Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Художественная гимнастика как вид спорта трудно координируется из-за характера двигательной активности и требует от спортсменов развития широкого спектра двигательных навыков, способностей и качеств. Современный этап развития художественной гимна-стики характеризуется высоким уровнем спортивных и технических дости-жений, которые определяют повышенные требования к технической подго-товке гимнастов.
Управление подготовкой спортсменов к художественной гимнастике позволяет осуществлять техническую подготовку гимнасток и гимнастов, что связано с необходимостью овладения большим арсеналом двигательной ак-тивности в относительно короткие сроки и с самого раннего возраста. Эти двигательные действия представляют собой сложные координационные ком-бинации движений отдельных частей тела с манипулированием различными объектами, выполняемые на фоне музыкального сопровождения, что, в свою очередь, требует от спортсмена высокого уровня общей физической подго-товки, а также достаточного уровня развития специфических двигательных качеств. Не существует научно обоснованной методики специальной двига-тельной подготовки гимнасток к этому виду спортивной деятельности. Раз-работанный эмпирически, он представляет собой отдельные рекомендации по методам и методам развития преимущественно физических свойств (Е.В. Бирюк, С.И Кувшинников, Е.В. Ветошкина).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ И ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
1.1 Содержание и средства художественной гимнастики
Рассматривая, что такое художественная гимнастика, нужно знать, что этот вид спорта универсален и многогранен. Однако, принимая во внимание тот факт, что художественная гимнастика по своей природе является очень выразительным видом спорта, мы поговорим о средствах, с помощью кото-рых достигается эта выразительность.
Гимнасту перед выполнением упражнения необходимо подготовиться физически, выполнить упражнение технически, чтобы, как говорится, нос не заострился. Это как в жизни: человек ползает, прежде чем научиться ходить, затем он учится хорошо ходить, а затем думает о том, чтобы ходить красиво, изящно. Поэтому нет смысла много говорить о важности физической подго-товки «актрис». Можно только подчеркнуть, что в наши дни, когда уровень мастерства в спорте необычайно вырос, никакой талант не поможет облада-телю достичь высшей ступени почетного поста, особенно на международных турнирах, когда спортсмен не отдает всего, что делает, любимому виду спорта, работая до седьмого пота. В полной мере это относится и к художе-ственной гимнастике. И, возможно, больше, чем в любом другом виде спор-та, потому что здесь, помимо физического совершенства, наряду с техниче-ским мастерством, необходимо развивать выразительность [15].
Как над этим работают артисты, ведь они часами проводят в трена-жерном зале, как скрупулезно отрабатывают каждое движение, каждый жест, как настойчиво «соединяют» все это с музыкой, можно только догадываться. Потому что на соревнованиях, когда видишь, с какой легкостью и непри-нужденностью спортсмены выполняют сложнейшие элементы, эта работа не видна.
Выразительность движений - это не только их пластика, их музыкаль-ность, вернее, их слитность с музыкой, их законченность, но и их изящество! Однако не все одинаково объясняют слово «благодать». Например, народ-ный артист СССР, солист балета Большого театра Марис Лиепа считает, что грация - это способность человека легко и естественно выполнять любое движение.
Игорь Моисеев, руководитель ансамбля танца СССР, утверждает, что грация – это гармоничное сочетание элементов движений - их пластичности, координации, экономичности. Прежде всего, экономика.
Элина Быстрицкая, народная артистка РСФСР, считает, что грация - это единство движений в музыкальном ритме, завершенность и точность каждого движения, чистота линий. Кстати, далеко не каждый из танцеваль-ных специалистов, театральных, цирковых, артистов и музыкантов-исполнителей может объяснить, например, чем грация Майи Плисецкой от-личается от такого же качества Екатерины Максимовой или Надежды Павло-вой, гимнасток Ольги Корбут и Людмилы Турищевой, гимнасток Галины Шугуровой и Ирины Дерюгиной. Однако грациозность нашла отражение в каждом из них. И это наиболее эффективно в движении самом простом, в гимнастических элементах малой сложности. Конечно, сложные упражнения гимнастики и акробатики, доведенные, так сказать, до апогея, выразительны, грациозны, но все же обычные, простые движения здесь более понятны.
