Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время одной из задач педагогов становится отбор и рациональное использование разнообразных средств и методов воспитания нравственных качеств учеников. Это касается всех ценностей без исключения. Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, или сестра. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка. Именно семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения у ребёнка. Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях и семейных ценностях. Какая бы сторона развития ребёнка не рассматривалась, главную роль в становлении его личности играет семья.
Проблема возрождения семейных традиций становится сегодня особенно актуальной. Она определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании нравственной культуры ребёнка. Сегодня часто можно слышать о том, что в современном мире произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Нельзя говорить о том, что это абсолютно не так и некоторые проблемы здесь действительно существуют.
Специалисты, занимающиеся проблемами семьи, говорят о крайне низком уровне нравственной культуры некоторых современных родителей. Они акцентируют внимание на не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка. Как бы ни было, каждый ребёнок с детства должен понимать, что такое семейные ценности и традиции. Семейные ценности неотделимы от семейных традиций. Это общая духовная атмосфера дома, которую составляют [10]:
- распорядок дня;
- уклад жизни семьи;
- обычаи семьи
-привычки обитателей дома.
Традиции семьи должны быть простыми, но не надуманными. Это лишь укрепляет в становлении семейных ценностей. В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения её членов. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но также всегда чувствует беду других людей, животных, литературных героев и др.
В семейных традициях и ценностях всегда отражены свои особенности:
-этнические;
-культурные;
-религиозные;
-профессиональная принадлежность её членов и др.
Семей много, и все они разные. Ценности семейные, тем не менее, всегда одинаковые. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма и опыт семьи. Нормы и ценности каждой конкретной семьи многофункциональны и разнообразны. Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций и ценностей. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - это давняя хорошая традиция. В некоторых семьях принято обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают и обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям. Хорошей традицией является празднование дней рождений. В современных семьях появился интерес к своим корням. Это стало выражаться в традициях, которые связаны с экскурсом в родословную своей семьи. Практически все семьи собирают и хранят семейные реликвии Великой отечественной войны, посещают места памятные для предков и др. Дети в таких семьях всегда приобщены к деятельности взрослых. В таких семьях всегда присутствуют разнообразные традиции проведения досуга:
- путешествия;
-воскресные поездки за город;
-посещение музеев;
- национальные игры;
- спортивные развлечения и др.
Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. По выходным дням все члены семьи собираются на семейный обед или ужин. В семье часто организуют праздники национальной кухни. Ребёнок все национальные особенности и традиции узнаёт именно в таких условиях [19]. Практически во всех семьях есть традиция проводить каждое лето в путешествии. Это не просто расширяет круг знакомств, но помогает ребенку узнать и увидеть мир.
Это учит школьника общению и коммуникациям. Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья. Такие традиции способствуют сближению всех членов семьи. С раннего детства дети начинают себя идентифицировать как равноправных членов семьи. Ничто не поднимает так самооценку ребёнка, как хорошая семья. Постепенно ребёнок осознаёт, что семейный дом – это, то место, где можно поделиться своими переживаниями и получить новые впечатления.
В последние годы возрос интерес к традициям семейного воспитания и к национальным традициям. Это связано с возрастанием национального самосознания людей. Человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, в котором он вырос. Отсутствие устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, которые успокаивают ребёнка своей непременной обязательностью - передают ему ощущение незащищенности дома. Но нельзя забывать о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Семейные традиции и ценности, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими. Неизменным остаётся их назначение в человеческом обществе. Как ценности, так и традиции призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений.
Семейно-родственные связи и отношения функционируют в качестве механизмов передачи личностно значимых и социально ценных качеств человека. К ним относят доброту, взаимопонимание, любовь и готовность прийти на помощь близкому человеку. Семейные ценности многофункциональны, специфичны и эмоционально насыщены. На их фоне в семье социальное развитие ребёнка идёт более успешно. Это всегда способствует упрочению взаимоотношений родителей и детей.
