Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В современных условиях экономики нет какой-либо единой системы тех показателей, по которым может быть проведена оценка результатов управления товарными запасами торговых фирм. Каждая торговая фирма формирует данного рода список согласно собственным потребностям, осуществляя эффективное управление ими. Наличие подобного рода данных и степень обеспеченности ими предоставляют возможность сделать более оптимальной длительность операционного цикла, уровень существующих затрат на хранение и подготовку перед продажей, сократить величину трансакционных издержек по совершаемым закупкам. Вместе с тем это предоставляет возможность освобождения из текущего оборота в финансово-хозяйственной деятельности торговой фирмы части денежных средств.
Объект исследования – ООО «Астеро», занимающееся розничной торговлей преимущественно пищевыми продуктами, находится в пгт. Староуткинск Свердловской области. В качестве предмета исследования выступает формирование и использование в торговой деятельности товарных запасов.
Целью работы является установление направлений улучшения товарных запасов в торговой компании на основе их планирования.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие товарных запасов, основы их управления.
2. Провести оценку состояния товарных запасов в торговой компании и эффективности их использования.
3. Установить направления совершенствования управления товарными запасами.
Методы исследования: методы сводки и группировки, табличный и графический методы, метод анализа экономической литературы.
1 Теоретические основы УПРАВЛЕНИЯ товарныМИ запасАМИ предприятия В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Товарные запасы: понятие, эффективность использования
Если исследовать нормативно-правовые акты РФ по бухгалтерскому учету, к примеру, ФСБУ 5/2019 «Запасы», в таком случае товары признают в качестве части материально-производственных запасов торгового предприятия .
Товарные запасы на предприятии торговли представляют собой часть товарного обеспечения, которая является совокупностью товарной массы в ходе ее перемещения из производственной сферы в сферу потребления .
В экономике торгового предприятия товарные запасы относятся к тем материальным активам, которые являются текущими, при этом они образуют его текущие активы. Если группировать согласно степени ликвидности, то товарные запасы являются медленно реализуемыми активами для торгового предприятия, по причине чего степень эффективности управления его товарными запасами предоставляет возможность избегания иммобилизации финансовых ресурсов и проведения перенаправления их на развитие стратегия торгово-финансовой деятельности торгового предприятия .
Если говорить о предприятии торговли, то товарные запасы при прохождении всех существующих в нем процессов по формированию, хранению и реализации должны быть в соответствии со стандартами качества и должны быть пригодными для употребления в дальнейшем, так как товары продаются конечным потребителям.
В торговле товарные запасы являются необходимым элементом бесперебойного обеспечения спроса покупателей (иначе – спроса потребительского).
Классификацию товарных запасов (товаров) в торговом предприятии можно выполнить по таким различным признакам:
1) согласно целям использования товарные запасы бывают таких видов: потребительские товары – сюда относят товары, которые непосредственным образом нужны для целей их конечного потребления, для целей удовлетворения человеческих потребностей личного характера; производственные товары – сюда относят товары, использование которых происходит в одном цикле производства в процессе создания новых товаров предприятием;
2) согласно временным аспектам использования товаров / потребления: сюда относят товары краткосрочного пользования, использование которых происходит только один или некоторое количество раз; товары длительного пользования – сюда относят те, использование которых происходит достаточно большое число раз;
3) согласно характеру потребления товарные запасы бывают: товарные запасы товаров повседневного спроса, запасы товаров тщательного выбора, запасы престижных товаров ;
4) согласно функциональной принадлежности товарных запасов их делят на: товары, которые являются продуктами питания, товары. которые являются промышленными;
5) согласно видам товарных запасов: запасы текущие – сюда относят товары на стадии их реализации; запасы подготовительные – сюда относят товары на стадии их подготовки перед продажей; гарантийные (иначе - страховые) запасы – сюда относят товарные запасы, которые создают с целью обеспечения определенного уровня непрерывности торгового процесса на случай срывов сроков поставок товаров согласно запланированным, изменения уровня интенсивности потребления при внезапно возросшем уровне спроса; сезонные запасы – сюда относят те товары. которые являются необходимыми для того, чтобы обеспечить определенного рода непрерывность всего процесса продажи товаров в период колебания спроса покупателей, который является сезонным; товарные запасы переходящие;
7) согласно существующим видам движения товаров в бухгалтерском учете торгового предприятия сюда относят: товары в пути и на складе; товары на стадии подготовки перед продажей; товары, которые зарезервированы; товары в магазинах в ходе их продажи; товары, которые находятся на консигнации; товары проданные, но при этом находящиеся на ответственном хранении .
Для того чтобы избежать потерь средств, вложенных в товарные запасы, постоянно обновлять товары, необходимым является эффективное управление ими. С целью выполнения оценки эффективности управления товарными запасами на предприятиях торговля является необходимым проведение анализа эффективности применения товарных запасов на предприятии .
Выполнение эффективного экономического анализа товарных запасов, прежде всего, происходит с использованием сведений финансовой отчетности торгового предприятия, а с целью более детального изучения отдельно взятых вопросов в управлении товарными запасами применяют сведения системы управленческого учета предприятия, а вместе с тем справки аналитического характера по счетам учета предприятия.
