Фрагмент для ознакомления
2
При обороне Рогачевского шоссе, особо отличились батальоны капитана Епанчина, Чайковского и артиллеристы капитана Чапаева- сына легендарного командира дивизии.
С началом 1942 года, сибирские подразделения участвуют в Ржевско-Вяземской операции на Юхновском направлении.
За мужество и героизм, 133-я стрелковая дивизия была преобразована в 18-ю гвардейскую.
На Дальнем Востоке, была сформирована 239 сибирская стрелковая дивизия, которая была усилена в Красноярске и Новосибирске по пути следования.
В бой она вступила на Брянском фронте, где удерживала город Сталиногорск. Как я уже указывал ранее, сибирские дивизии стойко стояли на занимаемых рубежах. Нашей 239-й дивизии противостояла 112-я пехотная дивизия вермахта. В боях, немецкая дивизия столкнулась со свежей 239-й дивизией, и немцев охватила паника. Генерал-полковник Г. Гудериан вынужден был отметить, что пехотные части вермахта полностью исчерпали свои возможности.[40]
Немецкие части попытались окружить сибирскую дивизию, но это оказалось бесполезным занятием. Выходя из окружения, 239-я дивизия разгромила немецкие части, при этом захватила много трофеев, среди которых было 80 грузовиков, на которых продолжили прорыв и захватили штаб 29-й мотодивизии. В ходе прорыва, было захвачено полковое немецкое знамя и документы и карты с обстановкой 29-й мотодивизии.[41]
Всего, в боях под Москвой, принимали участие 17 сибирских дивизий и 6 бригад.
В легендарной 316-й стрелковой дивизии, которая дала бой у разъезда Дубосеково, четверо из 28 героев были сибиряками.
Бой произошел 16 ноября 1941 года. Корреспонденты газет, которые писали об этом бое, сильно занизили количество героев. Правда была установлена после войны в 1990 году, когда военный прокурор А. Катусев, обнародовал материалы суда над одним из участников этого боя, который был захвачен в плен и успел послужить в немецкой полиции. Сам суд, состоялся в 1948 году. С немецкими танками сражалась 5-я рота 316-й дивизии.[15]
В Новосибирске была сформирована не одна дивизия. В октябре 1941 года была сформирована 43 отдельная стрелковая бригада, в состав которой были включены курсанты военных училищ, которые были созданы в начале войны. Командиром был назначен И. Некрасов, который был после ранения выписан из госпиталя, и был направлен вместе с бригадой на оборону Ленинградского и Можайского шоссе 3 декабря.
За двадцать суток боев, бригадой было освобождено 20 населенных пунктов и взято большое количество трофеев, в том числе и дивизион тяжелых орудий, которые были предназначены для обстрела Москвы. Вскоре, бригада была доукомплектована до дивизии, а через год, получила звание гвардейской.
За мужество и героизм, проявленный во время битвы под Москвой, воинам-сибирякам установлено множество памятников.
Я смог рассказать не о всех частях и соединениях, которые были сформированы в Сибири. О многих таких частях можно рассказывать очень долго. Но, думаю, что о самых памятных действиях сибирских частей я сумел рассказать в своей работе.
ГЛАВА 2.
2.1. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Любой урок, который проводит преподаватель, имеет один, но очень важный недостаток – ограничение по времени. Обычно, педагогу, который с увлечением проводит занятия и не может следить за временем, не хватает времени передать весь материал, который хотелось бы передать ученикам.
Даже в том случае, когда ученики живо интересуются материалом, который дает педагог на занятиях, педагогу может не хватить времени.
По-другому обстоят дела при проведении внеурочных занятий с учениками, в ходе которых, педагог не так сильно ограничен временными рамками. При организации и проведении внеурочных занятий, педагог должен составить план проведения занятия, но и здесь он не ограничен в выборе форм и методов проведения занятия.
В обязанности преподавателя истории, могут быть включены руководство кружками, клубами по интересам, факультативами и прочими занятиями, которые не включены в программы обучения по предметам.
Выполнение этих обязанностей, являются продолжением целенаправленного процесса обучения по предмету и развитию способностей подростков, формированию его личности..
