Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «АУТИЗМ» 5
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ 9
1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ, ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ 13
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 18
2.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 18
2.2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня отмечается тенденция к увеличению числа детей с подтвержденным диагнозом расстройство аутистического спектра. Аутизм – это нарушение психического развития, при котором страдает в том числе и двигательная сфера. Однако феномен двигательных нарушений у детей с расстройство аутистического спектра недостаточно исследован на сегодняшний день.
Проявление детского аутизма довольно разнообразно, характеризуется различными уровнями интеллектуального и группового развития. Такие дети обучаются как в специализированных, так и в обычных школах и детских садах. Дети с РАС испытывают значительные трудности в социальном взаимодействии и социальной адаптации.
У детей с РАС довольно часто диагностируют отставание в процессах роста и формирование организма, симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора. Адаптивной физической воспитания детей с аутизмом направлена на формирование двигательных умений и навыков, повышение функциональных возможностей организма, а основной его задачей является формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Занятие спортом являются важным элементом развития детей. Для детей с расстройством аутистического спектра они имеют особое значение. Источником для развития ресурсов организма является физические упражнения. Физические упражнения представляют собой доступное и эффективное средство для развития детей, страдающих аутизмом. Для формирования стойкого интереса к физическим упражнениям и занятиям по физическому развитию, необходимо время и ежедневное повторение физических упражнений.
Объект исследование: двигательные нарушения у детей с аутизмом.
Предмет исследования: коррекция двигательных нарушений у детей с аутизмом на занятиях АФК.
Цель курсовой работы: теоретическое обоснование необходимости использования средств адаптивной физической культуры для коррекции двигательных нарушений у детей с аутизмом и подбор оптимальных методов исследования и оценки эффективности коррекционно-развивающих воздействий.
Задачи исследования:
1. В процессе анализа литературы по проблеме исследования, уточнить понятие «аутизм», охарактеризовать особенности психофизического развития детей с аутизмом, раскрыть основные принципы работы, задачи, средства, методы и формы организации адаптивной физической культуры детей с аутизмом.
2. Охарактеризовать современные методические подходы к коррекции двигательных нарушений у детей с аутизмом на занятиях адаптивной физической культурой.
3. Подобрать и охарактеризовать методы исследования и оценки эффективности коррекции двигательных нарушений у детей с аутизмом на занятиях адаптивной физической культурой.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографического списка.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «АУТИЗМ»
Понятие «аутизм» было введено исследователем Э. Блейлером в 1912 году. Под аутизмом он понимал особенности мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
Причины возникновения данного состояния могут быть довольно различны. Аутизм легкой степени может проявляться при конституционных особенностях психики. Например, при акцентуации характера или психопатии. Также на развитие аутизма может повлиять хронические психические травмы, тогда происходит развитие аутистической личности. При тяжелых аномалиях психического развития специалисты отмечают развитие раннего детского аутизма (РДА) .
РДА или как его еще называют синдром Каннера – это аномальное психическое развитие личности ребенка, особенностью которой является субъективная изолированность ребенка от внешнего мира. Данный синдром был впервые описан в работах Л. Каннера в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.
На сегодняшний день выделяют следующие клинические проявления синдрома Каннера. Прежде всего аутизм проявляется как предельное и даже экстремальное одиночество ребенка, его отгороженность от внешнего мира. Эта особенность формирует нарушения в социальной сфере развития, которое не связано с развитие интеллектуальным. Ребенок может иметь высокий уровень интеллектуального развития, однако совершенно не имеет развитых социальных навыков.
Аутичный ребенок стремится к постоянству, это проявляется в стереотипном поведении, пристрастии к определенным объектам. Такой ребенок сопротивляется к изменениям в окружающей его среде.
Еще одним клиническим критерием является задержка или же нарушение речевого развития, которое так же не зависит от интеллектуально развития ребенка.
В классификации МКБ-10 и ДСМ-4 аутизм относят к категории «первазивные нарушения развития», между категориями развития «умственная отсталость» и «специфические нарушения в развитии» .
Диагноз умственная отсталость ставится, когда развитие замедляется, то есть ребенок развивается так же, как и нормотипичный, однако медленнее остальных. При выявлении специфических нарушений происходит замедленное или неправильное развитие, которое затрагивает только один конкретный навык. Под первазивным нарушением понимают нарушение глубинного характера, которое затрагивает развитие ребенка в целом.
Впервые понятие «синдром раннего детского аутизма» (РАС) было введено американский клиницист Л. Каннером еще в 1943 году. На основе наблюдения нескольких параллельных случаев он описал особый клинический синдром, который имеет типичное нарушение психического развития. Помимо выделения синдрома им были описаны и характерные черты данного синдрома. В последствии на основе современных исследований данное состояние получило название «Синдром Каннера».
Так как необходимость распознавания данного синдрома стояла довольно остро, исследование данного вопроса независимо от доктора Каннера проводили австрийский ученый Г. Аспергер в 1944 году и отечественный исследователь С. С. Мнухин в 1947 году.
