Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное цивилизованное общество включает множество различных организаций, с которыми связана вся человеческая жизнедеятельность. Теория организации всесторонне рассматривает проблемы организаций, порядок и условия их создания, сферы функционирования, а также изменения, которые в них происходят, организационное поведение и организационную культуру.
Организация представляет собой сложный организм, основой жизненного потен¬циала которого выступает организационная культура, то есть, именно то, ради чего люди стали членами организации. Здесь учитывается то, как строятся отношения между сотрудниками, какие нормы и принципы жизни они разделяют, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существен¬но предопределяет успех функционирования и выживания органи¬зации в конкурентной среде.
На современных предприятиях управление всегда нацелено на долгосрочное эффективное развитие, достижение более значимых целей, высоких темпов экономического роста на основе опыта научно-технического прогресса, совершенствования производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур компании. Выделенные направления должны обеспечивать применение профессионального труда персонала, соблюдения правил организационной культуры и роста социально-культурного уровня качества жизни сотрудников.
Организационная культура - это душа компании, так как носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, которая оказывает значительное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Актуальность темы заключается в том, что роль организационной культуры в компании чрезвычайно важна и многоаспектна, так как она объединяет все виды деятельности и все взаимоотношения внутри компании, делая коллектив сплоченным и производительным. Кроме того, она создает внешний образ компании, формирует ее имидж, определяет характер отношений с клиентами, партнерами, поставщиками.
Объект исследования - организационная культура.
Предмет исследования – факторы формирования организационной культуры.
Целью данной работы является характеристика факторов формирования организационной культуры.
Исходя из цели, определены следующие задачи данной работы:
-рассмотреть организационную культуру, ее структуру и содержание;
-определить формирование культуры и ее изменение;
-рассмотреть влияние культуры на организационную эффективность;
-охарактеризовать управление культурой организации исходя из ее жизненного цикла.
Теоретическую базу исследования составили работы различных авторов, опубликованных в материалах периодической печати.
Основными методами при написании данной работы послужили анализ литературных источников, метод наблюдений за практическим применением категорий этики при исследовании системы управления на предприятии.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ: ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ
1.1. Принципы формирования организационной культуры
Организационной культурой непосредственно можно назвать умение построить организаци¬онные системы, обеспечить их функционирование с помощью тех¬нологий управления и оргтехники.
Ключевым критерием организационной культуры компании выступает своевременное и качественное выполнение функций аппаратом управления и эф¬фективное решение возникающих проблем.
Руководители и специалисты должны обладать правовой культу¬рой, то есть знать законы, нормативные акты, административное и зе¬мельное право, и далее на их основе строить свою работу в организации.
Культуре условий труда принадлежит важная роль в общей организационной культуре, так как это позволяет повы¬сить привлекательность труда, развивать творческое к нему отноше¬ние, м соответственно, способствовать сохранению здоровья работников (дизайн, нормальные санитарно-гигиенические, психофизиологические условия для выполнения работ) .
Основой выработки управленческих решений является информация, и носителем инфор¬мации, главным образом, выступают документы, поэтому ин¬формационная культура также содействует эффективному управле¬нию компанией. Культура документооборота состоит в на¬учно обоснованном установлении рациональным числом докумен¬тов, которые должны поступать менеджерам.
Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справиться с их проблемами. Так, Э. Шейн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Три уровня изучения организационной культуры
(по Э. Шейну)
Непосредственно одной из главных составных частей культуры в компании является нравственная культура, которая представляет собой единство созна¬ния, убеждений человека, его интеллекта и образованности, поступ¬ков и поведения, что выражается в культуре человеческих взаимоотношений. Деловые отношения партнеров всегда должны строиться на основе категорий нравственного порядка, без угнетения человеческого достоинства, нарушения человеческих и правовых норм. При этом никакие внешние причины в качестве оправдания безнравственных, недопустимых дей¬ствий не могут быть признаны состоятельными и убедительными.
Говоря о нравственной культуре коллектива, следует учитывать цели, которые он ставит перед собой, непосредственно свойственный ему уровень гуманности, коллективизма, справедливости, патриотизма по отно¬шению к своей компании. Если сотрудник не заботится о чести и имидже предприятия, а также соответственно производит некачественную продукцию, то это говорит только о его низкой нравственной культуре
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аминов, Ф.И. Управление в сфере предпринимательства. //Вопросы экономики. 2019. - № 12. С18-27.
2. Ахмаева, Л.Г. Организационная культура компании // Промышленная политика в Российской Федерации. 2018. №10. – С.17-28.
3. Андреев, С.Н. Эволюция организации как системы. // ЭКО. 2019. - № 6. - С. 5-9.
4. Аллин, О. Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала //Бизнес-экспресс. 2020. № 3. С.25-39.
5. Антипова, М.В., Антипова Е.В. Роль средств массовой информации в современном менеджменте // Вопросы экономики. 2017. - №6. – С. 12-14.
6. Ануфриев, Д.И. Управление в современном обучении персоналом // Вопросы экономики. 2015. - №8. – С. 27-29.
7. Базылев И. Анализ влияния составляющих организационной культуры малого предприятия на эффективность его работы // Управление персоналом, №10, 2019. С. 40-44.
8. Игошев, М.В., Коломейцева Е.Б., Павлецова Г.Г., Черных Г.Г. Исследование организационной структуры управления, определение направлений совершенствования (на примере спортивного клуба «Наука» Пермского университета) // Университетское образование и регионы: Тезисы докладов Международной научно-методической конференции. Пермь, 2015. С.327-328.
9. Колос, А.Л., Репка Д.А. Место и роль организационной культуры в антикризисном управлении предприятием // Труды филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана в г. Калуге. Специальный выпуск: Материалы международн. науч.-техн. конф. 2016. С. 39-44.
10. Макаркин, Н.П., Томилин О.Б., Бритов А.В. Роль организационной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения // Университетское управление. 2018. № 5-6(33). С. 152-162.
11. Родин, О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность // Менеджмент, 2018. № 7. С.15-21.
12. Чанько, А.Д. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2018. № 4. - С. 29-54.