Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1 Документальный фильм: сущность, роль в современном социуме
1.1 Киноискусство как феномен культуры. Влияние кинематографа на современного зрителя
1.2 Документальный фильм: цели, стили
1.3 Эстетика документального кино
Глава 2 Специфика современных документальных фильмов
2.1 Документальный фильм как инструмент просвещения в современном обществе
2.2 Интерактивный мультимедийный документальный фильм – современный инструмент рассказа истории
2.3 Интерактивные и веб-документальные фильмы: эволюция жанра
2.4 Российский опыт создания интерактивных документальных проектов
Заключение
Список используемой литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования
Кинематограф сегодня занимает особое место в культуре.
Кинокартины получили в общественной жизни статус, подобный другим средствам массовой информации и даже, в какой-то мере, превосходящий их.
Кино выступает одной из составляющих частей культуры при помощи выражения видимого, воображаемого и виртуального .
Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы людей. Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры - всех, кого интересуют проблемы художественного творчества и восприятия, средств массовой коммуникации, динамики общественных настроений и так далее. Прежде всего, кино отличается от других видов искусства (в частности, от театра) тем, что оно занимает гораздо больше социокультурного пространства, выходит далеко за пределы художественного круга. Если театр, условно говоря, держит себя в узких рамках искусства, то кино охватывает своим влиянием буквально всё, от духовных идеалов до этикета и моды .
Язык СМИ сегодня относят к одной из основных форм языкового существования. Он характеризуется быстрым приспособлением к меняющимся реалиям нашей жизни, тонким анализом социальных приоритетов, влияющих на сознание людей и определяющих их поведение, и точным отражением этих аспектов в своих текстах. Те же тенденции можно отметить и в жанре кино.
Кино – искусство аудиовизуальное. Молодое возникшее недавно в противоположность тысячелетним традициям других искусств, оно имело возможность впитать все ценное от них. Не случайно его называют «зримой литературой», «движущейся живописью», «цветомузыкой» и т.п.
Сила кино, по мнению А.Я. Юровского , заключается не в иллюзорном «эффекте присутствия», а в самобытных выразительных средствах киноязыка.
Язык кино базируется на киногении – способности предметов и явлений быть переданными через звукозрительные образы. На этом и основаны все методы и принципы воздействия на аудиторию, функционирующие в искусстве экрана. Киногения всегда предполагает «здесь и сейчас». Что это значит? В литературном произведении может существовать, например, прямое отрицание («в этом городе не было войны»). В звукозрительном образе такое отрицание прямо передать невозможно, поэтому вступают в силу сопоставления, контрасты и т.п. Также в кино невозможно прямо передать сослагательное наклонение.
Но если язык кино уже достаточно изучен, этой теме посвящено множество статей и работ, то о языке документалистики такого не скажешь. В этом и заключается актуальность нашего исследования.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса роли и места документального фильма в современных масс-медиа.
Задачи:
- рассмотреть киноискусство как феномен культуры; влияние кинематографа на современного зрителя ;
- изучить цели и стили документального фильма;
- описать эстетику документального кино;
- проанализировать документальный фильм как инструмент просвещения в современном обществе;
- описать интерактивный мультимедийный документальный фильм как современный инструмент рассказа истории;
- изучить интерактивные и веб-документальные фильмы: эволюция жанра;
- проанализировать российский опыт создания интерактивных документальных проектов.
Объект исследования – документальный фильм. Предмет исследования – роль и место документального фильма в современных масс-медиа.
Методологическая и теоретическая основа исследования. За основу были взяты работы
– исследования, содержащие историю возникновения документального кино (Муратов С. А., С. В. Дробашенко , Герлингхауз Г , Гинзбург С.С, Малькова Л.Ю и др.);
- научная литература, рассматривающие проблему современного документального кино в России и мире (Л. Ю. Малькова , Л. Н. Джулай , С. А. Муратов , Г. С. Прожико ).
Научная новизна исследования заключается, на наш взгляд, в попытке анализа взаимодействия документальных форм кинематографа и телевидения как процесса с исследованием логически развивающихся эстетических закономерностей, тенденций и средств экранной.
