Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что по-требности современного государства не ограничены и постоянно возрастают, чего не скажешь о ресурсах для их удовлетворения, которые теоретически могут быть сколь угодно большими, но всегда конечными. Это правило можно спроецировать на любого экономического игрока. Оно справедливо и для отдельного индивида, и для домохозяйства, и для компании, и для госу-дарства.
Практика мирового хозяйствования показывает, что даже в государ-ства с развитыми и диверсифицированными экономиками нередко сталкива-ются с бюджетными дефицитами. В случае, когда наблюдается диспропорция доходов и расходов бюджета, и требуется сбалансировать бюджет, государ-ственные органы могут прибегнуть к использованию средств из фонда бла-госостояния. Однако и его ресурсов может быть недостаточно, к тому же, ис-пользование фонда может регулироваться правилами, в соответствии с кото-рыми балансирование бюджета не представляется возможным.
1. Теоретические основы формирования и управления
государственным долгом политики
1.1. Понятие и экономическая сущность государственного долга
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ представляет самой общее определе-ние государственному и муниципальному долгу.
Если провести отделение понятия муниципального долга, можно по-лучить, что государственный долг представляет собой обязательства, воз-никновение которых происходит из заимствований государства, его гарантий по обязательствам третьих лиц, иного рода обязательства согласно видам обязательств долгового характера, которые приняла на себя Россия или субъект РФ .
В связи с этим, в указанном определении представлено, в итоге каких факторов происходит образование заимствований. Статьей 97 дается уточ-нение представленного определения: к государственному долгу РФ относят ее обязательства долгового характера перед физическими и юридическими лицами РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями, иностранны-ми государствами, международными организациями финансовыми, иного рода субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, которые возникли в итоге заимствований РФ, а вме-сте с тем обязательства долгового характера по гарантиям государства, ко-торые предоставлены РФ, и обязательства долгового характера, которые возникли в итоге принятия нормативно-законодательных актов РФ по пово-ду отнесения на долг государства долговых обязательств 3-их лиц, которые возникли до введения в действие Бюджетного кодекса .
Выше изложенное предоставляет возможность отметить, что представ-лены не только формы заимствований государства, но и конкретизирован-ным образом, кто может выступать в качестве кредитора РФ. Но при этом данного рода определения не на 100% представляют экономическую сущ-ность долга государства.
Далее будет рассмотрено понятие государственного долга трактовкой отечественных и зарубежных ученых-экономистов. К примеру, Е.В. Бабки-ной, Е.Н. Ушмаровой, В.В. Черяпиной определяется государственный долг в качестве суммы задолженности по непогашенным внутренним займам госу-дарства, а вместе с тем суммы обязательств финансового характера государ-ства в отношении иностранных кредиторов на конкретную дату .
1.2. Виды государственного долга
Основными формами существования государственного долга являются такие :
формы кредитных договоров, которые заключены от имени РФ в качестве заемщика с учреждениями финансового характера, с правитель-ствами иностранных государств и с международными финансовыми органи-зациями;
формы займов, которые осуществляются путями выпуска ценных бумаг от имени РФ, ее субъектов;
приобретение кредитов бюджета от бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ, в процессе оформления договоров и соглашений;
контракт о предоставлении Российской Федерации государствен-ных гарантий;
договоров и соглашений, в том числе международных, о пролон-гации и реструктуризации долговых обязательств страны за прошлые годы.
Система государственного заимствования достаточно насыщена и мно-гогранна, поэтому, чтобы лучше проникнуть в рассматриваемый вопрос, необходимо тщательно изучить классификации займов.
На рисунке 1.1 представлены основные классификации государствен-ного долга.
Согласно уровню управления долг государства делят на :
государственный долг РФ;
государственный долг субъекта РФ (это общая величина обяза-тельств субъекта долгового характера);
муниципальный долг (является совокупностью обязательств му-ниципального образования долгового характера).
