Фрагмент для ознакомления
2
Точно так же в Южной Африке Конституция включает положения, защищающие право на равенство, право на достоинство и право на свободу выражения мнений. Правительство Южной Африки также приняло такие законы, как Закон о поощрении равенства и предотвращении несправедливой дискриминации, который обеспечивает дополнительную защиту от дискриминации.
Проблемы и ограничения:
Несмотря на существование международных и национальных правовых рамок для защиты прав человека, существует множество проблем и ограничений для реализации этих правил. Одной из самых больших проблем является отсутствие политической воли для обеспечения соблюдения законов и положений о правах человека. Многие правительства по всему миру не принимают мер для предотвращения нарушений прав человека или привлечения виновных к ответственности, когда нарушения все же происходят.
Еще одной проблемой является нехватка ресурсов и возможностей для эффективного применения законов и положений о правах человека. Во многих странах отсутствуют ресурсы и инфраструктура, необходимые для эффективного расследования нарушений прав человека и судебного преследования, а многие не имеют возможности предоставить жертвам эффективные средства правовой защиты.
Среди широкой общественности также отсутствует осведомленность и понимание прав человека, что может затруднить эффективную защиту прав человека и обеспечение их защиты. Это отсутствие осведомленности и понимания может привести к отсутствию поддержки защиты прав человека или даже к враждебности по отношению к ним.
Роль гражданского общества и правозащитных групп:
Гражданское общество и правозащитные группы играют решающую роль в поощрении и защите прав человека. Эти группы призваны повышать осведомленность о нарушениях прав человека и выступать за соблюдение законов и правил в области прав человека. Они также предоставляют поддержку и ресурсы жертвам нарушений прав человека и работают над привлечением правительств и других субъектов к ответственности за нарушения прав человека.
Одной из наиболее важных функций гражданского общества и групп защиты интересов является привлечение правительств к ответственности за выполнение их обязательств в области прав человека. Эти группы могут следить за действиями и политикой правительства и привлекать внимание к нарушениям прав человека, когда они происходят. Они также могут выступать за изменения в законах и политике, которые необходимы для защиты прав человека и обеспечения равенства.
Гражданское общество и правозащитные группы также могут оказывать поддержку и ресурсы жертвам нарушений прав человека. Это может включать юридическую помощь, медицинское обслуживание и другие формы поддержки. Предоставляя эти услуги, эти группы могут помочь жертвам получить доступ к правосудию и начать восстановление после причиненного им вреда.
Наконец, гражданское общество и правозащитные группы могут работать над повышением осведомленности о правах человека и продвижением культуры уважения прав человека. Это может включать образовательные и просветительские мероприятия, а также кампании по борьбе с дискриминационными взглядами и поведением. Пропагандируя культуру уважения прав человека, эти группы могут помочь предотвратить будущие нарушения прав человека.
Правовое регулирование прав человека имеет решающее значение для защиты достоинства и благополучия всех людей. Существующие международные и внутренние правовые рамки обеспечивают основу для защиты прав человека, но есть много проблем и ограничений для реализации этих правил. Гражданское общество и правозащитные группы играют решающую роль в поощрении и защите прав человека, и их усилия необходимы для обеспечения уважения и защиты прав человека. Важно, чтобы правительства, организации гражданского общества и отдельные лица работали вместе для поощрения и защиты прав человека, а также для обеспечения соблюдения прав человека во всех сферах жизни.
В системе национального российского законодательства правовую основу регулирования порядка реализации и защиты прав человека составляет Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. В соответствии со статьей 2 Основного Закона РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что предполагает обязанность государства по обеспечению их соблюдения и защиты. Данное положение играет роль основы для построения Конституции в целом, а также ее норм, закрепляющих положения о правах и свободах человека и гражданина.
Выше уже отмечалось, что основа конституционно-правового статуса гражданина включает в свое содержание совокупность нормативно закрепленных прав, свобод, обязанностей, гражданства и правосубъектности личности, а также гарантий их реализации. Субъективное право может быть определено как правовая возможность совершения лицом действий, направленных на удовлетворение его материальных либо духовных интересов и потребностей. Реализация субъективных прав осуществляется самостоятельно на основании волеизъявления индивида.
В свою очередь, юридическая обязанность может быть определена как нормативно закрепленная мера социально необходимого поведения личности. Если субъективное право реализуется индивидом самостоятельно по собственному усмотрению, исполнение обязанности не зависит от субъективного отношения индивида и является обязательным .
Наряду с правами и обязанностями, следует выделить также принципы конституционно-правового статуса гражданина. К их числу могут быть отнесены:
− Предусмотренный пунктом 2 статьи 6 и статьей 19 Конституции РФ принцип равноправия граждан, в том числе — равенства перед законом и судом.
− Предусмотренный пунктом 3 статьи 6, пунктом 2 статьи 17 и пунктом 2 статьи 55 Конституции РФ принцип неотуждаемости прав и свобод личности.
− Предусмотренный статьей 18 Конституции РФ принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод личности.
− Предусмотренный статьями 2, 7 и пунктом 1 статьи 17 Конституции РФ принцип гарантированности конституционных прав личности.