По мнению доктора Каннера аутичные дети характеризуются социальной замкнутостью, у них шаблонное поведение, несмотря на интеллектуальную развитость часто у них отмечают задержку речевого развития. Как следствие у таких детей нередко могут заподозрить задержку умственного развития.
В своих исследования Аспергер отмечал, что аутичные дети испытывают значительные трудности в общении, у них были причудливые мысли, однако они довольно коммуникабельны и довольно сообразительны. Такие нарушения как правило передается от отца к сыну, по мужской линии. Со временем он пришел к выводу, что дети не рождаются с аутизмом, а становятся таковыми, а влияет на такое развитие холодное отношение матери и отсутствие любви в достаточной мере.
В 1981 году в свет выходит статья британского психиатра Лорны Уинг, который проявляет интерес к исследованиям Аспергера. Он обращает внимание, что особенности развития, описанные ученым являются схожими с синдромом Каннера. Сегодня исследователи подчеркивают, что Аспергер и Каннер описывали один синдром с разных сторон, причины которого заключены в генноме человека. При тяжелых формах аутизма часто отмечают задержку умственного развития.
Исследователи прилагали попытки понять причины РАС. Их исследования проводились в нескольких направлениях. При первичных исследованиях аутичных детей не были найдены доказательства органических нарушений центральной нервной системы. Позже в 50-х годах 20 века были мысли о психогенной природе РАС, то есть заболевание, которое возникло в результате травмы. Однако, данная теория не подтвердилась. Учены наблюдали за детьми с РАС и норматипичными детьми, которые росли в таких
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аршатская О.О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2006 - № 8, с. 63-70
2. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся деском аутизме // Дефектология. 2005. №2. с.46-67
3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994. - С.114-119.
4. Ахмедова Л.К. Специфика организации работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра в области физического воспитания (на примере ДС № 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска) // Молодой ученый. 2018. № 23. С. 410–412.
5. Баенская Е.Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста. //Дефектология. 1999. – №1. – С. 47–54.
6. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
7. Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. -- М., 1993. -- С. 154-165
8. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации Текст. / М. Ю.
9. Вечканова И.Г. Взаимодействие с родителями как фактор психолого-педагогической абилитации и реабилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Научный диалог. 2016. № 10 (58). С. 310–323.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии Текст: в 6 т. // Собр. соч., М.: Педагогика, 1983 - т.4. - с. 243 - 385
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1996. №6. - С, 62 - 76.
12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка Текст. / П.Я. Гальперин М.: МГУ, 1985.- 45 с.
14. Геслак Д. Адаптивная физкультура для детей с аутизмом. Методические основы и базовый комплекс упражнений // Рама Паблишинг. – 2019.
15. Гилберт К. Аутизм у детей: медицинские и педагогические аспекты Текст. / Гилберт К., Питере Т СПб., ИСП и П, 1998. - 144 с.
16. Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции. – М.: Генезис, 2019. – 169 с.
17. Детский аутизм. Хрестоматия Текст.: Издание 2-е переработанное и дополненное. / Сост. Л.М. Шипицына СПб. Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. -368 с.
18. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – 2016.
19. Зейгарник Б.В. Патопсихология Текст. / Под. ред. А.С. Спиваковской М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 576с.
20. Каган В.Е. Аутизм у детей Текст. / В.Е. Каган Л., Медицина, 1981.- 190 с.
21. Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии.
22. Лаврентьева, Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом / Н.Б. Лаврентьева // Дефектология.-2003.-№2.-С.88-93.
23. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I // Дефектология. 1987. – № 6. – С. 10–16.
24. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2005. 288 с.
25. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехи& на // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. -- М.: МГППУ, 2012. -- 80 с.
26. Парицкая И.В. Теоретические аспекты комплексной диагностики отклоняющегося развития в раннем возрасте // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 1000–1003.
27. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания "Моторная азбука" на двигательное и психо-моторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра// Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 4. — С. 67-72.
28. Плаксунова Э.В. Использование программы "Моторная азбука" в процессе коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М., 2008. — № 2. — С. 2-5.
29. Румянцев Ю.В. Методика работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. № 3. С. 167–169.
30. Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб. Питер.2005. 224с.
31. Семаго Н.Я Обучение детей с расстройствами аутистического спектра методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы Серия «Инклюзивное образование» Москва, 2012. 77с.
32. Соловьева М. В., Мельникова Н. Ю. Модель совершенствования физических качеств и навыков у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2020. – №. 9 (187). – С. 362-366.
33. Федорова Н.И. Проблемы оптимизации адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта // Ученые записки Орловского государственного университета. Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4 (73). С. 369–370.
34. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2009. 464 с.
35. Шипицына Л.М., Петрова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом: обзор иностранной литературы// Детский аутизм: Хрестоматия. СПб, 1997. 230с.