Также можно подразделить государственный долг на долг капиталь-ный и долг текущий. Капитальный долг является суммой обязательств дол-гового характера, которые были выпущены и не были погашены государ-ством и обязательств иного рода лиц, которые им гарантированы, в том чис-ле суммы процентных платежей, которые нужно выплатить по данного рода обязательствам.
В текущий долг включают суммы предстоящих расходов по уплате платежей по процентам кредиторам по всем обязательствам, которые имеют долговой характер, которые были приняты на себя страной, и по погашению сумм обязательств, наступление срока оплаты которых будет только в дан-ном периоде.
Согласно критерию рынка государственный долг делят на долг ры-ночный и не рыночный. Рыночный долгу включает в себя долг, который по-лучен в виде займов государства. Государственный займ является выпуском ценных бумаг государства с их дальнейшим размещением на рынке внутрен-нем или внешнем. К нерыночному долгу относят долг, который получен в форме кредитов и предоставленных гарантий государством.
Согласно срокам погашения происходит деление долговых обяза-тельств на краткосрочные (меньше 1-го года), среднесрочные (от 1-го до 5-ти лет), долгосрочные (от 5-ти лет до 30-ти).
Наиболее важным моментом в данной совокупности классификаций яв-ляется деление государственного долга на внутренний и внешний, то есть по валюте заимствования. Причиной тому выступает то факт, что внутренний государственный долг формируется в национальной валюте, а внешний - в иностранной. Следовательно, внешние государственные заимствования более обременительны для страны, и их преобладание над внутренними нежела-тельно. То есть согласно валютному критерию происходит деление государ-ственного долга на внешний и внутренний: долги в рублях относят к внут-реннему долгу, а в валюте – к внешнему. В международной практике при-сутствует и иное определение внешнего долга – это совокупный долг нерези-дентам, а внутреннего долга – это совокупный долг резидентам.
2. Анализ и оценка эффективности управления
государственным долгом и долговой политики
2.1. Обзор мировой практики управления государственным долгом
В современных условиях государственный долг не является исключи-тельным явлением.
Большинство стран, независимо от развитости их экономики, имеют государственный долг. Накопленные за определенный период бюджетные дефициты за вычетом профицитов бюджета, есть государственный долг .
Государственный долг - динамичный показатель, возможен рост или уменьшение его величины. При снижении государственного долга уменьша-ется долговое бремя, происходит экономия средств, расходуемых на обслу-живание государственного долга. Рост объема государственных заимствова-ний способствует увеличению ставок налогов, так как покрытие государ-ственного долга осуществляется из бюджета.
Использование государственного кредита обусловлено необходимо-стью устранения разницы между возрастающими расходами государства и ограниченными возможностями формирования доходов бюджета. Основной причиной увеличения государственных расходов является усиление роли государства в сферах общественной жизни, расширение его экономических и социальных функций, рост численности аппарата управления, непредвиден-ные чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия.
Государство бывает вынуждено прибегать не только к внутренним, но и к внешним заимствованиям, в ситуации, когда расходы государства пре-вышают доходы. В настоящее время в большинстве стран мира наблюдается существенный рост объема государственного долга и уровня долговой нагрузки.
Так, например, государственный долг одной из ведущих экономик ми-ра − США, по данным МВФ, по итогам 2019 года составил 23,3 трлн. долл. $. На протяжении ряда лет, в период с 2015 по 2019 гг. общий валовый гос-ударственный долг экономически развитых стран продолжает расти (табли-ца 2.1).
2.2. Общая оценка государственного долга РФ
В таблице 2.2 представлен объем государственного долга России за 2007-2021 гг. (на 01.01.). Как можно увидеть по данным таблицы 2.2, за 15 рассматриваемых лет объем государственного долга РФ вырос на 16582,8 млрд. руб., или на 690,1%, составив 18985,6 млрд. руб. В 2014 г произошёл скачок государственного долга, связанного с кризисом того времени, после чего показатель начал падать, но даже сегодняшний показатель депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.
