Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Прибыль выступает одной из основных категорий, характеризующей деятельность предприятий, критерием ее целесообразности. В условиях изменений условий деятельности в последние годы, вызванных социальными и политическими факторами, происходят значительные изменения структуры экономики. При этом многие экономисты отмечают атипичность ситуации, сложившейся на рынке, в связи с чем предприятиям необходимо рассматривать нетипичные способы решения возникающих проблем в поисках резервов увеличения прибыли, что обуславливает актуальность исследуемой темы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И МЕТОДИКА ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ
1.1. Понятие, виды и функции прибыли
Прибыль – основополагающая экономическая категория, исторически являющаяся одной из первых. Прибыль, по сути, выступает смыслом и движущей силой деятельности коммерческих организаций и рыночной экономики в целом. Несмотря на кажущуюся простоту, экономические исследования, посвященные прибыли, содержат множество подходов к определению категории, ее сущности и роли.
Савицкая Г.В. определяется прибыль как часть чистого дохода организаций, который они получают в результате реализации продукции.
В.В. Бочаров определяет прибыль организации как показатель, определяющий экономический эффект от осуществления деятельности.
А.Д. Шеремет считает, что получаемая организацией прибыль состоит из результата от реализации продукции, финансовой деятельности, сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.
Представленные определения отражают многообразие видов прибыли, и ее важную роль в деятельности организации.
Виды прибыли предприятий определяются различными подходами к их выделению:
1. В зависимости от отображения в системе учета:
бухгалтерская прибыль определяется вычетом из доходов, получаемых предприятием его внешних затрат, величина которых нашла отражение в системе в бухгалтерского учета;
экономическая прибыль определяется вычетом из доходов величины как внешних, так и внутренних затрат. Разница между видами прибыли заключается в учете внутренних (альтернативных) затрат.
2. В зависимости от вида деятельности.
В анализе выделяют три направления деятельности: операционная, финансовая и инвестиционная. В соответствии с ними формируются и показатели прибыли:
операционная прибыль, получаемая предприятием в результате производства и реализации продукции;
прибыль от инвестиционной деятельности отражает разницу между доходами от продажи внеоборотных активов, финансовых инвестиций и расходами по приобретению амортизируемых активов;
прибыль по финансовой деятельности представляют собой разницу поступлений и выбытий по финансовым операциям, среди которых изменение собственного капитала, ссуд.
3. В зависимости от вида хозяйственных операций:
прибыль от реализации продукции, производимой предприятием, и являющаяся основой его деятельности;
прибыль, полученная от неосновных видов деятельности.
4. В зависимости от состава элементов, формирующих прибыль:
маржинальная прибыль, представляющая сумму чистого дохода от операционной деятельности без учета налогов, за вычетом переменных затрат (определяемых объемами производства);
валовая прибыль, равная маржинальной прибыли за вычетом постоянных затрат предприятия.
5. В зависимости от характера налогообложения:
прибыль, облагаемая налогом на прибыль;
прибыль, не упитывающаяся при уплате налога на прибыль.
6. В зависимости инфляционной «очистки»:
номинальная прибыль, фактически полученная за период;
реальная прибыль, скорректированная на величину инфляции.
6. В зависимости от периода формирования:
прибыль отчетного периода;
прибыль, полученная в предыдущие периоды;
прогнозируемая прибыль.
7. В зависимости от характера использования:
потребляемая прибыль;
капитализируемая прибыль.
1.2. Формирование и использование прибыли предприятия
Формирование прибыли состоит в признании доходов и расходов организации по определенному виду деятельности и расчете показателей прибыли на их основе.
Поскольку деятельность предприятия неоднородна, в теории учета и анализа выделяют несколько видов прибыли, которые формируются согласно правилам составления отчета о финансовых результатах (рисунок 1.1).
В соответствии с представленной схемой в процессе осуществления деятельности образуются четыре вида прибыли:
валовая прибыль формируется как разница между выручкой и себестоимостью продаж и является наиболее общим финансовым результатом;
прибыль от продаж отражает эффект по основной деятельности организации;
прибыль до налогообложения отражает эффект всех видов деятельности;
чистая прибыль отражает тот результат, который остается в распоряжении собственников после уплаты всех налогов и обязательных платежей.
Чистая прибыль может быть использована в соответствии с целями и задачами, которые ставят перед собой управляющие органы и собственники организации.