Учебная и внеурочная деятельность педагога, тесно связаны друг с другом. Внеурочная деятельность отличается от учебной тем, что внеурочная деятельность строится на добровольной основе. И она должна отвечать личным интересам школьника.
При таком подходе, появляется возможность всесторонне учесть все запросы подростка, его индивидуальные наклонности. Но нельзя исходить из желаний учеников, идти на поводу подростков.
Учитель должен проявлять твердость во время проведения любых занятий, так как имеет представление о том, что может пригодиться подростку в его будущем.
Внеурочная работа – это целостная система неоднородных по смыслу, назначению и методикой проведения воспитательных мероприятий, которые выходят за рамки обязательных учебных программ образовательного учреждения.
В ходе проведения внеурочных занятий, необходимо решить следующие задачи:
- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках;
- расширение мировоззрения учеников;
- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, языку который изучается.
То есть, легко заметить, что задачи, которые ставятся в ходе плановых занятий по планам обучения школьных программ и в ходе внеурочных занятий, схожи.
Одним из важнейших факторов, которые оказывают влияние на успешный ход выполнения этих задач, является учет психолого-педагогических особенностей обучения на разных уровнях.
Если педагог владеет знаниями по выявлению свойств личности подростка, дает возможность педагогу правильно определить форму и содержание внеурочных занятий.
К формам проведения внеурочных занятий можно отнести:
1. Ведение кружка или клуба по интересам.
2. Проведение факультативных занятий.
3. Организация и проведение викторин, конкурсов и олимпиад.
4. Организация и проведение дискуссий, круглых столов.
5. Организация и проведение недели истории.
6. Организация и проведение экскурсий, походов и различных экспидиций,в том числе и поисковых, совместно с другими преподавателями учебного заведения.
Вышеперечисленные формы, очень часто пересекаются между собой, поэтому очень трудно провести между ними четкие границы. Более того, элементы одной формы проведения занятий, можно с успехом использовать при проведении любой другой формы проведения занятий.
В качестве примера, можно привести как форму – тематический вечер, который посвящен истории, в ходе которого можно использовать доклады, конкурсы, соревнования и т.д.
2.2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Внеурочные занятия по истории являются механизмом достижения высоких результатов в образовательном процессе.
Если исходить от числа обучаемых, которые охвачены внеурочными занятиями по истории, то все формы внеурочных занятий можно условно разделить на две группы.
Первая группа – это индивидуальная работа с учениками.
Вторая – групповая работа.
Я уже отмечал, что форма органично связана с содержанием, поэтому, можно выделить формы по содержанию заложенной в них ведущей деятельности.
Исходя из этого, при организации внеурочных занятий по истории, можно выделить дополнительные занятия:
- занятие – консультация;
- занятие – совместная деятельность;
- занятие – обучающий контроль;
- занятие – поиск;
- занятие – репетиторство.
При организации групповой внеурочной деятельности, можно использовать:
- экскурсии;
- факультативы;
- кружки;
- клубы по интересам;
- учебные сборы.
Индивидуальная внеурочная учебная работа по истории, осуществляется при организации дополнительных занятий с обучающимися.
Фрагмент для ознакомления
3
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ГЛАВЫ 1
1. 1418 дней войны: из воспоминаний о Великой Отечественной. М., 1990.
2. Битва за столицу. Сборник документов. В 2-х тт. М., 1994.
3. Битва за столицу: сб. документов: От обороны к контрнаступлению; В 2-х тт. М., 1994.
4. Битва под Москвой. Хроника, факты, люди. В 2 т. Сборник документов. М., 2001.
5. Блюментрит Г. Московская битва // Роковые решения вермахта. Р/н/Д., 1999.
6. Г. К. Жуков в битве под Москвой: сб. документов. М., 1994.
7. Голиков Ф. И. В Московской битве. Записки командарма. М., 1966.
8. Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование/Под ред. Г. Кривошеева. М., 1993.
9. Гудериан Г. Воспоминания солдата: пер. с нем. Р/н/Д., 1998.
10. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления: В 3-х тт. 12-е изд. М., 1995.
