Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня трудно найти спортивную команду, в которой не было бы волейбольной секции. Правильная организация занятий волейболом может стать прекрасным средством физического развития учащихся, а также помочь решить важные воспитательные задачи. Эмоциональная окраска этой игры связана с относительно простым оборудованием. Достаточно потратить некоторое время, чтобы изучить правила игры в волейбол и ее суть.
Основная направленность волейбола – возможность играть без какой-либо подготовки. Это мнение неверно. Как известно, один процесс волейболистов состоит из шести органически связанных типов: физического, технического, тактического, психологического, теоретического и игрового. В настоящее время особенно актуальны проблемы, связанные с повышением качества подготовки спортивных резервов в волейболе. Причем в широком смысле этого понятия, т.е. обеспечить такую базовую подготовку юных волейболистов, на основе которой они смогут успешно тренироваться на этапе совершенствования спорта. Одним из основных направлений повышения качества подготовки юных волейболистов является физическая подготовка, являющаяся основой совершенствования техники и тактики игры. Поэтому совершенствование физической подготовленности юных волейболистов является одной из важнейших задач, которую детские тренеры пытаются решать каждый день на тренировках.
Изучение литературы показывает, что очень важной проблемой является создание и экспериментальное обоснование эффективных мер и методов развития скоростно-силовых качеств у волейболистов, особенно в подростковом возрасте, так как этот возраст является максимальным этапом. в биологическом развитии данного физического признака. Успешное выполнение игровых заданий во многом зависит от умения волейболиста быстро и высоко прыгать, активных технико-тактических действий, т. д.
Предпосылкой для проведения нашего исследования послужило отсутствие конкретных экспериментальных исследований возможности использования специального тренировочного модуля, стимулированного формированием скоростно-силовых способностей.
Цель: теоретически обосновать особенности развития скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет.
Задачи:
1. Рассмотреть волейбол как вид спорта;
2. Охарактеризовать понятие о скоростно-силовых способностях;
3. Описать анатомо-физиологические особенности волейболистов в возрасте 13-14 лет;
4. Охарактеризовать методы и методику проведения занятий в секции по волейболу;
5. Рассмотреть упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств юных волейболистов.
Объект исследования – процесс развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов.
Предмет исследования – методика проведения занятий в секции по волейболу.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды следующих авторов: Ю.Д. Железняк, В.М. Зациорский, Ю.Н. Клещев, В.С, Кузнецов, В.И. Лях, Л. П. Матвеев и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты настоящего исследования дополняют теорию и методику спортивной тренировки положениями, обосновывающими подходы физической подготовки в волейболе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная нами методика работы в секции волейбола может использоваться педагогами по физической культуре общеобразовательных школ, тренерами детских юношеских спортивных школ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации занятий в секции по волейболу, направленных на развитие скоростно-силовых способностей
1.1. Особенности волейбола как вида спорта, физическая подготовка в волейболе
Следует отметить, что само понятие «Волейбол» различные авторы трактуют по-разному. Так автор книги «Волейбол, учебно-методическое пособие», а также преподаватель СКФУ («Северо-Кавказский федеральный университет») Астахова М.В. даёт следующие определения: «Волейбол – динамичная, технически сложная игра с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Цель игры направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника» [1, с. 19].
Волейбол - эффективный способ укрепить здоровье и физическое развитие. Все движения в волейболе носят естественный характер, основаны на беге, прыжках, бросках, что способствует развитию силы, ловкости, выносливости и гибкости.
Игровая деятельность способствует улучшению всех функций организма. Во время игры те, кто интересуется, проявляют положительные эмоции. Благодаря своей эмоциональности волейбол является средством не только физического развития, но и активного отдыха.
Под понятием «волейбол» Родионов А.В. понимает: «Волейбол - это вид спорта, в котором две команды соревнуются на игровом поле, разделенном сеткой. Для разных условий предусмотрены разные варианты игры, чтобы универсальность игры была доступна для всех» [14, c. 85].