Политика использования прибыли оказывает на финансово-хозяйственную деятельность организации определенное влияние:
1. От политики использования прибыли организации зависит реализация задачи повышения благосостояния ее собственников.
От пропорций использования прибыли зависит, какая ее часть будет выплачена собственникам в качестве дивидендов, а какая будет направлена на развитие деятельности в будущем.
2. Характер использования прибыли влияет на рыночную стоимость организации.
При реинвестировании полученной прибыли происходит увеличение стоимости собственного капитала, благодаря чему увеличивается оценка чистых активов, одного из определяющих показателей стоимости организации.
3. От пропорций использования прибыли зависит уровень реализации стратегии развития организации.
Развитие организации определяется его инвестиционной деятельностью, которая финансируется за счет источников, в том числе внутренних. Соответственно, чем большая сумма прибыли направляется на развитие, тем быстрее будут достигнуты стратегический цели организации.
4. Характер использования прибыли определяет инвестиционную привлекательность организации.
При принятии решений об инвестициях в определенную организацию рассматриваются различные факторы, но одним из основных является размер прибыли на вложенные средства, который зависит от дивидендной политики. При высоком уровне дивидендов привлекательность организации для инвесторов будет выше.
5. Характер использования прибыли может быть инструментом стимулирования персонала.
Одним из возможных вариантов использования прибыли является выплаты ее персонала через механизм его участия в прибылях, который является действенным инструментом стимулирования труда.
6. От характера использования прибыли зависит финансовое состояние организации.
1.3. Основные методы анализа и оптимизации прибыли предприятия
Анализ является частью системы управления прибылью предприятий, он осуществляется для обеспечения базы принятия обоснованных управленческих решений.
Анализ прибыли осуществляется с целью поиска возможностей для ее увеличения, повышения качества и рационального использования.
Исследование данных показателей дает аналитику возможность в общих чертах определить изменение непосредственно прибыли, а также факторов ее формирования на предприятии. Важную роль при этом имеет оценка отдельных направлений деятельности и формируемого ими результата, в частности это основная деятельность, финансовая и прочие виды.
Более глубокое понимание происходящих изменений прибыли позволяют дать показатели рентабельности, коэффициенты, определяющие соотношение между полученной прибылью и выручкой, затратами, ресурсами.
Эти два коэффициента являются важными индикаторами инвестиционной привлекательности предприятия, кроме того, по ним можно судить об изменения эффективности использования капитала и целесообразности привлечения дополнительных источников финансирования. Сопоставляя рентабельность капитала со стоимостью заемных средств, можно исследовать возможности роста и развития с использованием финансового рычага.
Использование прибыли является важным направлением анализа, позволяющим охарактеризовать стратегию финансирования предприятия, его привлекательность для собственников с точки зрения получения дохода, а также в отдельных случаях охарактеризовать социальную направленность бизнеса.
Распределение прибыли характеризуется в первую очередь структурой направлений использования, ее изменениями. С этой точки зрения исследуются доли, в которых прибыль накапливается и потребляется, изменения структуры. Пропорции распределения прибыли важны для потенциальных инвесторов, поскольку с их помощью прогнозируется величина дивидендов, которую могут получить при вложении средств. Также исследуется изменение сумм, направляемых на потребление и накопление с помощью показателей динамики.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО «НОВАТОР»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Анализ прибыли проведен с использованием материалов общества с ограниченной ответственностью «Новатор» (сокращенно ООО «Новатор»).
Исследуемое предприятие осуществляет свою деятельность с момента регистрации 9 августа 2013 г., с 2016 г. имеет статус малого предприятия.
Юридический адрес: 690087, край Приморский, г. Владивосток, ул. Баляева, д. 49
Предприятие имеет частную форму собственности, организован в форме общества с ограниченной ответственностью. Уставной капитал в размере 30 тыс. руб. принадлежит единственному учредителю.
Основным видом деятельности ООО «Новатор», согласно регистрационным данным, является производство прочих строительно-монтажных работ. Кроме того, зарегистрирован ряд дополнительных видов деятельности в сфере производства, выполнения разнообразных строительных работ, оптовой, розничной торговли, агентской деятельности и других.
ООО «Новатор» выполняет строительно-монтажные, гидроизоляционные и отделочные работы для физических и юридических лиц.