11. Конев И. С. Записки командующего фронтом. М., 1991.
12. Конев И. С. Начало Московской битвы // Военно-исторический журнал. 1966. N10.
13. Лелюшенко Д. Д. Москва – Сталинград – Берлин – Прага. Записки командарма. М.:Наука,1987.
14. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. М., 1985.
15. Русский Архив: Великая Отечественная: Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. М., 1996.
16. Русский Архив: Великая Отечественная: Ставка ВГК. Документы и материалы. 1942 год. М., 1996.
17. Совершенно секретно! Только для командования! Стратегия фашистской Германии в войне против СССР. Документы и материалы. М.: Наука, 1967.
18. Судоплатов П. Разведка и Кремль. М., 1996.
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. 50-летие победы в битве под Москвой (материалы военной научной конференции). М., 1993.
2. Безыменский Л. Укрощение «Тайфуна». М., 1978.
3. Битва за Москву. М., 1985.
4. Битва под Москвой. М., 1989.
5. Битва под Москвой. М.: Воениздат, 1989.
6. Блейер В., Дрехслер К., Ферстер Г., Хасс Г. Германия во второй мировой войне (1939–1945). Пер. с нем. М., 1971.
7. В те дни под Москвой // Красная звезда. 1986. 29 ноября.
8. Великая битва под Москвой. Краткий исторический очерк. М., 1961.
9. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Проблемы историографии. СПб., 1996.
10. Великая Отечественная война 1941–1945. Военно-исторические очерки. Кн. 1. Суровые испытания. М., 1995.
11. Великая Отечественная война 1941–1945. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. / Под общ. редакцией О. Ржешевского. М., 1990.
12. Великая Отечественная война СССР. Т. 1. М, 1997.
13. Великая Отечественная война, 1941-1945. М., 1999.
14. Вторая мировая война. Краткая история. М., 1984.
15. Гареев М. Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства. М.,1996.
16. Гареев М. Неоднозначные страницы войны. М., 1995.
17. Гареев М. А. Г. К. Жуков и его соратники во второй мировой войне// Международная жизнь. 1997. N.
18. Горьков Ю. А. Кремль. Ставка. Генштаб. Тверь, 1995.
19. Гроссман Х. Ржев — краеугольный камень Восточного фронта. Ржев, 1996.
20. Исаев А. В. Котлы 41-го: История ВОВ, которую мы не знали. М., 2005.
21. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941–1945. В 6-ти т. Т. 2. М.: Воениздат, 1961.
22. Карпов Г. Д., Серцова А. П. Москва устояла. 1941. История и судьбы людей. М., 1996.
23. Кондратьев О. А. Ржевская битва: полвека умолчания. Ржев, 1998.
24. Контрнаступление под Москвой // Военно-исторический журнал. 1996. №10.
25. Марамзин В. А. Военное искусство в битве под Москвой. М., 1974.
26. Мерцалов А. Н. «Молниеносная война» и «активная оборона» Москвы // Историки отвечают на вопросы. М., 1990.
27. Муриев Д. З. Провал операции «Тайфун». М.: Воениздат, 1972.
28. Мягков М. Ю. Вермахт у ворот Москвы, 1941-1942. М., 2005.
29. На огненных рубежах Московской битвы. М., 1981.
30. Павленко Н., Кудряшов С. Обреченные триумфаторы // Родина. 991. № 6 – 7.
31. Пережогин В. А. Партизаны в Московской битве. М., 1996.
32. Пережогин В. А. Г. К. Жуков и партизанское движение // Отечественная история. 1995. N5.
33. Пережогин В. А. Г. К. Жуков: «... использовать для ослабления и уничтожения врага // Военно-исторический журнал. 1996. №5.
34. Платонов С., Павленко Н., Паротькин И. Вторая Мировая война 1939-1945 гг. Военно-исторический очерк. М., 1958.
35. Провал гитлеровского наступления на Москву. М., 1966.
36. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой. М., 1964.
37. Разгром немцев под Москвой. Признания врага. М., 1943.
38. Рейнгардт. Поворот под Москвой: Крах гитлеровской стратегии зимой 1941/42 гг. М., 1980.