Выполнение оценки скорости оборачиваемости товарных запасов торгового предприятия является одним из основополагающих элементов данного экономического анализа в связи с тем, что запасы товаров относят к медленно реализуемым активам предприятия, а в текущих его активах у них высокая доля .
Для того, чтобы анализ товарных запасов был эффективным, принес компании нужные результаты, экономисты дают рекомендации по его проведению за максимально короткий период. В качестве отчетного периода при всем этом могут выступать даже часы либо день.
Эффективно проведенная оценка товарных запасов торгового предприятия и анализ оборота по отдельно взятым видам товаров предоставляет возможность более точного прогнозирования потребности в товарах разного рода ассортимента. Это необходимым является как для целей развития конкретного торгового предприятия и усиления уровня его конкурентоспособности, так и для целей анализа на уровне макроэкономики по экономическим показателям, к которым относят: товарную структуру в розничной торговле, товарные запасы, коэффициенты оборачиваемости товарных запасов и др.
Степень эффективности использования товарных запасов в торговом предприятии оценивают с использованием таких аналитических показателей:
1) коэффициента оборачиваемости товарных запасов (КОтз) (иначе - скорость оборота запасов):
КОтз=ТО/(ТЗ) ̅ , (1)
где ТО – показатель товарооборота предприятия торговли;
(ТЗ) ̅ – величина среднегодовой суммы товарных запасов.
Коэффициент оборачиваемости товарных запасов демонстрирует, сколько в сумме товарооборота приходится на каждый рубль, вложенный в товарные запасы предприятия ;
2) продолжительность оборота товарных запасов (ПОтз) (иначе - время обращения товарных запасов предприятия торговли) демонстрирует, какое количество дней нужно торговому предприятию для того, чтобы реализовать имеющиеся запасы товаров, находится с использованием формулы:
ПОтз=¯ТЗ/ТОо, (2)
где ТОо – товарооборот за один день (общий объем товарооборота делят на количество дней в периоде).
Продолжительность оборота товарных запасов предприятия торговли демонстрирует, сколько дней оборотный капитал находился в товарных запасах.
С целью того, чтобы более эффективным образом выполнялось управление товарными запасами, необходимым является грамотное их планирование.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 01.02.2023. – М.: Эксмо-Пресс, 2023. – 688с.
2. 27 федеральных стандартов бухгалтерского учета: практический комментарий / под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2022. – 528с.
3. Бегиева А.Ш., Фидарова Л.М., Бегиева Л.М. Оптимизация величины и структуры товарных запасов на предприятиях розничной торговли // Управление экономическими и социальными системами региона: Сборник научных трудов: Владикавказ: СОГУ им. К.Л. Хетагурова, 2017. – С.66-71.
4. Иванов Г.Г., Зверева А.О. Развитие торговых организация в современной экономике: Монография. – М.: Дашков и К, 2018. – 160с.
5. Калабина М.Ю. Управление запасами на предприятиях торговли // XLVI итоговая студенческая научная конференция Удмуртского государственного университета: Материалы Всероссийской конференции. – Ижевск: УГУ, 2018. – С.174-176.
6. Коробкин А.З. Современные подходы к экономическому анализу и нормированию товарных запасов в розничной торговле // Бухгалтерский учет и анализ. – 2022. - №6. – С.26-35.
7. Коротина А.Д. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости // Знания молодых – будущее России: сборник статей конференции. – Киров: Вятский ГАУ, 2021. – С.40-43.
8. Котова А.Р. Управление товарными ресурсами торговых организаций // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2021. – Т.3. - №13. – С.161-166.
9. Кривцова Ю.М. Направления повышения эффективности использования товарных запасов // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2018. – С.148-150.
10. Лапшинов С.Б., Жукова Я.Э., Сперанский С.Н., Амаржаргалан Т. Повышение эффективности управления товарными запасами на основе создания статистических моделей // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2022. - №2. – С.59-64.
11. Лебедева В.В. Характеристика и анализ товарных запасов организации // Трибуна ученого. – 2021. - №6. – С.369-375.
12. Магомедов А.М. Экономика организаций торговли: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2023. – 266с.
13. Мельникова А.О. Товарные запасы и их планирование // Кооперация без границ: расширение рамок социальной экономики: Материалы международной студенческой научной конференции. – Белгород: БУКЭиП, 2018. – С.287-293.
14. Ненашев Н.А. Оптимизация товарных запасов в торговых предприятиях // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №33. – С.741-744.
15. Нитяго И.В., Мороз О.Н. Экономические модели управления товарными запасами // Эффективность сферы товарного обращения и труда: сборник научных статей. – Гомель: Белорусский ТЭУ ПК, 2021. – С.93-96.
16. Соколова И.Н. Многовариантные подходы прогнозирования оборота розничной торговли // наука Удмуртии. – 2018. - №2. – С.74-76.
17. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник. – М.: Дашков и К, 2020. – 656с.
18. http://rdr.ria.ru/news/201202/65776421.html.