Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе профессиональная направленность является одним из важнейших аспектов личностного развития подростков. Возможность определить свои интересы и способности, а также выбрать профессиональную сферу деятельности, становится все более значимой задачей в условиях быстро меняющегося рынка труда. Однако, многие подростки сталкиваются с трудностями в процессе определения своей профессиональной направленности. Педагогическая психология рассматривает эту проблему как одну из ключевых вопросов развития личности.
Это исследование имеет высокую актуальность в свете быстро меняющейся экономической и социальной ситуации в мире. Современный рынок труда требует от молодых людей не только высокой квалификации, но и профессиональной направленности, которая позволяет им быстрее и эффективнее достигать успеха в выбранной области деятельности. Вместе с тем, многие подростки испытывают затруднения при определении своих интересов и способностей, что препятствует успешному формированию профессиональной направленности. Поэтому данное исследование может быть полезным как для подростков, так и для педагогов и психологов, работающих с ними, а также для родителей и всех, кто интересуется вопросами личностного развития и профессиональной ориентации подростков.
Цель данного исследования заключается в изучении особенностей профессиональной направленности в подростковом возрасте.
Объектом исследования выступает личность подростка в период формирования профессиональной направленности.
Предметом исследования являются психологические особенности, влияющие на процесс формирования профессиональной направленности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• проанализировать основные подходы к изучению проблемы;
• рассмотреть психологические особенности подросткового возраста, влияющие на формирование профессиональной направленности;
• охарактеризовать особенности процесса формирования профессиональной направленности в подростковом возрасте;
• выявить факторы, влияющие на успешное формирование профессиональной направленности у подростков.
Методы и методики исследования: Анализ научных статей и публикаций в отечественной и зарубежной литературе.
Структура работы: Данная курсовая состоит из : введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХОСОБЕННОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Исследование психологических особенностей в подростковом возрасте в отечественной литературе
Подростковый возраст является одним из наиболее сложных и важных периодов развития человека. В этот период происходят значительные изменения в физическом, психологическом и социальном развитии подростка, которые имеют важное значение для его будущего. Отражение этих изменений и особенностей в подростковой психологии можно найти в отечественной литературе, которая в свою очередь может помочь понять и пролить свет на многие психологические процессы, происходящие в этом возрасте. В данном разделе курсовой работы мы будем исследовать психологические особенности подросткового возраста в отечественной литературе, чтобы лучше понимать и оценивать эти процессы и их влияние на развитие личности подростка.
Возрастной период представляет собой цикл детского развития, который имеет свою уникальную структуру и динамику. Согласно Л.С. Выготскому, психологический возраст представляет собой качественно своеобразный период психического развития, который характеризуется появлением новых форм развития, которые подготовлены всем ходом предыдущего развития. Психологический возраст не всегда совпадает с хронологическим возрастом ребенка, который записан в его свидетельстве о рождении и будущем паспорте. Границы возрастного периода определены, но могут сдвигаться, и один ребенок может вступать в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием, могут "плавать" [7, с. 92].
В период подростковости происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии ребенка, который находится на грани между детством и взрослой жизнью. Возрастная граница этого периода установлена на 11-15 лет. В это время подросток начинает проявлять интерес к собственной личности и сравнивать себя с другими людьми своего возраста и с взрослыми. Он чувствует себя более независимым и самостоятельным, хочет быть признанным окружающими и принимать активное участие в жизни семьи и общества. По словам Выготского, в этот период способность к рефлексии направлена на самого себя, и подросток стремится получить признание своей значимости и взрослости [7, с. 147].
Чувство взрослости является одним из первых психологических проявлений подросткового возраста. Как отмечает Эльконин, это новообразование сознания помогает подростку сравнивать себя с другими людьми своего возраста и с взрослыми, находить образцы для усвоения, строить свои отношения с окружающими и перестраивать свою деятельность. Подростковый период имеет огромное значение в развитии и формировании личности человека. В это время расширяется объем деятельности, меняется ее характер, закладываются основы сознательного поведения и вырабатываются нравственные установки. Все это происходит на фоне противоречий физического и психического развития, на фоне духовного становления. Поэтому подростковый период определяется учеными и практиками как переходный, сложный и критический. Это объясняет неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, амбивалентность в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия и отклонение от общественных норм [8, с. 58].
В период подросткового возраста у детей возникают ряд важных психологических потребностей, таких как желание общаться со сверстниками, самостоятельность и независимость, стремление к эмансипации от взрослых и признанию своих прав. Но, помимо этого, существует и биологический аспект, связанный с половым созреванием. В это время происходит гормональная буря, которая сопровождается физическими, физиологическими и психологическими изменениями, а также появлением сексуального влечения. Все это делает подростковый период очень сложным для самого ребенка, который стремительно вырастает во всех смыслах. В психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий, связанных с подростковым возрастом [13, с. 164].