39. Рыбин А. Т. Сталин и Жуков. М., 1994.
40. Самсонов А. М. Великая битва под Москвой (1941–1942 гг.) М., 1958.
41. Самсонов А. М. Москва, 1941 год: от трагедии поражений — к великой победе. М., 1991.
42. Самсонов А. М. Поражение вермахта под Москвой. М., 1981.
43. Сандалов Л. М. На Московском направлении. М., 1970.
44. Соколов Б. В. Неизвестный Жуков: портрет без ретуши в зеркале эпохи. Мн., 2000.
45. Суворов В. Ледокол: Кто начал Вторую мировую войну? М., 1992.
46. Федоров А. Г. Авиация в битве под Москвой. М., 1975.
47. Хазанов Д. Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. М., 1999.
48. Цыганков В. П. Героическая Москва. М., 1960.
49. Это было на Ржевско-Вяземском плацдарме. Ржев, 1998.
50. Якушевский А. С. Реакция германской общественности на битву за Москву/50-летие победы в битве под Москвой. М., 1993. С. 138–147.
ИСТОЧНИКИ
1. Битва за столицу: сб. документов: От обороны к контрнаступлению; В 2-х тт. М., 1994. Т. 2. С. 149.
2. Там же.
3. Безыменский Л. Укрощение «Тайфуна». М., 1978. С. 80.
4. Самсонов А. М. Москва, 1941 год: от трагедии поражений — к великой победе. М., 1991. С. 91.
5. Самсонов А. М. Москва, 1941 год: от трагедии поражений — к великой победе. М., 1991. С. 101.
6. Великая Отечественная война СССР. Т. 1. М, 1997. С. 251.
7. На огненных рубежах Московской битвы. М., 1981. С. 24.
8. Великая Отечественная война СССР. Т. 1. М, 1997. С. 157.
9. Там же.
10. Битва за Москву. М., 1985. С. 390.
11. Великая Отечественная война СССР. Т. 1. М, 1997. С. 173.
12. Великая Отечественная война СССР. Т. 1. М, 1997. С. 174.
13. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. М., 1985. С. 110.
14. Цыганков В. П. Героическая Москва. М., 1960. С. 99.
15. Соколов Б. В. Неизвестный Жуков: портрет без ретуши в зеркале эпохи. Мн., 2000. С. 151.
16. Битва за столицу: сб. документов: От обороны к контрнаступлению; В 2-х тт. М., 1994. Т. 2. С. 38.
17. Муриев Д. З. Провал операции «Тайфун». М.: Воениздат, 1972. С. 130.
18. Битва за столицу: сб. документов: От обороны к контрнаступлению; В 2-х тт. М., 1994. Т. 2. С. 49.
19. Битва за столицу: сб. документов: От обороны к контрнаступлению; В 2-х тт. М., 1994. Т. 2. С. 70.
20. Великая Отечественная война СССР. Т. 1. М, 1997. С. 183.
21. Великая Отечественная война СССР. Т. 1. М, 1997. С. 191.
22. Там же.
23. Битва за Москву. М., 1985. С. 211.
24. Битва под Москвой. Хроника, факты, люди. В 2 т. Сборник документов. М., 2001. Т. 2. С. 93.
25. Великая Отечественная война 1941–1945. Военно-исторические очерки. Кн. 1. Суровые испытания. М., 1995. С. 233.
26. Мягков М. Ю. Вермахт у ворот Москвы, 1941-1942. М., 2005. С. 157.
27. Карпов Г. Д., Серцова А. П. Москва устояла. 1941. История и судьбы людей. М., 1996. С. 137.
28. Битва под Москвой. Хроника, факты, люди. В 2 т. Сборник документов. М., 2001. Т. С. 110.
29. Великая Отечественная война СССР. Т. 1. М, 1997. С. 199.
30. Карпов Г. Д., Серцова А. П. Москва устояла. 1941. История и судьбы людей. М., 1996. С. 141.
31. Марамзин В. А. Военное искусство в битве под Москвой. М., 1974. С. 151.
32. Великая Отечественная война СССР. Т. 1. М, 1997. С. 202.
