной модели управления предприятиями; ликвидность предпринимательского рынка; ускорение интеграции отечественных предприятий в международное экономическое сообщество [2].
Таким образом, Фрэнк Ч. рассматривает управление стоимостью на ферме как сложную систему, содержащую общекорпоративный, бизнес- и функциональный уровни, на которых проявляются специфические функции управления, основанные на общих функциях управления, но имеющие свои собственные характеристики. На корпоративном уровне руководство фокусируется на долгосрочный рост стоимости существующих предприятий (рыночной стоимости фирм), фокусируется на действиях по изменению управляемых факторов формирования стоимости в пользу предприятий, а также на продуктовых, процессных и организационных инновациях, определяет место и роль бизнес-направлений в формировании стоимости и обеспечивает источники инвестиций для его роста. На бизнес-уровнях контроль исходит из целей на корпоративном уровне, но с точки зрения инвестиционной ценности каждое направление бизнеса, поскольку инновации преобладают на этом уровне управления, заключается в инновациях и инвестиции обеспечивают конкурентные преимущества, рыночное и ресурсное обоснование производственных программ по факторам создания стоимости.
Управление затратами на функциональном уровне реализуется деятельностью компаний и согласовано на уровне бизнес-направлений; его особенности проявляются в различиях отдельных сфер деятельности предприятий, общим здесь является ориентация на рост вклада каждого в инвестиционные затраты и чистая стоимость активов. Другими словами, элементы системы управления рассматриваются как управление денежными поступлениями и расходами, прибылью, инвестициями, нематериальными активами, выбытием основных средств и оборотного капитала, контроль структуры капитала, управление ценными бумагами и дивидендной политикой.
1.2. Модели управления стоимостью компании
Рассмотрим некоторые методологические подходы к определению стоимости предприятия. В теории и практике оценки бизнеса, по аналогии с оценкой недвижимости, традиционно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрианова Ю.В. Методологические подходы к формированию поправок на степень контроля при оценке рыночной стоимости пакетов акций компаний // Инновации и инвестиции. 2016. № 12. С. 166-171.
2. Богатырев С.Ю. Диапазоны компонентов поведенческой ставки дисконтирования для оценки рыночной стоимости акций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 82-87.
3. Боголюбов В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. Учебник для СПО. — М.: Юрайт. 2020. 294 с.
4. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. / С.В. Валдайцев. — GUMER-INFO, 2019. — 720 с.
5. Васильева, Л.С. Оценка бизнеса. Учебное пособие / Л.С. Васильева. - М.: КноРус, 2019. - 320 c.
6. Гизатуллина В.Г., Нахимова О.Д. Оценка стоимости акций при слиянии транспортных компаний // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности). 2019. № 1 (12). С. 13-20.
7. Григорьев, В.В. Оценка предприятия: теория и практика. / В.В. Григорьев. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2019. — 320 с.
8. Есипов, В.E. Оценка бизнеса: учебник /В.Е. Есипов. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
9. Кокин А.С., Осколков И.М., Сызганова А.А. Сравнительный подход к оценке стоимости акций нефтегазовых компаний России на основе фундаментального анализа // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 1-1. С. 241-258.
10. Маркова, Г.В. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие / Г.В. Маркова. - М.: Курс, 2018. - 320 c.
11. Молотков А.Б. Оценка приведенной стоимости акций для конечного интервала инвестирования // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 2A. С. 56-67.
12. Охтов А.А., Андрианова Ю.В. Особенности подбора компаний-аналогов при оценке рыночной стоимости контрольных и миноритарных пакетов акций российских компаний // Инновации и инвестиции. 2019. № 1. С. 125-128.
13. Оценка бизнеса: Учебник / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова. – М.: «Финансы и статистика», 2021. – 387 с.
14. Ракошиц В.С., Абрамычев А.В., Мещеряков А.В. Метод моментов и метод выбранных точек в задачах оценки стоимости акций // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 2. С. 16-18.
15. Спиридонова, Е. А. Оценка стоимости бизнеса : учебник и практикум для вузов / Е. А. Спиридонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 317 с.
16. Шуклина М.А. Учет дополнительных конкурентных преимуществ публичных компаний при оценке стоимости их акций // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 2 (209). С. 66-76.
17. Эскиндаров, М.А. Оценка стоимости бизнеса (для бакалавров) / М.А. Эскиндаров; под ред., Федотова М.А. под ред.. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.