ООО «Новатор» ставит перед собой ряд целей на долгосрочную перспективу:
стабильное расширение деятельности с учетом сохранения стабильного финансового состояния;
проведение работы высокого качества, позволяющими укрепить конкурентоспособность на рынке.
Основным доходом организации является выполнение строительных работ для юридических лиц. Среди крупных заказчиков, выполненных за последние годы, являются работы для АО «Илим» и других организаций.
Основными конкурентами ООО «Новатор» выступают ООО «ТехноСтрой», ООО «Зодчий».
Деятельность ООО «Новатор» в значительной степени определяется условиями внешней среды, среди которых наиболее значимыми являются следующие:
2.2. Анализ формирования прибыли предприятия
Формирование прибыли ООО «Новатор» исследуется по данным отчета о финансовых результатов (приложение 2), которые фиксируют данные о доходах и расходах предприятия за год, по этим данным определены также изменения показателей (табл. 2.2).
Показатели, характеризующие основную деятельность ООО «Новатор», ухудшились в 2021 году. Несмотря на прирост объема выполненных работ, который за год достиг 6,2% или 1014 тыс. руб., их себестоимость выросла на 8,2%, а прирост затрат составил 1214 тыс. руб. В результате прибыль от продаж в 2021 г. была на 200 тыс. руб. или 13,7% меньше, чем годом ранее.
В 2022 г., несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике, объем выполненных работ вырос на 3620 тыс. руб., что на 20,9% суммы, полученной годом ранее. При этом предприятию удалось снизить себестоимость работ на 504 тыс. руб. или 3,1%, что позволило получить прибыль от продаж на 4124 тыс. руб. выше, чем годом ранее, она превысила прошлогодний показатель в 4,263 раза.
Изменения показателей прибыли ООО «Новатор» в 2020-2022 гг. отражены на рисунке 2.2.
Прочие доходы и расходы не оказывают значительного влияния на величину прибыли, в связи с этим изменения прибыли до налогообложения в целом повторяют тенденции динамики прибыли от продаж:
снижение в 2021 г. в сумме составило 247 тыс. руб., показатель сократился на 17,6%;
прирост в 2022 г. составил 3329 тыс. руб., что в 3,887 раза выше прошлогодней суммы.
Аналогично и по чистой прибыли: уменьшение прибыли на 267 тыс. руб. или 24,9% в 2021 г.; прирост в 2022 г. на 3084 тыс. руб., в 4,826 раз (рис. 6).
2.3. Анализ использования прибыли предприятия
Полученная чистая прибыль может быть направлена на различные нужды предприятия, анализ направлений ее использования за 3 года представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Изменение направлений использования прибыли ООО «Новатор»
В 2020-2021 г. предприятие направляло полученную прибыль полностью на расширение деятельности, в 2020 г. сумма составила 1073 тыс. руб., а в 2021 г. – 806 тыс. руб., что на 267 тыс. руб. или 24,9% меньше. В 2022 г. полученная прибыль была полностью потреблена, были выплачены дивиденды собственнику в размере 3890 тыс. руб.
Для характеристики использования прибыли определены также соответствующие коэффициенты (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Коэффициенты использования прибыли ООО «Новатор» за 2020-2022 гг.
Уровень налогообложения прибыли в 2021 г. вырос на 6,7%, однако, в 2022 г. значительно сократился, снижение уровня налога составило 16,9% по сравнению с 2021 г.
Уровень чистой прибыли по отношению с валовой достаточно высокий, что означает значительный вклад основной деятельности в формировании итогового результата. В 2021 г. показатель снизился на 9,5%, из-за увеличения прочих расходов, а в 2022 г. вырос на 8,4%, в основном за счет суммы валовой прибыли.
Стратегия распределения прибыли предприятия сменилась в 2022 г., когда вся прибыль, полученная предприятием, была потреблена, в то время как в 2020-2021 гг. она реинвестировалась в развитие бизнеса.
Уровень прибыли собственников в 2020-2021 гг. был нулевым из-за полного реинвестирования получаемой прибыли, а в 2022 гг. достиг 53,0%, что говорит о высокой инвестиционной привлекательности предприятия.
Итак, за исследуемый период предприятие получало прибыль, при этом в 2021 г. отмечено ее сокращение, обусловленное значительным увеличением затрат. В 2022 г. наблюдалось значительное улучшение показателей прибыли, увеличивался ее уровень по отношению к выручке.