− Предусмотренный частью 4 статьи 15 Конституции РФ принцип приоритета общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.
− Предусмотренный пунктом 3 статьи 15 и статьей 55 принцип недопустимости произвольного ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с изложенным становится возможной формулировка следующих выводов.
Правовую основу регулирования прав личности составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора РФ, особое место в системе которых играет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, ратифицированная РФ в 1998 г.
Значение данного акта обуславливается предоставляемой им возможностью обращения граждан РФ за защитой своих прав и свобод в Европейский суд по правам человека, правовые позиции которого также играют важную роль при разработке российского законодательства.
4. СИСТЕМА И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Анализ практики реализации прав человека в России за период с 2010 года по настоящее время позволяет констатировать наличие следующих позитивных тенденций в реализации прав человека:
− Развитие системы гарантий прав человека в сочетании с повышением ее фактической эффективности
− Рост активности граждан в сфере защиты своих прав посредством обращения как в судебные органы Российской Федерации, так и в международные суды.
− Развитие института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Нормативную основу деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации составляет Федеральный Конституционный Закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ . На сегодняшний день данный институт представляет собой важный механизм защиты прав и свобод граждан, основной целью деятельности которого является обеспечение объективного подхода к рассматриваемым им делам граждан. Для достижения данной цели законодатель предоставляет уполномоченному по правам человека независимость и неприкосновенность в рамках осуществления им своих полномочий.
В соответствии с указанным конституционным законом, уполномоченный по правам человека в РФ оказывает содействие восстановлению нарушенных прав граждан, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и его приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в сфере защиты прав человека и правовому просвещению граждан по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина и формам и методам их защиты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 г.
2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ETS №004 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №2. - Ст.198.
3. Федеральный Конституционный Закон РФ от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №9. - Ст.1011.
4. Федеральный Закон РФ от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №14. - Ст.1514.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. - М., Норма, 2015.
6. Гомьен Д. Путеводитель по Европейской конвенции о защите прав человека / Пер.с франц. - Страсбург, 1994
7. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак А. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика / Пер.с англ. - М, 1998
8. Де Сальвиа М. Европейская конвенция по правам человека / Пер.с итал. - СПб., 2004.
9. Джанис М., Кей Р. Европейская система защиты прав человека / Пер.с англ. - Коннектикут, 1990.
10. Лупандина О.А. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Учебное пособие. - Таганрог, ТТИ ЮФУ, 2009.
11. Права человека в России: история, теория и практика / Под ред. Д.Т.Караманукян. - Омск., 2015.
12. Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Под ред. Л.Т. Бакулиной. – М., Статут, 2017.
13. Садовникова В.Н. Комментарий к Конституции РФ. - М., Юрайт, 2015.
14. Садчикова О.В. Решения Европейского суда по правам человека и их значение для российской правоприменительной практики. - Автореф. ...дисс.канд.юрид.наук. - М., 2009.
15. Басик В.П. Эволюция понятия «правовой статус человека и гражданина» в российской правовой науке // Право и политика. - 2003. - №5.
16. Беляева А.А., Мамонтов А.Г. Роль права в общественной самоорганизации // Вестник экономической безопасности. - 2018. - №4.
17. Бялт В.С., Демидов А.В. Правовой статус личности: теоретико-правовая характеристика // Ленинградский юридический журнал. - 2018. - № 3.
18. Верин А.Ю. К вопросу о структуре правового статуса личности // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 2.
19. Жирикова Э.И. Понятие и развитие прав человека // Евразийский союз ученых. - 2019. - №4.
20. Игнатенко Г.В. Международно-признанные права и свободы как компоненты правового статуса личности // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2001. - № 1 (234).
21. Кивель В.Н. Понятие правового статуса личности: вопросы теории // Вестникк БДУ. - 2014. - № 1.
22. Лукин В.П. Роль и значение института омбудсмена в деле защиты прав человека (на примере Российской Федерации) // История государства и права. - 2009. - №22.
23. Пикина Т.В. Правовое положение и правовой статус личности. Проблемы терминологии // Юридическая наука: история и современность. - 2019. - № 8.
24. Попова К.В. О правах и свободах человека и гражданина в России // Science Time. - 2015. - №12.
25. Потапова Л.В. Правовой статус личности: теоретические аспекты // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 6.
26. Почепко К.И., Тимошенко И.В. Конституционно-правовой статус личности в России: понятие, состав, структура и особенности // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2018. - № 1.
27. Працко Г.С., Рожков А.С. Право как мера свободы личности / Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Пенза, 2017.
28. Султанов А.Р. Правовые последствия постановлений Европейского суда по правам человека // Журнал российского права. - 2011. - №9.
29. Федоров А.Д. Роль и значение Уполномоченного по правам человека в РФ // Пробелы в российском законодательстве: юридический журнал. - 2012. - №1.
30. Хаписат М.О. О правовой природе личных прав человека // Государственная служба и кадры. - 2019. - №2.
31. Худолей Д.М. О конституционализации концепций естественных прав и естественного права // Ex jure. - 2019. - №1.
32. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - №12.