Практическая значимость работы состоит том, что результаты выполненного исследования могут использоваться в качестве базы исследовательской, аналитической и проектной деятельности авторов, изучающих тему документального кино.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Артамонова Я. С., Давидюк К. О. Кино как феномен социокультурной коммуникации//МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ, No1-2020. С. 48-50
2) Ахременко К. А. Новые тренды в развитии документального кино// МНСК-2019. ЖУРНАЛИСТИКА. Материалы 57-й Международной научной студенческой конференции. 2019. С. 53-54
3) Бондарчук А. В. Правовое просвещение школьников средствами документального кино//СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ. Материалы III международной научной конференции. Таганрог - Екатеринбург, 2021. С. 260-266
4) Герлингхауз Г. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени : [Перевод] / Герман Герлингхауз ; [послесл. Е. С. Громова]. - Москва : Радуга, 1986. - 358 с.,
5) Девликамова Э.А. Документальный фильм: концепция жанра// Культурная жизнь Юга. No 2 (73), 2019. С. 102-104.
6) Демежко И., Документальное кино должно помогать жить : [интервью с программным директором Открытого фестиваля документального кино "Россия" // Культура Урала. — Екатеринбург, 2020. — № 2 (Февраль). — C. 57-59
7) Джулай, Л. Н. Документальный иллюзион: отечественный кинодокументализм - опыты социального творчества / Людмила Джулай ; Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Научно-исслед. ин-т киноискусства. - Москва : Материк, 2005. - 238, [1] с
8) Дробашенко С. В. История советского документального кино : Учеб.-метод. пособие / С. В. Дробашенко. - Москва : Изд-во МГУ, 1980. - 90 с.;
9) Евграфова Н. Ю. Правда и вымысел в кино: понятия художественного и документального, игрового и неигрового кино//ДИАЛОГИ О КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Том Часть 1. Пермь, 2021. С. 28-34
10) Завильгельский Д. Г., Как снимать документальное кино : записки кинодокументалиста. — Москва. — Санкт-Петербург : АРХЭ : Центр гуманитарных инициатив, 2019. — 143, [2] с.
11) Крюкова О. А., Культурная память сквозь призму документального фильма (на материале языка "прямого кино" Квебека) // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2020. — № 2. — С. 111-117.
12) Левицкий А. Э. Проблемы межкультурной коммуникации и кинематограф//ГУМАНИТАРНЫЕ ЧТЕНИЯ "СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ГАВАНЬ". материалы научно-практической конференции. ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». 2019. С. 289-295
13) Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. — 92 c.
14) Лухпанова А. У. Роль кинодокументов в процессе обучения истории в современной школе//ПЕРЕКРЁСТКИ ИСТОРИИ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. Материалы XVII Всероссийской научной конференции. Отв. ред. и сост. Е.Г. Тимофеева, А.О. Тюрин. Астрахань, 2021. С. 189-191
15) Малькова. Л. Ю. Современность как история : реализация мифа в докум. кино / Л. Малькова ; Науч.-исслед. ин-т киноискусства М-ва культуры Рос. Федерации. - Москва : Материк, 2002. - 187, [1] с
16) Мельникова М. В. Язык и стиль документального фильма на современном телевидении// РУСИСТИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ. Сборник статей XXII Международной научной конференции. Астраханский государственный университет. 2019. С. 304-306
17) Метц, К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. / Кристиан
18) Метц; пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной; науч. ред. А. Черноглазов. - 2 изд. - СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 334 с.
19) Муратов С.А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. М.: ВК, 2009.
20) Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе. М., 2004. 454 с
21) Русакович Е.Ф. Интерактивный мультимедийный документальный фильм – новый способ рассказать историю//ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 2015. № 3. С. 125-133
22) Семибратов Д.Н. Документальное кино: основные подходы и методы изучения//Культурная жизнь Юга. No 1 (68), 2018. С. 102-105.
23) Скляренко И. С., Филипенкова Н. Ю. Обобщение информации посредством подготовки документального кино в системе дополнительного профессионального образования психологов// ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ВЫЗОВЫ, ПОИСКИ, ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ. Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов. Под общей редакцией Д.В. Сочивко. 2019. С. 78-92
24) Суриков В., Документальное кино: жизнь интереснее вымысла // Эксперт. — 2020. — № 35. — С. 64-65
25) Юровский А.Я. Место телевидения в системе средств массовой коммуникации//Телевизионная журналистика. М., 1998.