В 2020-2021 г. предприятие направляло полученную прибыль полностью на расширение деятельности, а в 2022 г. полученная прибыль была полностью потреблена, были выплачены дивиденды собственнику.
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ООО «НОВАТОР»
Мероприятия по оптимизации прибыли, разрабатываются на основе анализа формирования и использования прибыли ООО «Новатор», данных об условиях хозяйствования и наиболее вероятных перспективах развития рынка. Основные результаты анализа прибыли ООО «Новатор» представлены ниже (табл.3.1).
Таблица 3.1
Результаты анализа формирования и использования прибыли ООО «Новатор»
В целом можно отметить, что ООО «Новатор» успешно развивает свою деятельности, повышает не только показатели прибыли, но и уровень рентабельности продаж, капитала. Однако, беспокойство вызывает то, что увеличение капитала в 2022 г. сопровождалось снижением нераспределенной прибыли, полным потреблением полученной прибыли в сочетании с наращиванием краткосрочных кредитов и кредиторской задолженности. Такая политика привела к снижению прибыли до налогообложения на 261 руб. за счет увеличения процентных расходов, кроме того, значительно ослабла финансовая устойчивость организации, она на грани нормальных значений. В перспективе это может привести к неустойчивому состоянию, возникновению просрочек по платежам, ухудшению деловой репутации.
Рассмотренные выше проблемы формирования и использования прибыли могут быть решены следующими способами:
расширение деятельности за счет заемных средств с использование м финансового рычага;
снижения прочих расходов в результате автоматизации отдельных учетных функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, прибыль является многосторонней экономической категорией, выполняющей ряд функций, отражающих ее сущность. На уровне предприятий она является одной из целей деятельности предприятия, определяет его стоимость, выступает источником развития. На уровне экономики прибыль выступает источником развития экономики, удовлетворения социальных нужд, критерием перераспределения капитала.
В процессе формирование прибыли выделяют ряд ее показателей, отражающих результат основной, финансовой и прочих видов деятельности. Итоговым показателем выступает чистая прибыль, которая может быть использована предприятием на накопление и потребление, в зависимости от стратегических и тактических целей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402–ФЗ (ред. от 02.07.2021) – опубликован в «Собрание законодательства Российской Федерации», 12 декабря 2011 г., № 50, ст. 7344.
2 Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 19.04.2019) – опубликован в «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 30 августа 2010 г., № 35.
3 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» от 06.06.1999 №43–н (ред. от 29.01.2018) – опубликован в «Финансовая Россия» от 19–25 августа 1999 г.
4 Авдеева В.И. Финансовый менеджмент: учебник / В.И. Авдеева, О.И. Костина, Н.Н. Губернаторов. ‒ Москва : КНОРУС, 2019. ‒ 384 с.
5 Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И. А. Бланк. ‒ Киев: Эльга, Ника‒Центр, 2018. ‒ 681 с.
6 Бочаров В.В. Комплексный экономический анализ: учебник / В.В. Бочаров. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 280 с.
7 Вахрушина М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / М.А. Вахрушина. ‒ Москва : Вузовский учебник, 2019. ‒ 420 с.
8 Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. ‒ Москва : КНОРУС, 2018. ‒ 608 с.
9 Жилкина А.Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А.Н. Жилкина. ‒ Москва : Издательство Юрайт, 2018. ‒ 285 с.
10 Журавлева В.Н. Актуальные вопрсы и современный опыт анализа финансового состояния организации: монография / В.Н. Журавлева, А.Н. Болтенков, А.В. Шипицын. ‒ БелУКЭП, 2018. ‒ 144 с.
11 Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие / Н.Л. Зайцев. ‒ Москва : ИНФРА‒М, 2019. ‒ 455 с.
12 Илышева Н.Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации: учебное пособие / Н.Н. Илышева. ‒ Москва : Финансы и статистика; ИНФРА‒М, 2019. ‒ 240 с.
13 Ионова А.Ф. Финансовый анализ: учебник / А.Ф. Ионова. ‒ Москва : ТК‒Велби, Проспект, 2018. ‒ 475 с.
14 Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев. ‒ Москва : Финансы и статистика, 2018. ‒196 с.
15 Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия: учебное пособие для ВУЗов / Г.Н. Лиференко. ‒ Москва : Экзамен, 2019. ‒ 419 с.
