Фрагмент для ознакомления
2
Основные формы передачи технологий можно разделить на коммерческие (лицензионные соглашения, безлицензи¬онные формы передачи технологии и кооперационные соглашения) и некоммерческие, такие как публикации, доклады, стажировки и т. д. Наиболее распространенными коммерческими формами передачи технологий являются патентные соглашения, лицензионные соглашения, «ноу-хау», инжиниринг, франчайзинг, совместные предприятия. Ниже они будут рассмотрены более подобно. Нельзя исключать и возможность передачи технологий в рамках сотрудничества между странами в рамках соглашений о научно-техническом и промышленном сотрудничестве. Довольно жесткую политику поучения технологий ведет, например, Китай. Допуская крупные американский компании на свой огромный и ненасыщенные технологиями внутренний рынок, Китай ведет политику получения технологий, иногда вплоть до принудительного изъятия. По некоторым оценкам, Китай, оказывая давление на компании с помощью местных судов, антимонопольных органов и других регуляторов, ежегодно наносит американским компаниям ущерб на $50 млрд.
Патентные соглашения представляют собой торговую сделку, путем которой, владелец интеллектуальной собственности уступает свои права на использование изобретения покупателю.
Очень распространены лицензионные соглашения. Лицензионное соглашения дают право на использование технических знаний в определённых пределах собственных прав.
Под «ноу-хау» понимается некий уникальный набор компетенций, секретов производства, включающих сведения, технологического, экономического и прочего характера.
Инжиниринг – предполагает предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Франчайзинг – предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению.
На фоне развития глобального сотрудничества большое распространение получил способ передачи технологий путем объединения капиталов, т. е. создания совместных предприятий, в рамках которых учредители предоставляют или обмениваются технологиями. В глобальном масштабе технологии могут предаваться путем торговли наукоёмкими товарами, лицензионная торговля, торговля услугами.
1.4. Участники рынка технологий
На мировом рынке технологий сложились рыночные отношения, активными участниками которых являются фирмы, предприятия, корпорации, занимающие определенные ниши, благодаря накопленным технологическим компетенциям, на которые есть спрос. В целом можно объединить всех участников рынка технологий в 4 группы: 1) ТНК; 2) международные организации; 3) правительства; 4) фирмы. Крупнейшими игроками на данном рынке являются ТНК, имеющие возможность передавать технологии благодаря вертикальной интеграции. Распространена передача технологий на государственном уровне, когда подобный обмен имеет стратегическое значение, а договоренности об условиях и объемах передачи технологий достигается на государственном уровне. Фирмы также являются активными участниками рынка технологий, как наиболее динамичные в области разработки и внедрения инновационных технологий.
1) Рынок технологий, являясь неотъемлемой частью глобального рынка, тем не менее имеет свои специфические черты.
2) Технология, являющаяся объектом передачи на рынке технологий, имеет ряд специфических черт, одной из которых является невозможность полного отчуждения у передающей стороны.
3) На рынке технологий сложился ряд форм передачи технологий, таких как патенты, лицензии, «ноу-хау» и т. д.
4) Ключевыми участниками рынка технологий являются ТНК, международные организации, правительства, фирмы.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Структура и динамика международного рынка технологий
Важно отметить, что рынок технологий является самым молодым и наиболее динамично растущим рынком, в сравнении с более традиционными сегментами мирового торгового пространства. Наибольшую долю на данный момент занимают технологии ИКТ.
В силу большого разрыва в уровне используемых в различных странах технологий, сформировалась определенная структура рынка, имеющую как минимум 2 уровня: 1) технологии высокого уровня, которыми чаще всего обмениваются высокоразвитые страны; 2) средние и низкие технологии, которые могут быть интересны для стан с менее развитой экономикой и технологической базой.
Мировой рынок технологий подразделяется на 4 категории: 1) рынок патентов и лицензий; 2) рынок науко- и технологически емкой продукции; 3) рынок высокотехнологичного капитала; 4) рынок научно-технических специалистов.
Примерно каждые 7–10 лет происходит увеличение расходов на научные разработки в 2 раза, что свидетельствует, во-первых, о растущем запросе на новые технологии, а, во-вторых, о прибыльности данного сегмента рынка, требующего огромных затрат на фундаментальные и прикладные исследования и последующие практические разработки.
Удорожание научных разработок и рост запроса на них, приводит к тому, что ни одна отдельно взятая страна уже не может позволить себе развивать научно-техническую базу на требуемом уровне, а значит, рынок технологий продолжит свое динамичное развитие, способствуя в то же время еще большему углублению специализации отдельных стран и еще более интенсивному обмену технологиями.
2.2. Динамика спроса и предложения по ключевым технологическим сферам
Динамика рынка спрос и предложения на рынке зависит от направления развития технологической базы.
Емкость мирового рынка наукоемкой продукции оценивается примерно в 2,3 трлн. долл. в год. Например, объем экспорта наукоемкой продукции США составляет 700 млрд. долл. в год, Германии – 530, Японии – 400 млрд. На долю России приходится лишь 0,3% объема мирового рынка наукоемкой продукции.
