Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Какие искусственные объекты играют наибольшую роль в современной цивилизации? Конечно - это Суэцкий и Панамский каналы. Соединяя океаны, они ускоряют судоходство, стимулируют мировую торговлю. Эти водные артерии – бесконечная «золотая жила", дающая стабильную прибыль своим владельцам. Предмет зависти для тех, у кого нет такого источника дохода. Каналы являются важным активом в мировой геополитике.
Канал - это искусственное русло, используемое в качестве водного пути или для перемещения воды.
Судоходные каналы бывают глубоководными (по которым могут проходить крупные морские суда) и мелководными (предназначенными для движения речных судов и каботажных судов).
Глубоководные каналы. Эти каналы бывают двух типов: первый - кратчайший путь для судов между двумя океанами или другими водоразделами, второй позволяет океанским судам заходить в порты, расположенные далеко от побережья.
Примерами каналов второго типа являются Хьюстон (соединяющий нефтяной порт Хьюстон в Техасе с Мексиканским заливом), Манчестер (недалеко от Манчестера, Великобритания) и Северное море (между Северным морем и Амстердамом, Нидерланды).
Каналы мирового значения - соединяют моря и океаны в единую транспортную систему и используются большинством государств мира - Панамой (между Атлантическим и Тихим океанами), Суэцем (между Средиземным и Красным морями).
Объект исследования - история и особенности создания Суэцкого и Панамского каналов
Предмет исследования – Суэцкий и Панамский каналы
Цель исследования – раскрыть исторические предпосылки создания Суэцкого и Панамского каналов
Задачи исследования:
- изучить интересные факты о Панамском канале
- рассмотреть историю Суэцкого канала
- проанализировать Суэцкий кризис 1956 года
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПАНАМСКОГО КАНАЛА
1.1.Исторические предпосылки создания Панамского канала
Первоначальная идея строительства канала, соединяющего два океана, восходит к шестнадцатому веку. Однако первая попытка построить водный путь через Панамский перешеек была предпринята только в 1879 году. Во Франции была создана «Societe Generale дю Channel interocéanique", акции которой приобрели более 800 000 человек.
В 1888 году на строительство канала было потрачено почти вдвое больше средств, чем планировалось, и была выполнена только треть работ. Компания обанкротилась, что привело к разорению тысяч мелких владельцев акций.
Дальнейшее расследование выявило факты массовой коррупции, подкупа корпорацией чиновников, редакторов газет. Эта авантюра получила название панамской, а слово "Панама" стало синонимом жульничества, мошенничества.
Испано-американская война 1898 года укрепила намерение Соединенных Штатов построить канал через Панамский перешеек, чтобы укрепить свое влияние в Западном полушарии. В 1901 году Соединенные Штаты заключили с Великобританией договор Хей-Понсфот, в соответствии с которым Соединенные Штаты получили исключительное право на строительство этого канала.
В 1903 году Соединенные Штаты поддержали требование Панамы отделиться от Колумбии и в качестве компенсации получили от Панамы участок для строительства канала.
Военное министерство Соединенных Штатов начало строительство канала в 1904 году. Во влажном тропическом климате строителям канала пришлось столкнуться со многими трудностями, включая эпидемии и оползни.
По меньшей мере 27,5 тысячи рабочих погибли во время строительства. Первое судно по нитке канала прошло 15 августа 1914 года. Официальное открытие канала состоялось только 12 июня 1920 года. Панамский канал находился под контролем Соединенных Штатов до 31 декабря 1999 года, после чего он был передан правительству Панамы.
Первый договор между Соединенными Штатами и Великобританией по вопросу о будущем канале между Атлантическим и Тихим океанами в Центральной Америке был подписан в Вашингтоне 19 апреля 1850 года.
Стороны обязались не захватывать новых территорий в Центральной Америке, гарантировать нейтралитет канала, рассматривать его как открытый на постоянной основе; равенство всех стран, которые присоединятся к этой гарантии, и применение принципов договора ко всем другим межокеанским маршрутам, которые могут проходить через Центральную Америку. Договор был временным компромиссом.
Он был заменен договором Хей-Понсфот 1901 года-американо-английским договором о строительстве канала между Атлантическим и Тихим океанами.
Подписано государственным секретарем Соединенных Штатов дж.дж. Хэем и английским послом в Соединенных Штатах Дж. Хэем.
Договор Хи-Понсфот, который допускал свободу толкования спорных вопросов, фактически предоставил Соединенным Штатам монополию на строительство канала; Соединенное Королевство отказалось от предыдущих международных гарантий нейтралитета канала; запрет на возведение укреплений в зоне канала был отменен.
Договор, которому предшествовала длительная дипломатическая борьба между Соединенными Штатами и Великобританией, значительно укрепил позиции Соединенных Штатов в Центральной Америке.
С момента строительства канала его фактическими и законными владельцами были Соединенные Штаты. Интересно отметить, что канал и территория вокруг него всегда использовались Соединенными Штатами не столько для получения грузовой прибыли, поскольку основным принципом была не рентабельность канала, сколько для покрытия затрат на его содержание и поддержание в нормальном состоянии, но для того, чтобы иметь возможность контролировать регион.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авербах, Л. Беломорско-Балтийский канал имени Сталина / ред. М. Горький, Л. Авербах, С. Фирин. - М.: История Фабрик и Заводов, 1983. - 616 c.
2. Большая советская энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 2018.
3. Великий Д., "Иду Суэцким каналом": Известия, 2017. - 172 с.
4. Гальский Великие авантюры. История создания Суэцкого и Панамского каналов / Гальский, Дезидер. - М.: Прогресс, 1986. - 440 c.
5. Георгиев В.А., "Внешняя политика России на Ближнем Востоке в конце 30-х начале 40-х годов 19 века". - М.: Изд. Московского университета, 2020 г.
6. Зуев, Георгий Иванович Вдоль канала Грибоедова / Зуев Георгий Иванович. - М.: Центрполиграф, 2017. - 902 c.
6. Чиа, Мантэк Высочайшие Практики Кань и Ли. Собирание Космического Света / Мантэк Чиа. - М.: Путь Востока, 2019. - 621 c.
7. Эль-Регистан Большой ферганский канал им Сталина / Эль-Регистан. - М.: ОГИЗ Государственое издатльство политической литературы, М, 2021. - 107 c.