Поводом для серьезного беспокойства Правительства РФ послужила тенденция всех государств к большому приросту суммы долга государства, а вместе с тем к повышению размера доли долга государства, которая прихо-дится на иностранных кредиторов, т. е. внешнего долга.
Чтобы осуществить погашение долга, нужно обязательным образом выплатить сумму процентных платежей за каждый год. Процедура выплаты процентных платежей и суммы долгового обязательства предполагает пере-дачу определенной части реального ВНП в распоряжение кредиторам. Это вызывает снижение реального уровня жизни населения страны. что говорит о макроэкономической неустойчивости. Также это вызывает и сокращение инвестиций, чем определяется процесс воспроизводства со сниженным про-изводственным потенциалом, это означает перенос бремени долга государ-ства на плечи будущих поколений, это вызывает замедление роста в долгом периоде.
Усиливающийся уровень зависимости экономик от факторов внешнего воздействия, которые не могут поддаваться контролю национальных меха-низмов, выступает в качестве важнейшего негатива внешней задолженности .
Сегодня в РФ видно снижение долга государства, на это оказали влия-ние вводимые санкции против РФ. На рисунке 2.1 представлен государствен-ный долг РФ в % к ВВП.
Как можно увидеть по данным рисунка 2.1, государственный долг РФ в процентах к ВВП возрастал и снижался на протяжении рассматриваемого периода: с 2007 года до 2015 года – неизменный рост с 8% до 15,9%, далее в 2016-2017 году его значение в процентах к ВВП оставалось неизменным – 7%, далее было снижение в 2018 году до 12,8% и небольшой рост в 2019 го-ду до 13,5% ВВП.
На начало 2020 года небольшое снижение было до 12,3%, а в 2020 го-ду по причине ухудшения экономического состояния в связи с пандемией ко-ронавируса государственный долг в процентах к ВВП возрос до 17,8%. Нужно отметить, что общий объем долговой нагрузки страны находился в безопасных пределах – чуть более 17% ВВП, а это, согласно мировым стан-дартам, достаточно умеренное значение, то есть можно считать финансовую безопасность и макроэкономическую устойчивость России на хорошем уровне .
Минфин РФ прогнозирует, что доля расходов на обслуживание госу-дарственного долга в расходах федерального бюджета составит не более 5,5% - к концу 2021 г., то есть можно ожидать позитивные прогнозы в разви-тии долговой политики.
Заключение
В государственном долге объединяются признаки как категории чисто финансовой, так и кредитной. В указанной категории есть следующее:
характер денежный и перераспределительный, который регла-ментирован самим государством, который является свойственным отношени-ям финансового характера;
является движением денежных средств на основе срочности, платности и возвратности, этим определяется долг государства в качестве кредитных отношений.
Основными формами существования государственного долга являются такие:
формы кредитных договоров, которые заключены от имени РФ в качестве заемщика с учреждениями финансового характера, с правитель-ствами иностранных государств и с международными финансовыми органи-зациями;
формы займов, которые осуществляются путями выпуска ценных бумаг от имени РФ, ее субъектов;
приобретение кредитов бюджета от бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ, в процессе оформления договоров и соглашений;
контракт о предоставлении Российской Федерации государствен-ных гарантий;
договоров и соглашений, в том числе международных, о пролон-гации и реструктуризации долговых обязательств страны за прошлые годы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Гарант [Электронный ресурс]: Информацион-ный банк. − М.: Гарант, 2021.
2. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в неко-торые акты Правительства РФ» от 30 апреля 2020 г. №619 // Гарант [Элек-тронный ресурс]: Информационный банк. − М.: Гарант, 2021.
3. Алиев, К.М. Анализ государственного долга и подходы к его ре-гулированию / К.М. Алиев // Экономика. Бизнес. Банки. – 2020. - №3. – С.111-125.