16 Маншеева Л.Н. Экономический анализ: учебное пособие / Л.Н. Маншеева, З.Б. Дугуржапов, М.А. Дугуржапова. ‒ Улан‒Удэ: Изд‒во ВСГТУ, 2018. ‒ 317 с.
17 Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: учебное пособие / Э.А. Маркарьян. ‒ Москва : ФБК‒ПРЕСС, 2018. ‒ 267 с.
18 Никулина Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: учебное пособие / Н.Н. Никулина, Д.В. Сухоедов, Н.Д. Эриашвили. ‒ Москва : ЮНИТИ, 2019. ‒ 511 с.
19 Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия / Пястолов С.М. – Москва : Академический проект, 2018. ‒ 573 с.
20 Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. ‒ Москва : ИНФРА‒М, 2019. ‒ 649 с.
21 Файдушенко В.А. Финансовый анализ: теория и практика: учебное пособие / В.А. Файдушенко. ‒ Хабаровск, Изд‒вл ХГТУ, 2019. ‒ 190 с.
22 Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учебное пособие / А.Д. Шеремет. – Москва : ИНФРА‒М, 2020. ‒ 470 с.
23 Батыршина Н.И. Прибыль предприятия как основной финансовый показатель его деятельности и пути её увеличения / Батыршина Н.И. // Экономика и социум. – 2019. – №1-1. – С. 255 – 258.
24 Беланова Н.Н. Пути увеличения прибыли на предприятии / Н.Н. Беланова, Б.Б. Давлатова// Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2020. – №19. – С. 12-19.
25 Болотнова Е.А. Формирование прибыли на предприятиях / Е.А. Болотнова, С.Ю. Соколов// Деловой вестник предпринимателя. – 2020. – №2 (2). – С.10-12.
26 Гоник Г.Г. Рентабельность и пути ее повышения / Г.Г. Гоник// Colloquium‒journal. ‒ 2020. ‒ №13 (65). – С. 128‒132.
27 Коровкина Н.И. Методологические подходы к определению понятия «прибыль» / Н.И. Коровкина, Е.С. Ласикова// Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. ‒ 2019. ‒ №2. ‒ С. 2.
28 Молдован А.А. Виды прибыли и факторы ее определяющие / А.А. Молдован // E-Scio. ‒ 2021. ‒ №5 (56). ‒ С. 10-14.
29 Монакова А.В. Анализ финансового состояния по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности / А.В. Монакова // E‒Scio. ‒ 2022. ‒ №1 (64). ‒ С. 484‒488.
30 Рожкова А.А. Особенности организации финансово‒хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях / А.А Рожкова // Наука и образование сегодня. – 2021. – №5 (64). – С. 25‒27.
31 Романовская Е.В. Анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия/ Е.В. Романовская, Е.А.Семахин, А.В.Захарова, Е.Д. Закунова // Московский экономический журнал. – 2020. – №5. – С. 626-630.
32 Сайын‒Оол С.С. Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №3‒2. – С. 107‒113.
33 Скорев М.М. Прибыль и рентабельность в современной экономике организации / М.М. Скорев, Т.О Графова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. ‒ 2020. ‒ №4. ‒ С. 130-136.
34 Славкина А.В. Формирование прибыли и факторы, ее определяющие // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №6-2. С. 60-67.
35 Шалаева, Д.В. Стратегический управленческий учет прибыли / Д.В. Шалаева// Московский экономический журнал. – 2020. – №2. – С. 598-606.
36 Шальнева В.В. Система антикризисного финансового управления предприятием / В.В.Шальнева, О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2020. – №1 (50). – С. 37‒46.
37 Юнусов И.А. Оценка влияния пандемии на деловую активность малого предпринимательства в России // Вестник РУК. ‒ 2021. ‒ №2 ‒ С. 98‒105.
38 Ягудина А.Р. Анализ формирования и использования прибыли предприятия / А.Р. Ягудина // Инновации и инвестиции. ‒ 2019. - №9. ‒ С. 361-365.
39 Контур.Диадок [Электронный ресурс]. URL: https://www.diadoc.ru/?ysclid=lg57k9y629822062754 (дата обращения 31.03.2023)
40 Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. статистический бюллетень. Центальный банк РФ [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43791/stat_bulletin_lending_22-12_31.pdf (дата обращения 31.03.2023)