Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследуемая в курсовом проекте тема является актуальной, так как в исторической перспективе Николай I оказал огромное влияние на итоговой вид российского государства. Коснулось это и образования.
Целью курсового проекта является разбор изменений, внесённых Николаем I. Для достижения цели следует решить следующие задачи:
• Проанализировать ситуацию в образовании до прихода Николая I;
• Проанализировать реформы образования, введённые Николаем I;
• Проанализировать идеологическую составляющую образования при Николае I
Объектом исследования является образование в Российской империи. Предметом исследования – реформы Николая I в этой сфере.
В качестве методов исследования использовались анализ и синтез источников, посвящённых разбору ситуации с образованием при Николае I
ГЛАВА 1: Ситуация с образованием на момент воцарения Николая I
1.1. Общие тенденции в системе образования Российской империи на начало XIX века
Первые высшие учебные заведения в России появились в XVII в. Это были духовные учебные заведения, в которых готовили служителей религиозного культа и давали богословское образование. Кроме богословия, здесь изучали греческий и латинский языки, грамматику, риторику, логику, диалектику, философию и «другие свободные искусства». Первым таким высшим учебным заведением была Киевская духовная академия, созданная в 1631 г.
В конце 70-х гг. XVII в. в Москве была основана Славяно-греколатинская академия, представлявшая собой своеобразный симбиоз западноевропейского университета и духовной академии. Другой особенностью этого времени было появление тяготевших к вузам учебных заведений прикладного, специального характера, созданных государством для подготовки необходимых ему специалистов – Посольской школы, Лекарской школы, Типографской школы и др. В XVIII в. группа этих учебных заведений стала более многочисленной, в ней преобладали медицинские школы, которые составляли почти половину созданных в это столетие учебных заведений. Необходимость в них наметилась еще в XVII в., когда в Москве была создана Лекарская школа. В XVIII в. в различных городах империи было создано шесть госпитальных школ – в Москве, Петербурге, Кронштадте, Барнауле, Елизаветграде, которые обслуживали в основном армию и флот. К концу XVIII столетия была создана Медико-хирургическая академия (1798 г., с 1881 г. – Военно-медицинская академия). В XVIII в. было положено начало созданию в России университетов. В 1724 г. Петром I при Академии наук в Петербурге был открыт Академический университет. Однако этот первый опыт оказался неудачным. Просуществовав почти в бездействии более 40 лет, университет вынужден был прекратить свое существование из-за отсутствия желавших в нем учиться. Причина тому – низкий уровень развития культуры в России в то время и отсутствие школьного образования. Значительно более удачным оказалось создание Московского университета (1755) и Горного института (1775) в Петербурге, которые были открыты в иных социально-экономических условиях. Жизнеспособность этих вузов определялась реальной потребностью страны в кадрах высокой квалификации. В это время расширяется и сеть специальных учебных заведений. Создаются Навигацкая школа (1701), шесть госпитальных школ в Петербурге, Москве, Кронштадте и других городах (1733–1758).
Перемены в социально-экономической жизни России, а именно начавшийся промышленный переворот, стали основным стимулом для развития профессионального образования в первой половине XIX века. Появилась потребность в подготовке специалистов на местах, что привело к появлению инициативы в развитии профессионального образования со стороны частных лиц и обществ, заинтересованных в повышении качества отечественного производства. В этот период частные и общественные формы образования быстрее реагировали на потребности общества и были более инновационными, чем государственные учреждения. Следовательно, развитие профессионального образования в этот период в два раза увеличилось благодаря изменениям в социально-экономической жизни России, промышленному перевороту и активной инициативе частных и общественных лиц в развитии профессионального образования.
В первой половине XIX века в России возникла потребность в грамотных рабочих и управляющих производством, что привело к открытию множества профессиональных учебных заведений. Большинство из них были низшими или средними учебными заведениями, так как потребность в начальном и среднем профессиональном образовании была наиболее актуальной. Несмотря на размытость уровневой дифференциации образования, можно было выделить заведения, предоставляющие начальное и среднее профессиональное образование. Первые предоставляли первичные профессиональные знания, а вторые требовали предварительной общеобразовательной подготовки и предоставляли значительный фундамент теоретических знаний. Таким образом, появление множества профессиональных учебных заведений, в основном с низшим и средним уровнем образования, было вызвано потребностью в грамотных специалистах.
В XIX веке профессиональное образование в России начало включать общеобразовательные дисциплины. Министерство народного просвещения, созданное в 1801 году, начало играть значительную роль в формировании образовательной политики страны. Расширение перечня учебных дисциплин и продолжительности обучения стали проявлениями сближения профессиональных и общеобразовательных школ. В общеобразовательных учебных заведениях начали вводиться элементы профессионального образования в зависимости от потребностей региона, традиций народных промыслов и культуры. Ремесленная подготовка стала обязательной и добавлялась как дополнительный компонент к общеобразовательным программам. Начальная профессиональная подготовка стала решаться при помощи специальных профессиональных классов и дополнительных курсов в общеобразовательных учебных заведениях, таких как уездные училища. Создаваемые классы и курсы были разных направлений: промышленные, коммерческие, сельскохозяйственные и мореходные.
В XIX веке общеобразовательные учебные заведения начали создавать классы начальной профессиональной подготовки, однако они были менее теоретически глубокими, чем соответствующие классы и курсы при гимназиях. Необходимость создания этих классов и курсов связана с недостатком специализированных школ и отставанием государственной образовательной политики в области профессионального образования от реальных потребностей экономики и производства. Начало XIX века показало, что государственная политика в области профессионального образования необходимо должна учитывать потребности развивающегося производства, и для эффективного управления профессиональным образованием необходимо участие заинтересованной общественности. В результате участия общественности было создано множество специализированных учебных заведений, которые обеспечивали качественную профессиональную подготовку кадров в различных областях, более ориентированную на потребности рынка труда и экономики.
В конце XVIII и начале XIX веков в России с развитием мануфактурного производства появилась новая форма начального профессионального образования - частные профессиональные школы. Такие небольшие учебные заведения готовили нескольких подростков для работы на помещичьих мануфактурах. С появлением индустриализации возникла нехватка специалистов, и владельцы предприятий осознали важность подготовки квалифицированных кадров для своих фабрик. Например, в 1816 году Тимофей Прохоров, сын основателя Трехгорной мануфактуры Василия Прохорова, открыл ремесленную школу при своей фабрике, чтобы обеспечить собственное производство квалифицированными рабочими. Это было еще одним примером того, что с ростом экономики возникает потребность в квалифицированных специалистах, и частные профессиональные школы становятся одним из способов их обучения. [5, С. 26].
В мелких частных профессиональных школах на рубеже XVIII-XIX вв. процесс обучения был организован практично: дети учились в фабричных мастерских, где приобретали профессиональные навыки, а также проводили часть дня в школе, где изучали закон Божий, русский язык, арифметику и рисование (как линейное, так и узорное). Такой набор предметов был необычным для того времени, где начальное образование заканчивалось изучением церковно-славянской азбуки и чтением псалтыря. Владельцы промышленных предприятий понимали необходимость готовить квалифицированных рабочих для своих фабрик, и поэтому открытие ремесленных школ стало популярным. В 1816 году, например, Тимофей Прохоров, сын основателя Трехгорной мануфактуры, открыл ремесленную школу при своей фабрике для подготовки квалифицированных рабочих. Процесс обучения в ремесленных школах был успешным, и большинство