4. Бабкина, Е.В. Состояние государственного долга в РФ / Е.В. Баб-кина, Е.Н. Ушмарова, В.В. Черяпина // Инновационная наука. – 2018. - №4. – С.90-92.
5. Бакшеев, В.В. Система управления государственным долгом в России / В.В. Бакшеев, А.В. Нарышева, И.Е. Бурлаков, В.В. Костюрин, Д.И. Поляков // Инновации и инвестиции. – 2020. - №8. – С.118-120.
6. Бичева, Е.Г. Состояние государственного долга РФ / Е.Г. Бичева, А.С. Краснолуцкая // Аллея науки. – 2018. – Т. 5. - №10. – С.466-469.
7. Борнякова, Е.В. Оценка эффективности современной долговой политики Российской Федерации / Е.В. Борнякова // Роль финансов и учета в развитии финансовой системы: Сборник статей международной очно-заочной науч.-практ. конференции. – Ижевск: Удмуртский университет, 2018. – С.30-34.
8. Бурякова, А.О. Пути повышения эффективности управления гос-ударственным долгом России / А.О. Бурякова, П.Д. Сенчакова // Экономика и предпринимательство. – 2018. - №4. – С.178-181.
9. Внешние долги стран мира [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://svspb.net/danmark/vneshnij-dolg-stran.php.
10. Гиндес, Е. Г. Мировой опыт управления государственным долгом / Е. Г. Гиндес, И. Н. Буценко // АНИ: экономика и управление. - 2019. - №1 (26). – С. 123–128.
11. Горелова, Л.В. Внутренний и внешний государственный долг РФ и его влияние на экономическую безопасность / Л.В. Горелова, Ю.А. Обо-ленская // вестник Екатерининского института. – 2018. - №2. – С.13-16.
12. Государственный долг. Официальный сайт Министерства финан-сов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/.
13. Драгун, А.В. Внешний долг России [Электронный ресурс] / А.В. Драгун. – Режим доступа: https://vkreditbe.ru/vneshnij-dolg-rossii/.
14. Ильясова, У.Н. Проблемы управления государственным долгом РФ / У.Н. Ильясова, А.М. Габибова // Современная научная деятельность: теория и практика: Материалы междун. науч.-практ. конференции. – Сара-тов: Академия бизнеса, 2018. – С.65-67.
15. Косов, М.Е. Факторы роста эффективности управления государ-ственным долгом / М.Е. Косов // Факторы роста эффективности управления государственным долгом // Вестник университета. – 2020. - №12. – С.5-11.
16. Котельникова, Е.А. Финансы. Курс лекций / Е.А. Котельникова. – М.: T8Rugram, 2017. – 315с.
17. Кузьмина, О.Ю. Государственные заимствования и их влияние на рост общественного благосостояния / О.Ю. Кузьмина, М.Е. Коновалова, А.В. Кравченко // KANT. – 2021. - №1. – С.37-41.
18. Курдова, М.А. Современное состояние государственного долга РФ и направления его регулирования / М.А. Курдова, А.Р. Шишкина // Ал-лея науки. – 2018. – Т. 4. - №3. – С.86-89.
19. Куцури, Г.Н. Проблемы оптимизации оперативного управления государственным долгом / Г.Н. Куцури // Самоуправление. – 2020. - №4. – С.361-364.
20. Липашова, С.Р. Роль государственного долга в развитии эконо-мики России / С.Р. Липашова // Экономические науки: вопросы теории и практики: сборник статей II Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С.145-151.
21. Луцкая, Е.Е. Государственный долг США: причины бурного ро-ста, последствия для экономики и пути урегулирования / Е.Е. Луцкая // Со-циальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. - 2019. - №3. - С. 99-104.
