Фрагмент для ознакомления
2
«Домашний отель» имеет линейно-функциональную структуру управления, которая реализует принцип единоначалия линейного построения структурных подразделений отеля и распределение функций между ними (см. приложение А).
Во главе управления находится единоличный руководитель, обладающий всем комплексом полномочий и осуществляющий на своем уровне все функции управления отелем. Подчиненные получают указания только от одного непосредственного начальника.
Несмотря на то, что указанная структура управления является «жесткой, механистической, она с успехом применяется в малых гостиницах, оказывающих простой набор услуг» и имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Преимуществами структуры управления «Домашнего отеля» мы считаем согласованность действий всех работников, четкую систему взаимосвязи управляющего и подчиненных, высокую оперативность исполнения указаний, личную ответственность исполнителей перед начальником за задание, а также прямую ответственность руководителя за деятельность своего подразделения.
Однако такая структура управления имеет и ряд недостатков, среди которых считаем необходимым указать негибкость, жесткость вертикальных связей, высокие требования к квалификации и широте познаний управляющего, невозможность реализации всех функций менеджмента при управлении одним лицом, отсутствие помощи специалистов при принятии решений по узкоспециализированным вопросам. Также минусом является и то, что авторитарное руководство может стать причиной психологической напряженности в коллективе и снижении удовлетворенности работой.
Организационная структура «Домашнего отеля» определяется его назначением, месторасположением, спецификой гостей, вместимостью.
Служба номерного фонда занимается решением вопросов, связанных с бронированием и размещением гостей по номерам. Оснащена зоной для отдыха и зоной для ожидания. Зоны оборудованы креслами, диваном, журнальным столиком. Зоны озелены и художественно оформлены. В службе имеется сейф для хранения ценностей гостя. Предоставляются услуги факсимильной связи, копировальной техники. Служба работает круглосуточно.
От службы приема и размещения зависит первое впечатление гостя, администратор в процесс общения с гостями, должен обсуждать такие вопросы как цены за номер; сроки размещения; порядок оплаты. Задача руководителя данной службы – контролировать весь процесс приема и размещения гостя.
Работники службы приема досконально владеют всей информацией об отеле (достоинства и недостатки каждого номера, цены, расположение и часы работы всех служб отеля). Основными функциями отдела приема и размещения являются регистрация приезжающих гостей, распределение номеров, поселение и выписка клиентов и оказание им многочисленных дополнительных услуг. Служба приема находится в холле отеля.
Хозяйственная служба обеспечивает обслуживание туристов в номерах, поддерживает необходимое санитарно-гигиеническое состояние номеров и уровень комфорта жилых помещений, занимается оказанием бытовых услуг. Уборка номера горничной производится ежедневно. Смена постельного белья производится в номерах – 1 раз в неделю, в улучшенных номерах – 1 раз в 3 дня. Смена полотенец происходит ежедневно. Дежурная горничная ведет график по смене полотенец и постельного белья. Функция менеджера по снабжению – закупки нужных товаров требуемого качества. При этом выдерживается оптимальный размер запасов в гостинице.
Бухгалтер ведет единый финансовый учет отеля (учет расходов и доходов, ведение операций по учету оплачиваемого рабочего времени и др.).
Служба питания включает в себя кафе, а также пищеблок (кухню). Обеспечивает гостей отеля услугами питания.
Служба безопасности отвечает за защиту гостиницы, всех гостей и окружающих, их личной собственности.
Административная служба в лице управляющего отвечает за организацию правления всеми службами гостиницы, решает вопросы кадрового обеспечения, занимается созданием и поддержанием необходимых условий труда для персонала отеля, контролирует соблюдение установленных норм, правил по охране труда, по технике безопасности, по противопожарной и экологической безопасности.
Главный инженер создает условия для функционирования систем кондиционирования, теплоснабжения, санитарно-технического оборудования, электротехнических устройств, служб ремонта и строительства, систем телевидения и связи.
Служба консьержа в отеле – служба персональной поддержки, оказывающая информационные услуги, а также услуги по организации деловых встреч, мероприятий, путешествий, развлечений. К услугам гостей транспортное обслуживание (встреча/проводы гостей (аэропорт/вокзал), организация поездки по городу); предоставление подробной информацию по ресторанам, кафе, барам и пабам города, бронь столиков; почтовые услуги (доставка корреспонденции в номер, отправка писем, факсов, электронных сообщений); справочная информация.
В своей деятельности «Домашний отель» активно использует информационные технологии. Основной задачей автоматизации является создание единой информационной системы, охватывающей элементы всей организационной структуры отеля. Система автоматизации деятельности отеля позволяет создать единое информационное пространство для всех подразделений гостиницы. Важной задачей, решаемой системой автоматизации отеля, является обеспечение высокого уровня сервиса.
