Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Многие центры социального обслуживания сегодня являются междисциплинарными учреждениями, способными оказать реальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предлагая различные виды и формы услуг - социально-медицинские, психолого-педагогические, коммерческие и т.д. - семьям, детям и пожилым людям с ограниченными возможностями.
Актуальность данной темы растет с каждым годом, так как количество граждан, нуждающихся в социальной помощи, постоянно увеличивается. Уровень жизни в России намного ниже, чем в других развитых странах. Многие люди становятся инвалидами в молодом возрасте, а пожилые люди нуждаются в помощи по самообслуживанию с раннего возраста. Центры социального обслуживания играют все большую роль в оказании адресной помощи пенсионерам и инвалидам, а также в предоставлении социальных услуг в соответствии с индивидуальными потребностями.
Кроме того, центры социального обслуживания предоставляют услуги людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и помогают тем, кто по каким-либо причинам не имеет дома, семьи и постоянного места жительства.
Целью исследования является анализ задач, функций, структуры и деятельности центров социального обслуживания.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.дать понятие и рассмотреть нормативно-правовые основы деятельности центров социального обслуживания;
2.исследовать задачи, функции и структуру центров социального обслуживания;
3.рассмотреть виды структурных подразделения центров социального обслуживания;
4.провести анализ направлений деятельности структурных подразделения центров социального обслуживания.
Объектом исследования выступили общественные отношения в сфере деятельности центров социального обслуживания.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие вопросы правового регулирования деятельности центров социального обслуживания.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ; материалы правоприменительной и судебной практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Григорьев И.В., Гусева Т.С., Семянникова Д.А., Мачульская Е.Е., Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И., Чернякина Т.С., Овчаренко С.А. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем деятельности центров социального обслуживания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере деятельности центров социального обслуживания.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 4 параграфа, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1.Понятия и нормативно-правовые основы деятельности центров социального обслуживания
Центры социального обслуживания относятся к организациям социального обслуживания, в соответствии с Приказом Минтруда России от 17.12.2020 № 918н (далее - Приказ Минтруда РФ от 17.12.2020 № 918н ).
Организации социального обслуживания - это организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание и стационарное социальное обслуживание (ч.1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" (далее - ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ ).
Организации социального обслуживания в субъектах РФ создаются и функционируют с учетом следующего:
-методические рекомендации по расчету потребности субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания ;
-Правил организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений (далее - Приказ Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н).
В Приказе Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н устанавливает права и обязанности организаций социального обслуживания, перечни и порядок предоставления социальных услуг, требования к структуре организаций социального обслуживания, рекомендуемую штатную численность и др.
Согласно ст.2 Приказа Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н социальные услуги могут предоставляться юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями независимо от их организационно-правовой формы.
Деятельность организаций социального обслуживания регулируется Гражданским кодексом РФ, другими законодательными нормативными актами РФ ее субъектов, а также ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (п.3 Приказа Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н).
Центры социального обслуживания относятся к организациям, предоставляющим социальные услуги в полустационарной форме и на дому. В полустационарной форме социальные услуги предоставляются в определенное время суток в центрах социального обслуживания, а на дому - по месту жительства получателя социальных услуг (п.п.5-7 Приказа Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н).
В центрах социального обслуживания могут предоставляться социальные услуги по социальному обеспечению, охране здоровья, психосоциальные, социально-педагогические, профессиональные, юридические, срочные социальные услуги, а также услуги по совершенствованию коммуникативных навыков получателей социальных услуг, в том числе детей-инвалидов с ограниченной подвижностью. Конкретный перечень услуг, штатное расписание и нормы оснащения устанавливаются и утверждаются законами субъектов РФ (п.8 и п.15 Приказа Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н).
Социальные услуги предоставляются в соответствии с порядком предоставления социальных услуг и на сумму не менее установленной стандартами социальных услуг. Социальные услуги предоставляются до устранения условий, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни получателя социальных услуг.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года]. - URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2023) // Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
3. Приказ Минтруда России от 17.12.2020 № 918н "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2021 № 62584) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.02.2021
4. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 934н "Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. – 2015. - № 2
5. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н (ред. от 30.03.2020) "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36314) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.03.2015.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 (ред. от 14.04.2022) "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 № 61953) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.12.2020
Научная литература:
7. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
8. Гусева Т.С., Семянникова Д.А. Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 10 - 16.
9. Какие организации относятся к учреждениям социальной защиты? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
10. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 449 с.
11. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 451 с.
12. Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И., Чернякина Т.С., Овчаренко С.А. Организационные и правовые основы деятельности реабилитационных учреждений для инвалидов в системе социального обслуживания в РФ // Социальное и пенсионное право. 2014. № 3. С. 18 - 22.