Подростковый период в жизни человека стал отдельно выделяться сравнительно недавно, это является относительно новым явлением в истории человечества. До 17-18 века не было такого понятия, как подростничество. Введение систематического школьного образования в 19 веке существенно изменило ситуацию. Это привело к увеличению периода, когда ребенок оставался на попечении родителей и зависел от них, а также отсрочке принятия ребенком ролей, которые присущи взрослым. На длительность и содержание этого периода влияют различные обстоятельства, такие как уровень социально-экономического развития общества, исторические особенности времени, социальная позиция подростков и конкретные обстоятельства жизни каждого подростка [20, с. 28].
Подростничество представляет собой переходный период в жизни ребенка, который проявляется наиболее полно в обществе, где существует значительная разница между детством и взрослой жизнью. Такие различия проявляются в требованиях к разным возрастным группам, и такое общество может быть охарактеризовано как индустриальное. В наше время социальная взрослость и половое созревание подростков не совпадают. Это может быть вызвано различными обстоятельствами, такими как культурные и социальные изменения, которые привели к изменению социальных ожиданий и ролей. Кроме того, на границы и содержание подросткового периода влияют различные обстоятельства, такие как уровень социально-экономического развития общества, общественная позиция подростков и конкретные обстоятельства жизни каждого подростка [15, с. 63].
В отечественной психологии были заложены основы понимания закономерностей этого периода в работах, таких выдающихся ученых, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и других. Многие исследования подросткового периода определяют его как кризисный, что связано с бурными процессами и сложностями не только для подростка, но и для его окружения. Однако в работах Д.Б. Эльконина можно найти и другую точку зрения - подростничество рассматривается как стабильный возраст и выделяются два кризисных периода: предподростковый и на переходе к юношескому возрасту. Несмотря на различные точки зрения, понимание закономерностей подросткового периода важно для эффективной работы с подростками и их родителями, а также для предотвращения проблем и конфликтов, связанных с этим периодом развития.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академический проект», 2006. – 701 с.
2. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. [Текст] / К. А. Абульханова - Славская. // Советская педагогика. - 1991. - № 10.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие/Аверин В.А. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1988. – 379 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – М., 1968. – 464 с.
5. Вейнгерова Л. Я. О подготовке подростков к самостоятельной жизни. М. : Сам Полиграфист, 2020. 70 с.
6. Виркунен К. Учение о темпераментах // Частная школа. – 1996.-№5.-с. 114-123.
7. Выготский Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. СПб. : Питер, 2021. 221 с.
8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. – 144 с.
9. Гуревич П. С. Психология и педагогика. М. : Юрайт, 2019. 430 с
10. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Э. Ф. Зеер. - М.: Академический проект, - 2003. - 336 с
11. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] //Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 3 URL: http://psyedu.ru/journal/ 2014/3/Ilyina.phtml (дата обращения: 20.04.2023 г.)
12. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ. 1988. – 350 с.
13. Кон И.С. Психология ранней юности / Кон И.С. М.: «Просвещение», 1989. – 252 с.
14. Крайг Г. Психология развития / Крайг Г. – СПб.: «Питер», 2005. – 940 с.
15. Кузьмина Л. В. Психологическое благополучие современных подростков. Чита. ЗабГУ, 2021. 123 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Леонтьев А.Н. – М.: «Смысл», 2005. – 432 с.
17. Любягина О. А. Формирование мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения. Казань: Отечество, 2021. 118 с.
18. Май Т.Н., Попович А.Э. Основы формирования готовности старших школьников к выбору профессии [Текст] // Вестник, Педагогика и психология. 2011. №2. С. 26-32
19. Матусевич М. С. Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников // Молодой ученый. —2014. — №8. — С. 825-827. — URL https://moluch.ru/archive/67/11347/ (дата обращения: 20.04.2023).
20. Немов Р. С. Общая психология: учебник и практикум для СПО. М. : Юрайт, 2019. 262 с.
21. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Поваренков Ю.П. – М.: Изд-во «УРАО», 2002. – 160 с.
22. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
23. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. [Текст] /Резапкина Г.В. Учебно методическое пособие. - М.: Генезис, 2008.- 200 с.
24. Столяренко Л.Д. Общая психология» / Столяренко Л.Д. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672 с.
25. Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А., Закревская О. В. Особенности профессионального самоопределения, учащихся старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 192-202.
26. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно содержательные характеристики процесса развития личности / Фель дштейнД.И. – М.: МПСИ, 2004. – 672 с.
27. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М.: Изд-во МГУ, 1989. – 108 с.
28. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / Холодная М.А. – СПб.: «Питер», 2003. – 272 с.
29. Хухлаева О.В. Психология подростка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Хухлаева О.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
30. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: «Владос-Пресс», 2004. – 96 с.
31. Щипанова Д. Е. Профессиональное самоопределение личности как построение смыслов будущего. Екатеринбург: РГППУ, 2020. 118 с.
32. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Издание 3-е. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2001. – 416 с.
33. Wille B., de Fruyt F., Feys M. Vocational interests and Big Five traits as predictors of job instability // Journal of Vocational Behavior. – 2010. – V.76. –P. 547-558.