Поскольку «Домашний отель», о чем уже было сказано выше, имеет линейно-функциональную структуру управления, процесс автоматизации управления отелем охватывает практически все элементы организационной структуры. Программное средство автоматизации управления гостиницей, используемое в «Домашнем отеле» – Opera Enterprise Solution. Система состоит из модулей, включающих в себя:
– систему автоматизации службы приема и размещения гостей;
– систему управления качеством обслуживания;
– систему оптимизации прибыли;
– систему управления мероприятиями;
– систему централизованного бронирования;
– модуль бронирования через Интернет;
– централизованную информационную систему по клиентам.
Данное средство автоматизации «Домашнего отеля» позволяет также управлять кафе, системой тарификации телефонных звонков и Интернет-услуг, системой управления счетами клиентов, платного телевидения, электронных замков, авторизации кредитных карт и бухгалтерских систем. Служба безопасности отеля в своей работе используют системы видеонаблюдения, контроля доступа, информационные технологии.
Документы, подтверждающие наличие прав и обязанностей персонала – трудовой договор, должностные инструкции. Организация работы, режим рабочего дня, порядок оплаты труда работников определяется действующим законодательством РФ, организационными, распорядительными, нормативно-методическими документами.
Проанализировав деятельность «Домашнего отеля», мы приходим к следующим выводам:
1) Сущность структуры управления «Домашним отелем» состоит в том, что управляющие воздействия производятся одним доминантным лицом – управляющим, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам.
2) «Домашний отель» имеет свои специфические особенности не только в плане требований к уровню профессиональной подготовки персонала, но и с точки зрения структуры управления, распределения должностных обязанностей и личных качеств сотрудников, которые создают особую доброжелательную атмосферу и обеспечивают индивидуальный подход к каждому клиенту.
Таким образом, небольшой номерной фонд, демократичная стоимость услуг, отсутствие шумной торгово-развлекательной деятельности, качество и культура обслуживания, уютная, домашняя атмосфера, на наш взгляд, являются наиболее важными критериями потребительского выбора «Домашнего отеля» как малоформатного гостиничного предприятия «домашнего» типа.
2.3 Разработка организационной структуры управления гостиницы
Предлагаемая структура управления гостиницей – линейная (см. приложение Б). Такой выбор объясняется тем, что линейная структура управления ориентирована именно на малые предприятия, занимающиеся одним бизнесом. Управление в гостинице строится на принципе единоначалия, где управляющий отелем получает информацию и несет полную ответственность за нее и за результаты деятельности своих подчиненных.
Данная структура управления гостиницей имеет следующие преимущества:
– оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления;
– отсутствие дублирования функций;
– степень надежности и оперативности управления гостиницей.
Управляющий гостиницей отвечает за организацию управления всеми сотрудниками, решает финансовые вопросы, вопросы кадрового обеспечения, поддержания необходимых условий труда, контролирует соблюдением установленных норм и правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной и экологической безопасности.
Инженер создает условия для функционирования всех технических систем отеля (кондиционирования, теплоснабжения, электротехнических устройств и пр.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Эксмо, 2013.– 63 с.
2. Абзалова Д.И. Вопросы определения ценностных ориентаций работников гостиничного дела // В сборнике: Трибуна молодого ученого - 2018. Сборник научных трудов. 2018. С. 6-13.
3. Белова В.П., Чернова Д.П. Менеджмент в России в гостиничных сетях мирового уровня на примере гостиницы «RADISSON ROYAL HOTEL, MOSCOW» // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2018. Т. 12. № 2. С. 4-13.
4. Блохина Е.В. Совершенствование организационной структуры управления, ориентированной на инновационное развитие предприятий индустрии гостеприимства // В сборнике: Наука и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Редколлегия: Л.А. Светличная, Т.В. Чернова. Таганрог, 2022. С. 154-157.
5. Гостиничный бизнес в современной экономике / Чудновский А.Д., Жукова М.А., Романов А.А., Мальцева М.В., Арифуллин М.В., Гулиев А.Ю., Жуков В.А., Солнцева О.Г., Замятина Н.А., Цаболова О.Р., Фролова Е.А., Збарская А.В., Цунаева Ю.О., Офицерова Н.А., Лапшина Н.В., Тараканова О.В., Коренко Ю.М., Фирсова А.Е., Акопян Д.В., Погорелко И.В. и др.: Учебное пособие / Москва, 2022.
6. Гришко О.А. Особенности предоставления услуг досуга в гостиницах // В сборнике: Менеджмент предпринимательской деятельности. Материалы XVI международной научно-практической конференции преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов. 2018. С. 125-127.
7. Гришко О.А. Особенности предоставления услуг досуга в гостиничном комплексе «Московский дворик» // В сборнике: Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент. материалы пятой научно-практической конференции. 2018. С. 69-72.