1.2 Цели и задачи для подготовки учащихся
Хореографическая подготовка по художественной гимнастике - это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс всесто-роннего развития, обучения и воспитания учащихся.
Задачи спортивной тренировки в художественной гимнастике:
- Всестороннее гармоничное развитие учащихся.
- Пропорциональное развитие физических качеств (ловкость, скорость, гибкость, прыгучесть, функция равновесия, выносливость).
- Формирование специальных упражнений, умений и навыков, необхо-димых для успешной деятельности в художественной гимнастике.
- Воспитание морально-волевых и морально-этических качеств.
- Развитие эстетических качеств (музыкальности, танцевальности, выра-зительности и артистизма).
По содержанию спортивной подготовки выделяют следующие виды: физическую, техническую, психологическую, тактическую, теоретическую и интегральную.
Физическая подготовка направлена на повышение общей работоспо-собности, развитие специальных физических качеств, развитие навыков ко-ординации, скорости реакции на движущийся объект и предвидения (предви-дения поверхности падения объекта), «доведение» гимна до большого объе-ма и высокой интенсивности тренировочных нагрузок [20].
1.3 Этапы хореографической подготовки в гимнастике
В хореографической подготовке гимнасток можно выделить некоторые из наиболее характерных этапов развития элементов базовой хореографиче-ской подготовки хореографической «школы», «этапа профилирования».
Этапы хореографической подготовки, то есть простейшие навыки, с ко-торых начинается хореографическое обучение, включают:
- Элементы классического танца на опоре, затем в центре в сложном варианте (отдельные движения выполняются независимо, не объединяясь в комбинации, темп от медленного до среднего);
- Элементы народного танца: простейшие движения народных сцен-обучение опоре, центру, позе, движению рук в характере русского, молдав-ского, белорусского, башкирского танцев;
- Элементы исторических и бытовых танцев: овладение подготовитель-ными движениями (вспомогательными, переменными шагами), полькой, вальсом, галопом, полонезом;
- Виды бега;
- Волны, полуволны, упругие движения рук;
- Балансировка на двух ногах, на полусогнутых;
- Овладение навыком простейших прыжков на одной ноге, на двух нос-ках, на месте с движениями вперед, назад, вбок.
- Ритмико-пластические способности: развивать чувство ритма, темпа, музыкальной динамики в простейших движениях (ходьба, бег в спешке), в музыкальных играх.
Базовая хореографическая подготовка включает в себя:
- Подготовительные движения классического танца;
- Упражнения на народной сцене на опоре, танцевальные связи в цен-тре;
- Исторические, повседневные и современные танцы (комбинации про-стых шагов в 16-32 такта);
- Современный танец (освоение подготовительных упражнений);
- Овладение навыками правильного технического равновесия в базовых положениях на полусогнутых и на одной ноге;
- Владение техникой отталкивания и приземления;
- Освоение техники приземления после прыжка путем перекатывания пальцев по всей стопе («мягкая посадка»);
- Овладение техникой релаксации с помощью последовательных дви-жений рук и тела;
- Овладение техникой вращения на двух ногах [22].
Следующий этап хореографической подготовки - профилирование. Ос-новным содержанием этого этапа является разработка элементов профиля, то есть ключевых движений, которые приводят к развитию целого семейства структурно связанных движений.
На этапе разносторонней технической подготовки происходит овладе-ние различными видами профильных элементов, умение выполнять их в раз-личных сочетаниях.
Заключительный этап характеризуется этюдной работой. Выбор музы-кальных жанров для групповых упражнений определяет характер учебной работы.
Существует несколько видов этюдных работ, характерных для гимна-стики:
- Эмоциональный (героический, лирический, романтический, гротеск-ный);
- Характерный образный (русский, испанский, цыганский, восточный).
