Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Война – это одно из самых ужасных и разрушительных явлений в жизни человечества. Она оставляет на своем пути следы горя, боли и страданий, а также неизгладимый след в истории и культуре народов. Художественные произведения, посвященные теме войны, не только отражают исторические факты и реалии, но и выражают глубокие чувства и эмоции, связанные с этим явлением. В работе будет рассмотрена вербализация темы войны в художественных текстах известного русского писателя В.М. Гаршина.
Цель данной курсовой работы – проанализировать языковые способы вербализации темы войны в произведениях В.М. Гаршина и выявить их эстетическую роль и значение для создания образов и атмосферы произведений.
В первой главе работы будет рассмотрен ряд теоретических аспектов исследования, включая эстетическую роль языка в художественном произведении, идиостиль как проявление языковой личности автора и военную тему в творчестве В.М. Гаршина.
Во второй главе будут рассмотрены конкретные языковые способы вербализации темы войны, такие как фонетические, лексические, образные, словообразовательные и грамматические, а также их эстетическое значение для создания образов и атмосферы произведений.
В работе будут использоваться методы анализа художественного текста, функционально-стилистический анализ языковых средств, а также сравнительный анализ произведений В.М. Гаршина.
Актуальность исследования заключается в том, что тема войны является одной из самых важных и актуальных в истории человечества, а творчество В.М. Гаршина занимает значительное место в русской литературе третей трети XIX века. Работа может быть полезна для понимания особенностей языковой вербализации темы войны в художественных текстах и для дальнейшего изучения творчества В.М. Гаршина.
1 Теоретические аспекты исследования
1.1 Эстетическая роль языка и реализация его основных функций в художественном произведении
Эстетическая роль языка в художественном произведении – это важнейший аспект литературного творчества, который заключается в том, что язык используется для выражения эстетических качеств произведения. Он позволяет художнику воплотить свои идеи и образы в конкретные слова, представить свою собственную версию мира и передать ее читателю.
Основные эстетические функции языка в художественном произведении могут быть определены как:
1. Экспрессивность – возможность языка передавать эмоциональные состояния и чувства персонажей. Важно, чтобы эти эмоции были переданы читателю так, чтобы он мог почувствовать их в полной мере.
2. Экономичность – способность языка передавать максимальное количество информации в минимальное количество слов. Это позволяет автору добиться высокой концентрации смысла и создать мощный эффект на читателя.
3. Актуализация – способность языка выражать актуальные проблемы и темы, которые занимают общество в определенный исторический период. Языковые формы и стили могут отражать общественные изменения и социальные проблемы.
4. Эстетическая функция – возможность языка вызывать эстетическое удовлетворение у читателя благодаря использованию прекрасных форм и изящных фраз.
5. Трансформация реальности – способность языка изменять реальность, создавая новые миры и персонажей, которые не существуют в реальном мире.
Все эти функции языка в художественном произведении позволяют художнику создать уникальный текст, который может вызвать у читателя различные чувства и эмоции, а также передать важные общественные и культурные ценности. Они также помогают читателю погрузиться в мир, созданный автором, и полностью пережить и понять его творчество.
Основные функции языка в художественном произведении включают коммуникативную, эстетическую, познавательную и эмоциональную функции.
Коммуникативная функция языка в художественном произведении заключается в том, чтобы создать связь между автором и читателем, чтобы передать информацию и идеи, которые автор хочет выразить. Автор использует языковые средства, чтобы создать определенную атмосферу и передать свои мысли и чувства.
Эстетическая функция языка в художественном произведении заключается в создании эстетического удовольствия для читателя. Автор использует язык, чтобы создать красивые образы, изящные фразы и музыкальные ритмы, которые вызывают у читателя эстетическое удовольствие и сопереживание.
Познавательная функция языка в художественном произведении заключается в передаче читателю информации о мире и обществе. Автор может использовать язык, чтобы описать культурные особенности, общественные проблемы и исторические события, которые могут быть важными для понимания произведения.
Эмоциональная функция языка в художественном произведении заключается в передаче эмоции и чувства персонажей и создать эмоциональную связь между автором и читателем. Автор может использовать языковые средства, чтобы создать эмоциональный заряд, который вызывает у читателя сочувствие, сопереживание или эмпатию.
Реализация всех этих функций языка в художественном произведении помогает автору создать уникальный текст, который вызывает эстетическое и эмоциональное удовольствие у читателя и помогает ему погрузиться в мир, созданный автором. Кроме того, язык в художественном произведении является важным средством передачи информации о мире и обществе, а также общественных и культурных ценностях.