Наличие семейных ценностей укрепляет в детях чувство целостности семьи. У него всегда присутствует ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Заряд внутреннего тепла и оптимизма приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Семейные традиции важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Для детской психики традиции приобретают опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребёнок ориентируется во времени и черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом. Смысл семейных традиций заключается именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности. Это снимает тревогу у ребёнка и утешает в моменты его огорчений. Ребёнок постепенно приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово и др. он делает всё это точно так же, как это делают члены его семьи.
Нравственное воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Семья традиционно является главным институтом воспитания. Именно в семье формируется отношения ребёнка к внешнему миру. В основе семейных ценностей и традиций всегда лежит идея, норма и опыт семьи, который направлен на упрочнение взаимоотношений и взаимопонимания между членами семьи. Лишь семья может обеспечить сохранение традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей. Всё это необходимо для передачи детям всего того положительного, что накапливается семьей и народом. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений. Семья, обеспечив всем спокойствие и стабильность, раскрывает в каждом способности, и даёт силы. При воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, поскольку именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ученика.
2.2. Методические рекомендации по реализации базовых национальных ценностей в образовательной среде
Любые способности ученика можно представить как синтез многих личностных качеств. Исследователи в психологии, связывают способности с особенностями мышления субъекта. Важно сформировать у школьника положительное, эмоционально-ценностное отношение к своей собственной учебной деятельности. Правильно выстроенный педагогический процесс позволяет увидеть ребёнку личностные смыслы собственной продуктивной творческой деятельности. Ведущим всегда будет оставаться умение ученика внимательно наблюдать и рассуждать. Именно для этого педагог должен создать все соответствующие условия.
Успешное развитие личных способностей и качеств, возможно лишь при создании определенных условий, которые будут благоприятствовать их формированию:
-раннее физическое и интеллектуальное развитие;
-создание среды и обстановки, опережающей развитие школьника;
-самостоятельное решение учеником задач, требующих максимального напряжения его сил;
-предоставление ученику свободы в выборе деятельности;
-чередование дел, продолжительность занятий одним делом;
-умная и доброжелательная помощь (не подсказка) взрослых;
-комфортная психологическая обстановка;
- поощрение взрослыми стремления ученика к разнообразному творчеству.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми младшего школьного возраста [Текст] / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2004. – 49 с.
2. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
3. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей школьников. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
4. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
5. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
6. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
7. Баженова, Л. М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников [Текст] / Л. М. Баженова // Начальная школа. – 2012. – No5. – 50-54 с.
8. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 06.03.2023).
9. Бгуашева, З.К. Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации / З. К. Бгуашева. – Текст: электронный // Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации. – 2017. – № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-nravstvennoy-vospitannosti-lichnosti-starshego-doshkolnika-v-sovremennoy-doshkolnoy (дата обращения: 06.03.2023).
10. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 06.03.2023).
11. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 06.03.2023).
12.Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
13. Долженко, А.А. Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС ДОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС ДОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 06.03.2023).
14. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 06.03.2023).
15. Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 06.03.2023).
16. Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
17. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками [Текст] / Л.Л. Тимофеева // СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 42 с.
18. Зубкова, С.А. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / С.А. Зубкова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. No5. С.54–59.
19. Ишкова, Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Ишкова, Ю.Е. Красный. - Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение. - 2007. -175 с.
20. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2012. – 255 с.
21. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9.- С. 18-20.
22. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
23. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг. - 2003. - 147 с.
24. Милборн, А. Я рисую мультфильм [Текст] / А. Милборн // М.: РОСМЭН. - 2006. - 64 с.
25. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
26. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный // Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 06.03.2023).
27. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (Дата обращения 06.03.2023).
Cтратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года № 996-р.
28. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова // Руководство практического психолога. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М. : Деловая книга, 2001. – 144 с.
29. ФГОС СОО (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования) от 31 мая 2021г.
30. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.