Следует отметить, что элементы школы движений начальной хорео-графической подготовки (в виде упражнения при опоре на холст) приобре-тают вспомогательную функцию на всех этапах. С помощью хореографии решается одна из самых важных и сложных задач стать мастером гимнастики - это проблема воспитания выразительности движений [16].
Особенно высокие требования предъявляются к художественной гимна-стике, где спортсмены стремятся к образному решению композиций, что не-возможно без знания устойчивых выразительных средств хореографической классики.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
2.1 Содержание и этапы работы по управлению подготовкой спортсменов. Возрастные особенности обучения
В современной хореографии выделяются следующие этапы работы по управлению подготовкой спортсменов к занятиям художественной гимнасти-кой:
* Первый этап - предварительная подготовка (5-7 лет). Он включает в себя:
- Укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций заня-того организма.
- Формирование правильной осанки и гимнастического стиля упражне-ний («школа»).
- Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех особых физических качеств.
- Специальная двигательная тренировка - развитие навыков восприятия и дифференциации различных параметров движения, реакций на движущий-ся объект и предвидения.
- Начальная техническая подготовка по всесторонним видам - усвоение подготовительных, суммирующих и простейших базовых элементов.
- Начальная хореографическая подготовка - овладение простейшими элементами классических, исторических, бытовых и народных танцев.
- Начальная музыкальная и двигательная подготовка - играйте и им-провизируйте под музыку.
- Прививать интерес и потребность в регулярных занятиях, поощрять дисциплину, аккуратность и трудолюбие.
- Участие в показательных мероприятиях и детских конкурсах.
* Второй этап - начальная специализация (8-10 лет):
- Укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций заня-того организма.
- Формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполне-ния упражнений («Школа»).
- Углубленная и пропорциональная специальная подготовка (подходя-щий период для развития ловкости, гибкости, скорости).
- Совершенствование специальной двигательной подготовки (коорди-нация, реакция на движущийся объект, предвидение).
- Базовая хореографическая подготовка - овладение элементами всех форм танца в простейших сочетаниях.
- Формирование способности понимать музыку, понимать средства му-зыкального исполнения (характер, метр, ритм, темп, тихий, громкий, связ-ный, форма и формулировка) и координировать свои движения с музыкой.
- Базовая психологическая подготовка – психологическая подготовка и обучение.
- Начальная теоретическая и тактическая подготовка [15].
- Регулярное участие в показательных мероприятиях и детских конкур-сах.
Кроме того, существуют различия в подготовке спортсменов разных возрастных категорий.
Итак, 5-7 лет - это возраст интенсивного роста и развития всех функций и систем детского организма. Высокая двигательная активность и значитель-ное развитие двигательных функций. Позвоночник характеризуется большой гибкостью и неустойчивостью изгибов. Суставно-связочное устройство очень эластичное и недостаточно прочное. Мышечная система и центры регуляции движений интенсивно развиваются; большие мышцы развиваются быстрее, чем маленькие, тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, мелкие и точные движения затруднены. Обычные механизмы сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и нервной систем несовершенны.
Продолжительность активного внимания, концентрации и умственной работоспособности невелика - до 15 минут. Роль подражательных и игровых рефлексов особенно велика. Необходимо уделять много внимания формиро-ванию правильной осанки. Желательно целенаправленное, но тщательное развитие гибкости. Если в занятиях преобладают крупные размашистые движения, то необходимо давать небольшие и точные движения в малых до-зах. Уделяйте пристальное внимание мышцам-разгибателям и координации движений. Нагрузки должны быть небольшого объема, умеренной интенсив-ности и дробными. Занятия должны быть эмоциональными, многогранными, количество разовых поручений ограничено [21].
Основные методы должны быть наглядным примером, с идеальной ил-люстрацией в течение 7-11 лет. Развитие в младшем школьном возрасте про-исходит относительно равномерно, требования должны постепенно повы-шаться. Почти все, что было сказано о предыдущем возрасте, связано с этим, но есть и особенность.