Важно отметить, что каждый автор использует язык по-своему, и это проявляется в его индивидуальном стиле письма, который называется идиостилем. Идиостиль – это специфическая манера излагать мысли, которая характеризует литературного автора и отличает его тексты от текстов других авторов. В идиостиле автора проявляется языковая личность, его индивидуальность, стиль мышления и чувствительность к миру.
Таким образом, языковые средства, используемые в художественном произведении, играют важную роль в передаче темы и создании эстетической атмосферы. Они помогают автору передать информацию о мире и обществе, создать образы, вызвать эмоции и установить связь между автором и читателем. Поэтому изучение языковых средств, используемых в художественном произведении, является важным элементом литературоведения и позволяет более глубоко понимать темы, которые передаются в тексте, а также оценить индивидуальный стиль автора.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бекедин П.В. М. Гаршин и изобразительное искусство // Искусство. 1987. № 2. С. 64-68.
2. Бердников Г. Проблема пессимизма. М.В. Гаршин: Идейные и творческие искания. М., 1961. С. 130-160.
3. Бялый Г.А. Всеволод Гаршин. Л., 1969.
4. Короленко В.Г. Всеволод Михайлович Гаршин: Литературный портрет // Короленко В.Г. Собр. соч.: в 10 т. М., 1955. Т. 8. С. 215-247.
5. Костршица В. Действительность, отраженная в исповеди // Вопросы литературы. 1966. № 12. С. 135-144.
6. Латынина А.Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. М., 1986.
7. Михайловский Н.К. О Всеволоде Гаршине // Полн. собр. соч. СПб., 1909. Т. 6. С. 305-345.
8. Порудоминский В.И. Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина. М., 1986.
9. Современники о В.М. Гаршине: Воспоминания / вступ. ст., подгот. текста и примеч. Г.Ф. Самосюк. Саратов, 1977.
10. Чуковский К.И. О В.М. Гаршине // Чуковский К.И. Собр. соч. М., 1969. Т. 6. С. 417-445.
11. Головань О.В. Изучение творчества В.М. Гаршина в школе: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 1995. – 50 с.
12. Головань О.В. Из неизданного творческого наследия В.М. Гаршина (функционально-стилистический анализ незавершенных рассказов) //Проблемы формирования культуры и нравственности современных социокультурных условиях: Материалы всероссийской научно-практической конференции – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 1995. – С. 126-131.
13. Памяти В. М. Гаршииа: Худож.-лит. сб. Спб., 1889.
14. Красный цветок: Лит. сб. в память Всеволода Михайловича Гаршииа. Спб., 1889.
15. Современники о В. М. Гаршине: Воспоминания/Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Г. Ф. Самосюк. Саратов, 1977.
16. Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. JL, 1969.
17. Латынина А. Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. М., 1986.
18. Порудоминский В. И. Гаршин. М., 1962. (Жизнь замеч. людей: Вып. 5 (338)).
19. Успенский Г. И. Смерть В. М. Гаршина//Собр. соч.: В 9 т. М., 1957. Т. 9.
20. Короленко В. Г. Всеволод Михайлович Гаршин //Собр. соч.: В 10 т. М., 1955. Т. 8.
21. Чуковский К. И. О Всеволоде Гаршине//Собр. соч.: В 6 т. М., 1969. Т. 6.
22. Дурылин С. Н. Be. М. Гаршин. Из записок биографа//Звенья. М.; Л., 1935. Т. 5.
23. Кийко Е. И. Гаршин//История русской литературы. М.; Л., 1956. Т. 9. Ч. 2.
24. Аверин Б. В. Всеволод Гаршин//История русской литературы. В 4 т. Л., 1983. Т. 4.
25. http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl4/rl4-1232.htm?cmd=p
26. http://garshin.lit-info.ru/garshin/biografiya/pryanichnikov-k-izucheniyu-biografii/voennyj-period-zhizni-garshina.htm
27. http://garshin.lit-info.ru/words/0-1926/garshin/1926.htm
28. http://garshin.lit-info.ru/garshin/biografiya/kijko-garshin.htm
29. http://garshin.lit-info.ru/garshin/kritika/vasina-poetika-prozy-garshina.htm
30. http://garshin.lit-info.ru/garshin/kritika/lepehova-eticheskoe-prostranstvo-sverhteksta.htm
31. https://www.dissercat.com/content/personazh-vremya-prostranstvo-v-khudozhestvennom-mire-prozy-vm-garshina