Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих веков общество по-разному видело идеальную модель государственного устройства. В процессе поиска идеальной модели была создана теория разделения властей. В теории государства и права, как и в других науках рассматриваются проблемы разделения властей. Исследу-емый принцип закреплен в Конституции Российской Федерации.
Актуальность данной работы заключается в том, что основной миро-вой тенденцией XX века являлся приоритет модели правового государства, создание которого невозможно без принципа разделения властей. Стоит от-метить, что принцип разделения властей может реализовываться лишь в пра-вовом государстве, а правовое государство в свою очередь может реализо-вываться только в государствах с демократическим политическим режимом.
1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность принципа разделения властей
Большинство авторов единодушно признают разделение властей необ-ходимым элементом правового демократического государства .
В настоящее время развитие демократического правового государства не мыслится без разделения властей. Они отражают различные обществен-ные интересы. Такая значимость государственно-правового регулирования общественных процессов, основанных на принципах теории разделения вла-стей, возрастает в силу усложнения социальных процессов, вовлечения но-вых участников социальной активности. Эффективность работы государ-ственного механизма зависит от правильного понимания принципа разделе-ния властей и правильной его реализации .
Принцип разделения властей на практике проявляется в основных по-ложениях:
- законы принимаются высшим законодательным органом и обла-дают высшей юридической силой;
- органы исполнительной власти могут принимать подзаконные ак-ты;
- власть должна быть разделена между органами законодательной и исполнительной власти и полномочия этих органов не должны пересекать-ся;
- суды действуют независимо от других органов власти;
- споры о компетенции между органами государственной власти разрешаются Конституционным Судом РФ;
- конституционные нормы предусматривают разделение полномо-чий между органами разных ветвей власти .
В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию Российской Федерации, со-стоящему из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Пра-вительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти. Суды Российской Федерации осуществляют правосудие. Федеральное Собрание принимает федеральные законы, а также назначает на некоторые высшие должности. Государственная Дума может выразить недоверие Правитель-ству РФ. Поэтому в России законодательная власть имеет некоторое влияние на исполнительную власть. Но при этом Президент может распустить Госу-дарственную Думу и поэтому, в свою очередь, имеет некоторое влияние на законодательную власть.
Таким образом, органы государственной власти в России действуют в пределах своих полномочий. Эти полномочия установлены законодатель-ством. Государственные органы выполняют разные функции, но вместе они выполняют общегосударственные задачи. Государственные органы хоть и самостоятельны в своей деятельности, но действуют не изолированно, взаи-модействуют друг с другом.
1.2 Проблемы реализации принципа разделения властей в России
Недостатком Конституции РФ является то, что в главе 4, регламенти-рующей статус Президента РФ, не четко прослеживается принцип разделе-ния властей. Полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ не четко сбалансированы. У Президента РФ имеются ши-рокие полномочия как в законодательной сфере, так и в сфере исполнитель-ной власти.
Президент РФ по Конституции РФ не является главой исполнительной власти. Президент не отнесен к какой-либо из властей. Однако Президент РФ имеет полномочия практически во всех трех ветвях власти. При этом, боль-шинство полномочий Президент РФ осуществляет в сфере исполнительной власти. Президент формирует Правительство РФ при участии Государствен-ной Думы ФС РФ, назначает федеральных министров, может отправить Правительство РФ в отставку. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, контролирует его деятельность. Ряд органов государственной власти непосредственно подчиняются Президенту РФ, и он руководит их деятельностью. Президент РФ является верховным главноко-мандующим вооруженных сил, а также обладает обширными полномочиями в сфере международной деятельности.
1.3 Особенности реализации принципа разделения властей при по-строении региональной системы органов государственной власти
Субъектами исполнительной власти в пределах их компетенции осу-ществляется государственное управление. В законодательстве отсутствует понятие органа исполнительной власти, есть только указание на существова-ние единого механизма государственных органов исполнительной власти, их полномочий, что закреплено в Конституции Российской Федерации (статьи 77, 78, 85, 110, 112, 125), федеральных конституционных законах, феде-ральных законах и других нормативно-правовых актах. В статье 17 Феде-рального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» говорится о структуре органов исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации .
Само понятие «система» применительно к государственным органам можно встретить в нормах Конституции Российской Федерации: «система государственной власти» (ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации); «система федеральных органов законодательной, исполнительной, а также судебной власти» (п. «г» ст. 71 Конституции Российской Федерации); «систе-ма органов государственной власти» (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Россий-ской Федерации); «система государственных органов республик, краев, об-ластей, а также городов федерального значения, автономной области и авто-номных округов» (ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации); «система исполнительной власти в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации) и др.
Система органов исполнительной власти Российской Федерации – иерархическая связь соподчиненных органов, которые обладают различны-ми предметами ведения и компетенцией, основанная на принципе федерализ-ма. Для того чтобы лучше разобраться в характерной сущности термина «принцип единства системы государственной власти», рассмотрим сначала само понятие «единство системы государственной власти».
Рассматривая систему и структуру федеральных государственных ор-ганов, Волкова Л. П. замечает, что в общем «единство обеспечивается при помощи установления характерных связей между разными предметами и яв-лениями», и, соответственно, «при союзе органов их система обретает новые качества, к примеру, добавочный организационный эффект от осуществле-ния общих полномочий всей системы в целом. Система государственных ор-ганов решает множество задач управленческого характера в отношении, к примеру, ко всей территории государства» .
Выражение «единство системы государственной власти» необходимо отличать от выражения «единство системы государственных органов». Дан-ные понятия имеют различия, а точнее, они соотносятся как часть и целое. Как правило, под системой государственных органов понимается общность всех государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в процессе исполнения государственной власти. А под выраже-нием «система государственной власти» понимаются признаки, характерные свойства, определенные принципы и механизм государственной власти, раз-личные условия деятельности системы государственных органов, т. е. поли-тика всего государства в общем.
2. МЕХАНИЗМ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1 Законодательная власть
Власть представляет собой отношения между властвующим и под-властным, при этом властвующий навязывает свою волю подвластному и направляет его поведение. Она необходима для управления коллективом, так как является одним из главных средств обеспечения порядка в социальной общности.
В Российской Федерации законодательная ветвь власти представлена Федеральным Собранием, состоящим из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума.
Законодательные органы имеют коллегиальный характер, так как ре-шения принимаются большинством голосов и носят обязательных характер. Основными функциями данных органов является принятие федеральных за-конов (функция общефедерального законодателя), утверждение бюджета и контроль за его осуществлением (финансовая функция), контроль за дея-тельностью правительства .
Законодательная власть преобладает, потому что она формируется непосредственно народом. Из этого можно сделать вывод, что воля народа, его суверенитет являются единственными источниками государственной вла-сти. Законодательная власть определяет исполнительную, правовую органи-зацию судебной власти и ее деятельность.
Верховенство законодательного органа не является абсолютным, по-скольку пределы его действия ограничены правовыми принципами, есте-ственными правами человека, в которых гражданин и государственный ор-ган являются равноправными субъектами.
2.2 Исполнительная власть
Исполнительная власть в государстве имеет важ¬ное, а по большей ча-сти и ключевое значение. Выступая в роли импе¬ративного арбитра исполни-тельно-распорядительной деятельности между субъектами административ-ных правоотношений, исполни¬тельная власть претворяет в жизнь и реализо-вывает на практике пре¬делы дозволенного и недозволенного, возможного и невозможного, сущего и должного в строгом соответствии с позитивными нормами действующего законодательства. В подтверждении выдвинутого те-зиса представляется интересной точка зрения учёных — Д. В. Звя¬гинцевой и И.В. Кудрякова: «Необходимо отметить, что в мире раз¬личные страны в своём законодательстве характеризуют исполни¬тельную власть основным, ведущим механизмом государственного управления общественными процес-сами» . Управление обществен¬ными отношениями государство осуществляет напрямую посред¬ством специально созданных органов государственной власти, упол¬номоченных в пределах своей компетенции реализовывать ис-полни¬тельную власть в определённой сфере деятельности. В. Я. Кикоть счи-тает, что «под органом исполнительной власти (исполнительным органом государственной власти), как правило, понимается структур¬ное подразделе-ние государственного аппарата (государственная ор¬ганизация, политическое учреждение), образуемое государством для повседневного исполнения и обеспечения исполнения законов и иных НПА для осуществления функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования предоставленных ему государственно-властных полномочий» .
