Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современный глобальный интернет-ресурс за последние десятилетия немыслим в повседневной жизни человека и общества. Различные интернет издания привлекательны своей доступностью, удобством пользования и информационной периодичностью. Современный человек достаточно легко приспособился к большим привилегиям интернет-ресурсов. Не стала исключением и религия.
Данное совпадение отнюдь не случайно. Современные западные аналитики указывают на десекуляризацию мировой культуры. Национальная и религиозная идентичность оказывают большое влияние на социально-политические процессы в рамках одного государства.
Современный этап развития российских медиа технологий стал необычайно популярен и распространен. Несмотря на закрытие многих социальных сетей, усиление законодательства в области телекоммуникационных средств, российское общество продолжает активно пользоваться всеми доступными и недоступными меди площадками. Религиозные организации также не остались в стороне. Религиозные институты в целом, и отдельные структуры в частности, продолжают завоёвывать новые просторы сети Интернет.
К началу XXI века в российском обществе сложилась достаточно устойчивая система взаимоотношений средств массовой информации и религиозных организаций.
На данный момент, сеть Интернет является самой быстрой, доступной и удобной площадкой для ведения активной миссионерской, образовательной и благотворительной деятельности. Религиозные деятели отвечают на вопросы, создают свои аккаунты, говорят о наболевшем. Традиционные ценности и обычаи стали доступными и осовремененными благодаря поддержке социальных сетей. Взаимоотношения религии и интернета является важным при изучении данной проблематики. Решаются вопросы как на высоком уровне, что и как говорить, так и на государственном.
Объектом исследования типологизация интернет ресурсов религиозной направленности на территории Российской Федерации в рамках мировых религий.
Предмет исследования – специфика и типология религиозных сайтов на примере ХМАО.
Цель работы анализ информационно-коммуникационной деятельности сайтов религиозной направленности.
В рамках поставленной цели определены следующие задачи исследования:
• определить влияние религиозного фактора на развитие современного общества;
• определить роль и значение религиозных организаций как
субъектов российского интернет-пространства;
• - выявить социальные функции религиозных ресурсов Интернета;
• определить типологию религиозных сайтов Рунета;
• охарактеризовать типы сайтов в Ханты-Мансийском Автономном округе.
Научная новизна. В данной курсовой работе проведен анализ типов религиозных сайтов на примере Ханты-Мансийского автономного округа. Выявлена механизм типологизации сайтов религиозной направленности в рамках трех мировых религий.
Степень разработанности Анализ сайтов религиозной направленности не является малоизученной проблемой. Многие теоретики культуры и философии еще в XX веке определили значимость и важность интернета в распространении и популяризации религиозных знаний. Работа канадского культуролога и философа М. Маклюэна «Телевидение. Робкий гигант» предопределило значимость технологий за 30 лет ее развития и распространения. Среди теоретических работ хотелось бы отметить труды английского ученого Ф. Уэбстера «Теории информационного общества», Гухмана В.Б. «Информационная цивилизация», Э. Тоффлера «Третья волна», Калмыкова А.А. «Интернет-журналистика» и другие.
В рамках изучения проблемы религии в рамках интернет -пространства, можно отметить работы Ковлягина Т. «Интернет. Мировые религии в онлайн и соц. Сетях», Лученко К. В. «Религия в Интернете: миссия в информационном обществе», Бабаева М. «Религия в киберпространстве»
Методы исследования. В данной курсовой работе были использованы совокупность методов анализа, обобщения, индукции, синтеза. С помощью этих методов были обработаны данные, полученные в ходе мониторинга религиозных сайтов и контент-анализа содержания этих сайтов.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании на российском материале особенностей функционирования религиозных интернет-ресурсов, использования российскими религиозными организациями Интернета для реализации своих информационных и коммуникационных потребностей. Базой изучения стали православие, ислам и буддизм.
Курсовая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Религия и информационные технологии: основные концепции и подходы.