33. Там же.
34. Великая Отечественная война СССР. Т. 1. М, 1997. С. 204.
35. Муриев Д. З. Провал операции «Тайфун». М.: Воениздат, 1972. С. 166.
36. Ракутин К. Подробности взятия Ельни // Газета «Красная звезда», №214, 11.09.1941. С. 2.
37. Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО). Ф. 33. Оп. 682523. Д. 27. Лл. 270, 271
38. Некрасов Иван Михайлович. [Электронный ресурс] // Герои страны. URL: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=3407 (дата обращения 15.01.2020).
39. Ракутин К. Подробности взятия Ельни // Газета «Красная звезда», №214, 11.09.1941. С. 2.
40. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. Т. 2. М: Олма-пресс, 2003. 415 с. С. 19
41. Зотов М. Бои за Калинин // Газета «Красная звезда», №296, 17.12.1941. Стр. 2
42. Гудериан Г.В.. Воспоминания солдата. — Смоленск: Русич. 1999. 656 с. Стр. 338
43. Седугин В.И. Новомосковск. Очерк истории. Тула. 2010. 186 с. Стр. 86
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ГЛАВЫ 2
1. Анастази, А. Психология детского творчества [Текст] /А. Анастази.- М.: Педагогика, 2012.
2. Антюхин, Э.Г. Развитие творческих способностей у школьников [Текст] / Э.Г.Антюхин, М.Б.Сулла. - М.: Дашков и К, 2013.
3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина: психодиагностические таблицы, методики, коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2011. – 272 с.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] / В.Б. Бондаревский.-М., Просвещение, 2015.
6. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. – М. : Просвещение, 2013ю – 96 с.
7. Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка [Текст] / Е.Я. Гаткин.- М.: Лист, 2015.
8. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011 – 111 с. – ( Стандарты второго поколения).
9. Гостев, В.С. Организация технического творчества учащихся [Текст] /В.С.Гостев: Метод, указания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014.
10. Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. –225 с.
11. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология[Текст] / С.Д. Дерябло, В.А. Ясвин. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
12. Дубровина, И.В. Психология [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2014. – 464 с.
13. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3. – с. 15-26.
14. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №4. – с. 15-21.
15. Емельянов, В.М. Развитие технического творчества учащихся [Текст] / В.М.Емельянов, В.Н.Коханов, П.А.Некрасов.- М.: Академический проспект. 2016.
16. Жигачева, Л.В. Калейдоскоп внеклассных мероприятий [Текст] / Л.В. Жигачева. - М.: Народное образование, 2014. - 56 с.
18. Зиновьева, Э.Н. Метод творческого самовыражения [Текст] / Э.Н. Зиновьева, Н.М. Киршин. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013.
20. Кирин, Б.Ф. Гармоничное развитие личности [Текст] / Б.Ф. Кирин. - М.: Изд-во Моск. госуд. горн, ун-та, 2016.
21. Кон, И.С. "Психология старшеклассника" [Текст] / И.С. Кон.-М, Просвещение, 2014 г.
22. Корнилов, К. В. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / К.В. Корнилов.- СПб.: Изд. НИИ, 2013.
23. Куприянов Б.В. статья: Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции/ Б. В. Куприянов // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №6. – с. 3-7.
24. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания [Текст] / О.В. Лишин: Учебное пособие для школьных психологов и педагогов.- М.: Институт практической психологии, 2012.
25. Лук, А. И, Мышление и творчество [Текст] /А.И. Лук. -М., Политиздат, 2009.
26. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.И. Лук.-М., Наука, 2010.
27. Мастрюков, Б.С. Ступеньки творчества, или Развевающие игры [Текст] / Б.С.Мастрюков.- М.: "Академия", 2014.
28. Мошкин, В.Н. Безопасность ребенка [Текст] / В.Н. Мошкин. - Барнаул: АГИК, 2013.
29. Мошкин, В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности [Текст] / В.Н. Мошкин.- Барнаул: АОА "Алтайский полиграфический комбинат", 2012.
32. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – Второе издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 512с.
33. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников [Текст] /Л.Ф. Тихомирова : Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 144 с.