22. Лясникова, Ю.В. Государственный долг экономически развитых стран как фактор усиления макроэкономического дисбаланса и глобальной нестабильности / Ю.В. Лясникова // МИР (Модернизация. Инновации. Разви-тие). – 2016-№ 3 (27), С. 189-194
23. Малиновская, А.В. Государственный долг / А.В. Малиновская // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. - №5. – С.279-282.
24. Милета, В.И. Управление государственным долгом: зарубежная практика, возможности использования в России / В.И. Милета, И.С. Ефремов // Аллея науки. – 2020. – Т.2. - №6. – С.776-781.
25. Мировой долг – 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://global-finances.ru/mirovoy-dolg-2019/.
26. Михайлова, Я.О. Управление государственным долгом Россий-ской Федерации, повышение его эффективности / Я.О. Михайлова // Само-управление. – 2020. - №4. – С.361-364.
27. Нехороших, И.Н. Перспективы развития экономики Японии / И.Н. Нехороших, И.Г. Перепелкин // Регион: системы, экономика, управле-ние. – 2021. - №1. – С.51-55.
28. Ноздрева, Р.Б. Государственный долг Японии: анализ особенно-стей и оценка перспектив / Р.Б. Ноздрева // Вестник МГИМО-Университета. - 2019. - №12(5). - С. 114-133.
29. Орлов, А.В. Оценка управления государственным долгом в ас-пекте обеспечения экономической безопасности России / А.В. Орлов // Фо-рум. Серия: гуманитарные и экономические науки. – 2021. - №2. – С.230-236.
30. Подъяблонская, Л.М. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов / Л.М. Подъяблонская, Е.П. Подъяблонская: учеб-ник. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 303с.
31. Ракитина, И.С. Государственные и муниципальные финансы / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 348с.
32. Ревзон, О.А. Теория и практика управления государственным долгом России / О.А. Ревзон // Вестник университета. – 2021. - №3. – С.119-122.
33. Смирнов, А. Д. Модель динамики государственного долга России / А.Д. Смирнов // Вопросы теории. – 2020. – № 2. – С. 157–183.
34. Тихонова, Д.А. Оценка эффективности управления государствен-ным долгом РФ и его влияния на долговую устойчивость РФ / Д.А. Тихонова // Мировая экономика: проблемы безопасности. – 2020. - №3. – С.159-166.
35. Третьяков, А.А. Экономическая безопасность предприятия как объект управления / А.А. Третьяков, Ш.Н. Гатиятулин // В сборнике: Эконо-мика и управление: вызовы, проблемы, перспективы. Сборник научных ста-тей по материалам научно-практической конференции преподавателей и сту-дентов. – М., 2020. - С. 604-606.
36. Фаляхов, В. Жизнь взаймы: как Россия платит по долгам [Элек-тронный ресурс] // Газета.ру. 8.11.2019. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2019/11/07/12800834.shtml.
37. Филина, С.Ю. Управление государственными заимствованиями: зарубежная практика / С.Ю. Филина // Финансовый журнал. - 2016. - №3. - С.89-97.
38. Финансы: учебник / под ред. А. Дадашева. – М.: Инфра-М, 2016. – 257с.
39. Черненко-Фролова, Е.В. Влияние государственного долга на бюджетную политику РФ / Е.В. Черненко-Фролова, А.С. Проскурина // Про-блемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирова-ния экономики: Сборник материалов междун. студенческой науч.-практ. конференции. – Хабаровск: ТГУ, 2018. – С.176-178.
40. Широкова, О.В. Государственный долг и его влияние на эконо-мику России / О.В. Широкова, А.А. Бушуева // Экономика и социум. – 2018. - №6. – С.1355-1357.
41. Buchanan, J. M. Public Debt in Democratic Society / J. M. Buchanan // American Enterprise Institute for Public Research. Washington D. C. 20036. 2017.
42. Global Outlook on Financing for Sustainable Development 2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.oecd.org/dac/financing-sustainable-development/development-finance-topics/Global-Outlook-on-Financing-forSD-2019.pdf.