Наблюдаются значительные изменения в двигательной функции. Во многих отношениях это достигает очень высокого уровня, так что создаются наиболее благоприятные условия для обучения и развития физических ка-честв. Кора головного мозга и сигнальная система достигают значительного развития.
Необходимо эффективно использовать это время для отработки новых, в том числе сложных движений и активизации работы по развитию особых физических качеств, в частности ловкости, гибкости и быстроты. Вербальные методы должны преобладать.
2.2 Методика проведения учебно-тренировочных занятий по хореографии
Художественная гимнастика - один из относительно самостоятельных видов гимнастики. На формирование его средств и методов значительное влияние оказали особенности женского организма и, прежде всего, особенно-сти женской моторики [18].
Особенность художественной гимнастики заключается в ее характерной специальной технике выполнения упражнений, в использовании танцеваль-ного элемента и в особом способе подачи музыки. Последнее расширяет возможности эстетического воспитания гимнасток, что и дало основание назвать этот вид художественной гимнастикой.
Методы художественной гимнастики решают как общие для всех видов гимнастики задачи, так и специальные, частные проблемы.
К ним относятся:
- Воспитание умения придавать движениям разную эмоциональную окраску, разные оттенки силы, скорости, а также танцевальности, легкости, свободы, грации
- Углубленное эстетическое воспитание учащихся, содействие в совер-шенствовании их музыкальной культуры.
Выполнение танцевальных упражнений под музыку делает гимнастику особенно привлекательной для тех, кто занимается гимнастикой. Сложность упражнений художественной гимнастики зависит от особенностей их техни-ки, от обилия оттенков в движениях, разнообразия темпа, ритма, способа выполнения упражнений и их соответствия музыке.
Общепризнано, что только спортсмены с высоким диапазоном движе-ний способны выполнять технически сложные упражнения легко и естествен-но, где мы можем судить об амплитуде движений, четкости линий, артистиз-ме и выразительности исполнения.
Школа художественной гимнастики отличается высокой производи-тельностью спортсменов, широким спектром стилей и целостностью компо-зиций, что достигается за счет хореографической подготовки.
Понятие «хореография» включает в себя все, что относится к искусству классического, национального, исторического и повседневного, современно-го танца. Хореографическая подготовка в гимнастике понимается как система упражнений и методов воздействия, направленных на развитие двигательной культуры гимнастов и расширение их арсенала выразительных средств [21].
Занятия хореографией способствуют расширению круга общеобразо-вательных задач. Таким образом, использование народных, исторических и повседневных танцев знакомит с культурными достижениями разных наро-дов. Использование музыки в обучении знакомит с основами музыкальной грамотности, произведениями различных композиторов, способствует раз-витию музыкальности и, в конечном итоге, развивает интеллектуальные спо-собности. Хореография - важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная гимнастика - это вид спорта с ярко выраженной ран-ней специализацией. Возрастающая сложность композиций, практически без-граничная реализация индивидуальных возможностей, увеличение трениро-вочной работы обуславливают необходимость «раннего старта» и вовлече-ния девочек дошкольного возраста в занятия на подготовительном этапе.
По словам М.С. Дудко, большинство спортсменок начинают занимать-ся художественной гимнастикой в возрасте шести лет. Она отмечает, что зна-чительное омоложение так называемых «женских» видов спорта, в том числе художественной гимнастики, приводит к истощению адаптационных ресур-сов спортсменок и преждевременному завершению спортивной карьеры. Хо-тя общепризнанно, что истоки успешной тренировки в спорте с высокими показателями лежат на самых ранних стадиях, проблема дальнейшего по-вышения спортивных результатов заключается не только в поиске новых ме-тодов обучения и отбора, но и в том, чтобы дети могли всесторонне зани-маться спортом с целью укрепления здоровья и улучшения здоровья. Ком-пенсировать недостаток двигательной активности, а также дальнейшую спор-тивную ориентацию.