Волейбольная игра проводится на площадке 18х9 метров, которая разделена посередине сеткой, закрепленной на высоте 2,43 м (а для женщин – 2,24 м). Целью игры в волейбол выступает перебрасывание мяча (длина окружности которого достигает 65-67 см, вес соответственно – 260-280 гр) над сеткой так, чтобы мяч коснулся площадки соперника, не давая при этом совершить этот же принцип противнику. Подобные игры были известны издавна во многих странах мира (в Древнем Риме, Древней Греции, средневековой Японии). Современный же волейбол зародился в Америке в 1895 году [3].
Фомин Е.В. в своих трудах отмечает, что волейбол отличается сложностью выполнения технических элементов. Ключевое различие между техникой волейбола заключается в прямом кратковременном контакте с мячом, исключающее удары и захваты. В процессе тренировок волейболисту необходимо овладеть целой системой двигательных навыков, состоящей из большого количества приемов защиты и нападения. Действия игроков напрямую зависят от действий партнеров и, в частности, противника. Создание ситуаций, в которых появляется наилучшая возможность для отработки намеченных приемов, предъявляет высокие требования к тактическому мышлению волейболистов; для того чтобы безошибочно выполнять технико-тактические действия, спортсмену необходимо хорошо ориентироваться и на высоком уровне развивать координационные способности. Ловкость, необходимая при выполнении различных падений и ударов при подборе летящих вдаль мячей, с одной стороны, способствует принятию смелых решений, а с другой - исключает серьезные травмы [21].
Игровые навыки в волейболе принципиально отличаются от других игровых видов спорта, улучшение оптимальной пропорции и техники в развитии физических характеристик волейболистов может создать максимально возможные условия для эффективного занятия этим видом спорта.
По В. Л. Свиридову игровая деятельность волейболистов характеризуется постоянной сменой обстановки: волейболист должен учитывать положение всех игроков на площадке и положение мяча, ждать действий партнеров и быстро обнаруживать планы действий противника, своевременно реагировать на изменения текущей ситуации (часто очень быстро) принять решение о наиболее оптимальном образе действий [22].
Фомин Е.В. отмечает, что при выполнении приемов волейболисту необходимы следующие физические качества, которые проявляются на этапах выполнения данного приема:
- ловкость - при выполнении подач, передач, атакующих бросков, приемов мяча и блоков это физическое качество необходимо для выполнения всех приемов игры;
быстрота - при выполнении передач, совершении атак, приеме мяча и блокировании (реализуется в движении игрока, при выполнении ударного движения в атакующем броске (реализуется в одной скорости движения);
- сила (конкретные группы мышц) - при выполнении всех технических приемов и т.д. почему особенно важна сила мышц ног, плечевого пояса, рук и кистей;
- прыгучесть - при выполнении передач (если они выполняются в прыжке), атакующих ударов, блоков;
- гибкость – это способность атаковать во время подачи [21].
Волейбол требует хорошего владения своим телом в самых разных условиях. В любом игровом приеме есть элементы бега, прыжков. Броски в различных направлениях при ударе выполняются в безопасном положении, когда они сталкиваются с мячом на неопределенной высоте. Все это осложняется условиями игры и сопротивлением противника.
Свиридов В.Л. в своих трудах говорит: «исследование функции координационных способностей волейболистов имеет значения, т.e. для волейбола характерны различные позы, быстрая смена последних во время игры, безопасное положение тела при перехвате и приеме мяча при падениях. Это в определенной степени требует отличного развития и подвижности нервных процессов в функционировании механизмов, обеспечивающих поддержание определенной осанки без потери равновесия. При подготовке юных волейболисток необходимо учитывать анатомические и физиологические, психологические особенности детского организма.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Астахова, М. В. Волейбол / М.В. Астахова, В.Ф. Стрельченко, Д.П. Крахмалев. - Пятигорск : ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный ун-т", 2014. - 113 с. - -Текст: непосредственный. - ISBN 978-5-600-00812-0.
2. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. – Москва : Кронус, 2011. – 247с. - ISBN 978-5-406-05216-7. – Текст : непосредственный.
3. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.А. Беляев, Л.В. Булыкина – Москва : Физкультура и Спорт, 2007. – 184с. - ISBN 978-5-278-00848-4. – Текст : непосредственный.
4. Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. – Москва : Владоспресс, 2002. – 105 с. - ISBN 5-305-00035-1. – Текст : непосредственный.
5. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков. – Ростов –на- Дону : Феникс, 2008. – 381 с. – ISBN 978-5-22-14232-5. -Текст : непосредственный.
6. Волейбол [Текст] : энциклопедия : А - Я / [автор-составитель В. Л. Свиридов] ; Всероссийская федерация волейбола. - Москва : Человек : Спорт, 2016. - 589 с. : ил., портр.; ISBN 978-5-906131-79-9.
7. Гаврилов, М.А. «Волейбол» / М.А.Гаврило – Москва : «Физкультура, образование, и наука» 2000. – 294с. - Текст : непосредственный.
8. Дорохов, Р.Н. Физическое развитие детей школьного возраста / Р.Н. Дорохов. Медицина, подросток и спорт. – Смоленск, 1995. – 267 с. - Текст : непосредственный.
9. Железняк, Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк. – Москва : Физкультура и спорт Москва, 2003.-294с. - ISBN 978-5-94578-095-8. - Текст : непосредственный.
10. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. – Москва : Физкультура и спорт, 1982. – 223 с. - Текст : непосредственный.
11. Ивойлов, А.В. Волейбол : учебник для институтов физ. культуры. А.В. Ивойлов, Ю.Д. Железняк – Москва, 2000. - 230 с - ISBN 5-278-00325-1. - Текст : непосредственный.
12. Иорданская, Ф. А. Функциональная подготовленность волейболистов / Ф. А. Иорданская - Москва : Спорт, 2016. - 176 с. - ISBN 978-5-906839-69-5. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906839695.html (дата обращения: 10.12.2022).
13. Клещев, Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н. Клещев. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 294с. - ISBN 5-278-00740-0. - Текст : непосредственный.
14. Королев, М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. – 2009. – №4. – С.33-37. - Текст : непосредственный.
15. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- Москва : Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с. - ISBN 978-5-7695-8434-3. – Текст : непосредственный.
16. Лепешкин, В. Волейбол / В. Лепешкин // Спорт в школе. – 2007 (№20). - Текст : непосредственный.
17. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – Москва : 1991. – 103 с. - ISBN 5-345-00133-2. – Текст : непосредственный.
18. Матвеев, Л.П. Общая теория спорт / Л.П. Матвеев. – Москва : 2001. – 540 с. - ISBN 978-5-9718-0433-8. – Текст : непосредственный.
19. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- Москва : Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с. - ISBN 978-5-4468-7256-5. – Текст : непосредственный.
20. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст] : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н. И. Федюкович. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 573 с. : ил., табл.; 21 см. - (Среднее медицинское образование).; ISBN 978-5-222-27049-3.
21. Фомин, Е.В. Волейбол. Начальное обучение / Е.В. Фомин, Л.В. Булыгина. – Москва : Спорт, 2015. – 88 с., ил. (Спорт в школе). – Текст : непосредственный. – ISBN 978-5-9906578-2-3.
22. Фурманов, А.Г. Волейбол, юный волейболист / А.Г. Фурманов.- Минск : Современный школьник, 2009. – 240 с. - Текст : непосредственный.
23. Шпаковская, Е. Ю. Анатомия и физиология человека : учеб. пособие / Шпаковская Е. Ю. , Яковлева Л. А. - 3-е изд. , стер. - Москва : ФЛИНТА, 2020. - 40 с. - ISBN 978-5-9765-2280-0. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859765228001.html (дата обращения: 10.12.2022)