8. Долгова В.С. Ситуационные и управленческие факторы, влияющие на продажи в отеле «НЕССЕЛЬБЕК» // В сборнике: Проблемы и перспективы развития индустрии гостеприимства Калининградской области глазами молодых ученых. Материалы научно-практических семинаров студентов и магистров. Калининград, 2018. С. 52-54.
9. Иванова С.А. Особенности организационного проектирования и управления деятельностью служб и подразделений гостиницы, оказывающих оздоровительные услуги // Российские регионы: взгляд в будущее. 2019. Т. 6. № 1. С. 65-78.
10. К вопросу о системе классификаций и организационной структуре гостиниц как элементов современной культуры / Чистилина И.А., Бочкарева А.С., Анцырева М.Е. // В сборнике: этнос и культура в эпоху глобализации. Сборник материалов IV Международной научной очно-заочной конференции . 2021. С. 857-862.
11. Кабушкин Н.И. Исследование качества обслуживания гостей отеля в ресторанном бизнесе // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. 2018. Т. 8. № 2. С. 27-34.
12. Киселева Л.В. Концептуальные основы функционирования ресторана при гостинице // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. Т. 14. № 1. С. 123-131.
13. Коваленко Т.Ю., Шершнева Е.О. Проектирование и разработка базы данных информационной системы для ведения гостиничного бизнеса // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования молодых учёных. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Омск, 2021. С. 334-340.
14. Ковальчук А.П., Ильина Е.Л. Создание клиентоориентированной организационной структуры отеля среднего ценового сегмента // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 1. С. 269-280.
15. Корнеева Е.И., Морозова Э.В. Клиентские технологии в гостиничном обслуживании // В сборнике: актуальные проблемы развития туризма. Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. С.В. Дусенко, Н.Л. Авиловой. 2018. С. 437-448.
16. Лебеденко М.А. Обслуживающий персонал гостиницы и требования к его квалификации // В сборнике: Туристский сезон 2021: проблемы и перспективы. Материалы научно-практического on-line форума. Под научной редакцией И.С. Кусова, Н.В. Шабалиной, Р.Р. Тимиргалеевой. Майкоп, 2021. С. 131-134.
17. Максимова И.О., Шестакова Е.В. Направления повышения конкурентоспособности предприятий средств размещений // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 4-1. С. 278-283.
18. Мамадазизов Ф.Ш. Разработка организационно-методических подходов к описанию профессиональных квалификаций, используемых в организационном проектировании в гостиничном бизнесе (на примере службы питания и напитков гостиницы) // Наука и образование сегодня. 2018. № 6 (29). С. 76-79.
19. Нагай Н.Г., Шитова В.С. Концептуальное обоснование проекта гостиницы «Олимпус» категории 3 звезды на территории г. Шахты // В сборнике: Научная весна-2019: Экономические науки. сборник научных трудов. Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета. 2019. С. 111-117.
20. Отнюкова М.С. Современные тенденции организации бизнеса в индустрии гостеприимства // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 3. С. 55-58.
21. Панченко Т.А. Организационное проектирование службы маркетинга и продаж малой гостиницы // В сборнике: Проблемы и перспективы развития индустрии гостеприимства Калининградской области глазами молодых ученых. Материалы научно-практической конференции молодых ученых, проведенной по результатам научно-практических семинаров студентов и магистров. Под редакцией Л.В. Семеновой. 2020. С. 17-22.
22. Проблемы и пути адаптации гостиничных предприятий Санкт-Петербурга к работе в условиях пандемии / Степанова С.А., Николаев А.В., Скобельцына А.С. // Проблемы современной экономики. 2020. № 4 (76). С. 159-163.
23. Темирбекова А.З., Азизова Г.Р. Рекомендации по разработке и внедрению корпоративных стандартов обслуживания в гостинице в условиях пандемии // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. Т. 14. № 2-2. С. 120-133.
24. Чернова В.В., Овчаренко Н.П. Новые подходы к организации деловых мероприятий в средствах размещения // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2021. Т. 15. № 1. С. 87-95.
25. Черных М.В. Особенности оценки конкурентоспособности сетевых гостиничных предприятий (на примере отеля «mercurelipetskcenter») // Российские регионы: взгляд в будущее. 2021. Т. 8. № 4. С. 50-62.
26. Черных М.В. Оценка конкурентоспособности предприятий с сетевой формой организации бизнеса // В сборнике: Перспективные направления развития индустрии гостеприимства и туризма в России. Сборник статей. Под редакцией Е.Ю. Никольской. Москва, 2022. С. 47-55.
27. Шутова И.Г. Инновационный пакет для загрузки гостиницы и повышение рентабельности на рынке // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2020. Т. 12. № 1 (37). С. 104-112.