Исходя из данных, представленных на рисунке 1 видно, что объем мирового рынка резко вырос в 2018 г., а темпы роста достигли 11,3%, в 2019 г. был зафиксирован некоторый спад рынка ИТ, с 2020 г. снова наметился рост, достигший 4241,6 млрд долларов США в 2021 г.
Рисунок 1. Объем мирового рынка ИТ
Значительную положительную динамику продемонстрировали и государственные расходы на ИТ в 2021–2023 гг. Данные представлены в Таблице 4.
Таблица 4. Мировые государственные расходы на ИТ в 2021–2023 гг., млрд долларов США.
2.3. Традиционные лидеры и новые игроки на рынке технологий
В 90 г. 20 в. традиционными лидерами технологического рынка были Япония и США, в том числе и в сфере цифровых технологий. США продолжает удерживать лидерство в цифровом сегменте и на данный момент. 5 крупнейших игроков рынка ИТ являются резидентами США, и были изначально основаны на территории станы:
1) Amazon ($ 280,5 млрд). Стоимость — $ 1,58 трлн., сотрудники — 840 400 человек, индустрия — облачные вычисления, e-коммерция, искусственный интеллект.
2) Apple ($ 260,2 млрд). Стоимость — $ 1,97 трлн., сотрудники — 137 000 человек, индустрия — ПО, облачные вычисления, финтех, искусственный интеллект.
3) Alphabet ($ 161,8 млрд). Стоимость — $ 1,01 трлн., сотрудники — 118 899 человек, индустрия — интернет.
4) Microsoft ($ 143,02 млрд). Стоимость — $ 1,58 трлн., сотрудники — 156 439 человек, индустрия — ПО, облачные вычисления, интернет.
5) Facebook ($ 70,7 млрд). Стоимость — $ 733,63 млрд, сотрудники — 52 534 человека, индустрия — социальные сети.
В числе крупнейших поставщиков цифровых технологий львиная доля традиционно принадлежит США. Однако, есть и представители других стран: Японии, Ирландии и Канады. И если Япония и раньше была лидером технологий, то Ирландия и Канада относительные новички. Сфера деятельность и основные параметры компаний представлены в Таблице 3.
Фрагмент для ознакомления
3
Мильская Е. А. Экономическая сущность процесса передачи технологий / Е.А. Мильская // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2017. - № 64. - С. 34
2 Коваленко В. П. Всемирное хозяйство: экономическая теория возникновения, становления: учебное пособие / В. П. Коваленко. - М.: Юнити-Дана, 2016. – С. - 54
3 Коротаев А.В., Божевольнов Ю.В. Некоторые общие тенденции экономического развития Мир-Системы // Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики / Отв. ред. А. А. Акаев, А.В. Коротаев, Г.Г. − М.: Издательство ЛКИ/URSS, 2010. − С. 161–172.
4 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений 4-е изд., доп. — М.: А ТЕМП, 2006. – С. - 797
5 Infopedia [Электронный ресурс] – Режим доступа -https://infopedia.su/30x21499.html (дата доступа 01.05.2023)]
6 Helpiks [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://helpiks.org/7-23589.html (дата доступа 01.05.2023)]
7 Киреев А. П. Международная экономика. - М.: "Международные отношения", 2002, С. – 56
8 Мильская Е. А., Экономическая сущность процессов передачи технологий// Научно-технические ведомости СПбГПУ 5’ 2008. Экономические науки, С. - 24
9 Киреев А. П. Международная экономика. - М.: "Международные отношения", 2002, С. - 99
10 Мильская Е. А., Экономическая сущность процессов передачи технологий, С. – 24
1 Линлин Вэй, Боб Дэвис Как Китай отбирает технологии у американских компаний// Ведомости, 1.10.2018.[Электронный ресурс] – Режим доступа - https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/10/01/782514-na (дата доступа 01.05.2023)]
12[Электронный ресурс] – Режим доступа - https://megaobuchalka.ru/4/5251.html (дата доступа 01.05.2023)]
3 [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://mo.bobrodobro.ru/7893 (дата доступа 01.05.2023)]
4 [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://economy-web.org/?p=256 (дата доступа 01.05.2023)]
15 Дарья Палий. – ИТ-отрасль в России: текущие изменения и прогнозы. //Молодой ученый. – 2022 г. - №26 (421). С. 185–188
16 Там же.
17 [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://adukar.com/by/news/it/top-10-samyh-pribylnyh-it-kompanij-2020 (дата доступа 01.05.2023)]
8 Там же.
9[Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.rbc.ru/newspaper/2021/04/14/607478fc9a794731d03611ab (дата доступа 01.05.2023)]
20 Tadviser [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата доступа 01.05.2023)]
21 Strategic choices for banks in the digital age. McKinsey research, 2015
22 Официальный сайт Сбербанка. Финансовые результаты. Основные показатели. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/key-data (дата обращения 01.05.2023)
23РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа https://quote.rbc.ru/news/article/643506a19a794711c59b49c8 (дата обращения 01.05.2023).
24 Никитина Т. В., Гальпер М. А., Лучко А. Д., Проведение цифровизации в розничном банковском бизнесе (На примере практики Сбербанка)// Известия Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета, Санкт-Петербургский Государственный Университет, №5 (113), Спб, 2018 г., С. – 72–74