1.1. Концепции и подходы к формированию религиозного мировоззрения в информационном обществе
История развития мировых религиозных конфессий была тесно связана с коммуникациями. По мере развития и организации социального общества, развитием новых форм коммуникативных технологий, менялась функциональная наполняемость религии. Проповеди, как главный фактор информационной составляющей выходил на новые уровни. В ракурсе развития можно определить способы коммуникации, такие как письменность, дороги, устное предание, книгопечатание, железнодорожное сообщение и многие другие. Начиная с XIX века на первое место выходят периодическая печать и радио. Большую роль в миссионерской деятельности сыграл научный догматизм, атеизм и переоценка ценностей, присущая мировому сообществу в XX в. Первые печатные издания появились в Европе в конце XIX века. Это журналы «Ля Круа» (основана в 1880 г.), если говорить о католических изданиях, «Кристиан Сайенс Монитор» (основана в 1908 г.), если речь идет о протестантской прессе, или «Христианское чтение» (основан в 1821 г.) - в православной России; позже - радио- и телеканалы, в некоторых странах сложились системы религиозных СМИ (например, разветвленная сеть католических медиа, медийные империи исламских государств). Современные российские религиозные организации используют интернет в качестве вспомогательной платформы для миссионерской, образовательной и научно-публицистской деятельности. Освоение религиозными организациями пространства Интернета и расширение их информационно-коммуникационной деятельности происходит- в качественно новых условиях развития информационного общества.
Среди теоретиков, которые занимались проблемами становления общества нового типа (наиболее распространенное его определение «информационное общество», но также встречаются «постиндустриальное общество», «сетевое общество», «общество постмодерна»), основатель кибернетики Н. Винер, «канадский пророк» М. Маклюэн, социологи Д. Бэлл, Э. Тоффлер, Д. Нейсбит, европейские философы Ю. Хабермас, Ж. Бодрийар и многие другие. Все крупные мыслители второй половины XX века так или иначе касались в своих работах осмысления социальных трансформаций последних десятилетий. Важным в исследованиях данные специалисты отмечали усиление роли средств массовой информации в коммуникативном аспекте. Интернет стал неотъемлемой частью общественных отношений.
В работе «Теории информационного общества» английский ученый Фрэнк Уэбстер анализирует виды информационного общества, которые формируются по следующим критериям: технологический, экономический, и пространственный. Еще одни важный критерий, который анализирует автор, и который, по его мнению, является важным, это культурный критерий «Современная культура явно более информативна, чем любая предшествующая. Мы существуем в медианасыщенной среде Признание взрывного роста смыслов заставляет многих авторов говорить о том, что мы вошли в информационное общество» . Среди определений информационного общества, ни одно из которых не кажется Уэбстеру полным и удовлетворительным, он приводит в качестве наиболее убедительного следующее: «эта дефиниция предполагает, что в основе нашего поведения сегодня лежит теоретическое знание (информация)», т. е. человек в своих оценках и принятии решений опирается не на собственный эмпирический опыт, а во все большей степени на опыт «опосредованный», т. е. «медийный». Таким образом, находит свое подтверждение выражение классика теории информации Маршалла Маклюэна "Media is the message" (средство сообщения и есть сообщение), носитель информации заменяет собой информацию...
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. https://ugraeparhia.ru/
2. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/a3cba9a7c2ac9aa487df2d4172734dd5139376f5/
3. РБК:https://www.rbc.ru/technology_and_media/21/03/2022/6238a5e89a79477e5dc0245f)
4. https://www.diaconia.ru/
5. http://www.constitution.ru/
6. http://www.patriarchia.ru/
7. https://islam.ru/
8. https://www.buddhism.ru/
9. https://www.diaconia.ru/
10. https://86islam.ru/
Библиография.
1. Амзин, А.А. Новостная новая журналистика в интернете / А. А. Амзин. – М.: Либроком, 2010. 168 с.
2. Арва Ибрахим. Молитва во время COVID-19: крупнейшие мечети мира в период пандемии. URL: http://islam.plus/ru/actualno/obzori/molitva-vo-vremya-covid-19-krupneyshiemecheti-mira-v-period-pandemii (дата обращения 09.04.2023).
3. Бабаев М. Религия в киберпространстве // Вестник сетевой культуры [Электронный ресурс] — Режим доступа: — http://www.zhurnal.ru/staff/Mirza/rel_cyb.htm
4. Балич Н.Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества. Социологический альманах.