Таким образом, органы государственной власти и государство являют-ся единым механизмом системы государственного управле¬ния, который ре-гулирует административно-правовые отношения. Ду¬мается, в контексте ис-следования необходимо упомянуть о соотноше¬нии понятий исполнительная власть и государственное управление в качестве одной из краеугольных проблем. Вопреки довольно распро¬страненному мнению ученных о тожде-стве данных понятий , полагаем, что исполнительная власть и государствен-ное управление — не тожде¬ственные категории, которые, безусловно, тесно взаимосвязаны, однако имеют отличительные особенности. Суть обозначен-ной проблемы вза¬имосвязи понятий «исполнительной власть» и «государ-ственное управ¬ление» наиболее верно поставлена в исследовании Е.А. Супо-ниной. Учёный считает, что «исполнительная власть в большей степени вы-сту¬пает как политико-правовая категория, а государственное управление — как организационно-правовая. В силу этого государственное управ¬ление по своей природе и назначению следует рассматривать как орга¬низационно-правовую форму осуществления исполнительной власти, в качестве разно-видности государственной деятельности, в рамках кото¬рой реализуется ис-полнительная власть» .
2.3 Судебная власть
Судебная власть - это основная ветвь власти, которая оказывает значи-тельное влияние на все сферы общества.
Характер судебной власти как самостоятельного элемента государ-ственного механизма определяется полномочиями судебной системы, осу-ществляющей уголовные, гражданские, арбитражные, административные и другие полномочия.
Судебная власть в России долгое время считалась вторичной властью, пришедшей из других ветвей государственной власти. Однако теперь нужно иметь реальную способность использовать принуждение для решения соци-альных проблем, чтобы принимать решения. Судебная власть имеет огром-ный потенциал. Это находит отражение в деятельности специально уполно-моченных органов, которые представлены судьями, присяжными и арбит-ражными заседателями и выполняют функции, связанные с защитой и обес-печением законных интересов юридических лиц.
принцип независимости судей закреплен в ос¬новном законе, то есть в Конституции Российской Федерации, а именно в ст.1201. Независимость су-дей необходима для того, чтобы обеспечить строгое соблюдение закона все-ми субъектами права. Но при этом принцип независимости судей создает условия для справедливого судебного разбирательства. Следование данному конституционному принципу строго обязательно для судьи.
Основываясь на Конституции РФ можно сказать, что в нашем государ-стве создана система сдержек и противовесов. Это выражено в разделении власти на три ветви законода¬тельную, исполнительную и судебную. Суд с точки зрения среднестатистического гражданина России это орган государ-ственной власти, который является последним оплотом беспристрастного разбирательства в деле. А судебная власть осуществляется посредством кон-ституционного, гражданского, ад¬министративного и уголовного судопроиз-водства. В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального конститу¬ционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: Судьями являются лица, наде-ленные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным за¬коном полномочиями осуществлять пра-восудие и исполняющие свои обязанности на профессиональ¬ной основе .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной России принцип разделения властей претерпел суще-ственные изменения. Можно сказать, что данный принцип нашел свое при-знание в Российской Федерации не только в государственно-правовой науке, но и на практике. В настоящее время принцип разделения властей относится к основам демократического конституционного строя, тем самым показывая, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопро-сов построения государственного механизма.
Характерным признаком принципа разделения властей является также то, что в отношениях между различными ветвями власти действует система «взаимных тормозов», которые необходимы для предотвращения злоупо-требления властью. Основным значением принципа разделения властей явля-ется исключение возможности концентрации всей полноты власти в руках одного органа.
Основная цель разделения властей - избежать узурпации власти внутри органа или ведомства, что неизбежно ведет к подавлению диктатуры, прав и свобод человека. Законодательные, судебные и исполнительные органы не-зависимы друг от друга. Государственный служащий не имеет права зани-мать должности в разных ветвях власти, которые одновременно контроли-руют и ограничивают друг друга. Вмешательство одной ветви власти не до-пускается под властью другой.