5. Бауман З. Текучая современность.-СПб: Питер, 2012.
6. Блохин В. Н. Сетевые СМИ российского мегаполиса / И. Н. Блохина. - Спб. – МГУ, 2011. 218 с.
7. Богданова О. Медиатизация пастырства в Русской православной церкви: предпосылки формирования сайтов с вопросами священнику // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. No 38(2). С. 207–234. DOI: https://doi.org/10.22394/2073- 7203-2020-38-2-207-234.
8. Бoдрийяр Ж. Симулякры и симуляции. -М.: Рипол-Классик, 2015.
9. Бронзино Л.Ю. Социальный порядок через сеть // Пути России. Новый старый порядок – вечное возвращение.-М., 2017.
10. Вартанова Е. Л. О современной медиа-журналистике. Заметки исследователя - М. : МедиаМир, 2015. - 136 с.
11. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. - М. : МедиаМир, 2013. - 278 с.
12. Вартанова Е. Л. Теории средств массовой информации. Актуальные вопросы / Е. Л. Вартанова. - М. : Медиа-Мир, 2009. - 288 с.
13. Видеоблоги священнослужителей в Русской Православной Церкви: рекомендации и советы // Московский Патриархат. 24 елена александровна островская Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ [Электронный ресурс]. URL: https://sinfo-mp.ru/videoblogisvyashhennikov-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-rekomendatsii-i-sovetyi. html (дата обращения: 09.04.2023).
14. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет наушу жизнь. -М.: Весь мир, 2014.
15. Грушин, Б.А. Массовое сознание / Б.А. Грушин. – М.: Политиздат, 2009 Разд. 2 и 3
16. Гухмaн В.Б. Информационная теория цивилизация. -М., 2018 С.78.
17. Кoлoкoльцева О.М. Интернет коммуникативность как новая языковая формация. -М.: Флинта, 2017 – 328с.
18. Калмыков А.А. Интернет-журналистика. -М.: Юнити-Дана, 2012 -385с.
19. Кастельс М. Галактика интернет. Размышление об интернете, бизнесе и обществе. -Екатеринбург: У-Фактория, 2014 – 278с.
20. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об информационных технологиях, бизнесе и обществе. Пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
21. Ковлягина Т. Интернет. Мировые религии в онлайн и соц. сетях. https://lenta.ru/articles/2015/08/26/gosinet/
22. Лазукова К.В. Специфика работы редактора в Интернет СМИ // Книжное дело:– Екатеринбург, 2008. – 190-202 с.
23. Лазутина Г. В. Журналистика и текст как познание оперативного назначения / Г. В. Лазутина // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2012. - № 5. - С. 50-59.
24. Лученко К. В. Религия в Интернете: миссия в информационном обществе // Человек. Религия. Интернет: Материалы электронной научно-практической конференции. Волгоград, 2018.
25. Прохoров Е. П. Исследования о журналистике - М. : РИП-Холдинг, 2016. - 201 с.
26. Семенеко И.С. Общество и политика, идентичность -М.: Весь мир, 2017.
27. Смеюха В. В. Вопросы медиалогии - Самара : Самар. гос. ун-т путей сообщения, 2013. - 324 с.
28. Смирнов М.Ю. Цифровизация как обнуление» религий // Вестник Санктпетербургского государственного университета им. А.С. Пушкина. -2019.-№3-С.137-145.
29. Средства массовой информации [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Средства_массовой_информации (дата обращения 09.04.2023).
30. Токарев, Т. В. Энциклопедия Интернет-рекламы / Т.В. Бокарев. - М.: Промо-Ру, 2010. – 126 с.
31. Тоффлер Э.Третья волна. -М.: АСТ, 2010.
32. Уэбстер Ф. Теория современного информационного сообщества. - М., 2004. С.34.
33. Федотова, Л.Д. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика - М.: Юрайт, 2012.
34. Фомичева И. Д. Читая книгу памяти / И. Д. Фомичева // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2014. - № 4. - С. 179-181.
35. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М., 2018.
36. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. -М.: Мысль, 1998.