Фрагмент для ознакомления
2
Проблема лидерства в психологии
Проблема лидерства занимает важное место в социальной психоло-гии. В последнее время многие авторы рассматривают лидерство как наиболее важную позицию в системе межличностного влияния в группе, то есть лидер рассматривается как член группы, обладающий наибольшим влиянием. Можно сказать, что лидер - это член группы, который наиболее полно воплощает групповые ценности в своей деятельности и взамен по-лучает наивысший статус в группе, возможность оказывать максимальное влияние на жизнь группы. Лидер - это тот, кто является лидером группы, кто наиболее полно воплощает групповые ценности в своей деятельности и, в свою очередь, получает наивысший статус в группе, возможность ока-зывать максимальное влияние на жизнь группы.
По Булычеву И.И. лидерство - это процесс реализации волевых ори-ентаций субъектов разных уровней - индивида, социальной группы, обще-ства в целом. Человек или социальная группа с большей или меньшей энергией и упорством стремятся к собственной самореализации, тем самым делая свою волю наиболее значимой и авторитетной среди всех людей во-круг нее. Лидерство по своей природе единообразно и однородно, незави-симо от индивидуальных, групповых, гендерных или других проявлений. Другими словами, он направлен на установление стабильных отношений доминирования в мире или регионе, в группе или в семье, в национальном и этническом пространстве. Это доминирование является фиксацией в рам-ках данного социального континуума доминирующей воли субъекта. В то же время важно, чтобы это доминирование было направлено на решение социально значимых и позитивных задач, а не на разрушение общества или личности [12].
Существуют разные типы лидерства. Канадский психолог Ж. Годф-руа выделяет два типа лидерства. Первый - это своего рода функциональ-ный, компетентный лидер, который сосредоточен на задаче; это лидер, ко-торый неустанно борется за достижение целей, поставленных группой. Второй - это тип эмоционального, популярного лидера, который фокуси-руется на отношениях между членами группы.
Исследования показали, что «функциональному» лидеру всегда лег-че достичь руководящей должности в очень благоприятных или очень не-благоприятных ситуациях, в то время как «аффективному» лидеру легче достичь этого в инцидентах. Кроме того, было обнаружено, что при при-мерно равном соотношении полов в группе функциональным лидером чаще всего являются мужчина и аффективная женщина. Это, по-видимому, подтверждается наблюдениями за террористическими группами в запад-ных странах. Идеологическую и объединяющую функцию лидера в них обычно выполняют женщины, в то время как задача организации действий чаще всего ложится на мужчин, которые тем самым получают возмож-ность реализовать свою склонность к насилию.
Интересная типология была предложена в свое время немецким со-циологом М. Вебером. Например, он подчеркивает традиционное лидер-ство, основанное на традициях, обычаях и верованиях. Этот тип лидерства типичен для традиционных обществ (восточные деспотии, монархии). Че-ловек становится лидером благодаря принадлежности к элите, узкой груп-пе людей.
Второй тип - это юридически рациональный (бюрократический) тип, основанный на разумности порядков, существующих в обществе. Это обя-зательно предполагает определенный уровень знаний, компетентности и готовности со стороны лидера. Существующие законы регулируют функ-ции лидера. Такой тип лидерства типичен для развитых стран [8].
Третий тип - харизматичное лидерство. Этот термин заимствован из раннехристианской литературы и означает «божественный, сверхъесте-ственный, необычный». Среди харизматиков были пророки, святые. Ха-ризматичные лидеры - это не просто религиозные деятели. Они существо-вали в разные эпохи. Чаще всего эти лидеры появляются на крутых пово-ротах истории. Харизматичный лидер возникает вне существующих госу-дарственных структур и традиций. В бывшем Советском Союзе в конце 80-х годов появились лидеры, которые хотели противостоять существую-щим государственным структурам. Но через 5-6 лет все они исчезли с по-литической арены. Дело в том, что харизматичный лидер должен под-тверждать это качество определенными действиями (насилие, демагогия, популизм, социальная политика).
Эта типология больше соответствует политическим лидерам. В прак-тике менеджмента выделяют следующие типы руководителей:
- Лидер-организатор. Его главное отличие состоит в том, что он вос-принимает потребности коллектива как свои собственные и активно дей-ствует. Этот лидер настроен оптимистично и уверен в том, что большин-ство проблем вполне решаемы, вы следуете за ним, зная, что он не пред-ложит пустой сделки. Он умеет убеждать, склонен поощрять, а когда ему нужно выразить свое неодобрение, он делает это, не ущемляя чужого до-стоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно таких людей можно увидеть в любом неформальном коллективе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адаир Д. Эффективное лидерство: Как развивать и применять лидерские навыки М.: Изд-во: Эксмо, 2003.177 с.
2. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитатель-ном пространстве социума //Педагогика.2000. № 7.-с.50
3. Ашин Г.К. Лидерство: социально-политический и психологиче-ский аспекты Политика: проблемы, теории и практики.-Ч.1.-М.:ИНИОН АН СССР, 1991. Бармакова Н. Воспитать лидера. Вестник детского дви-жения. 2004. № 1
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.:Просвещение, 1991.-169 с.
4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.-168 с. (Школьное образование)
5. Берн Э.Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп: Пер. с англ. Екатеринбург: Литур, 2000.-319 с.
6. Бобрышев С. Вы хотите быть лидером? Вы хотите быть лиде-ром… Вы хотите быть лидером! Вестник детского движения. 2003. № 3
7. Васюков И.Л. Обзор некоторых существующих практик разви-тия лидеров в молодежной среде. Инновационные образовательные техно-логии. 2006. № 3
8. Врублевская Е. Лидер для других: ожидания современников и педагогические приоритеты. Воспитательная работа в школе. 2004. № 2
9. Горчаков В.Г. Как провести школу лидерства. Школьные техно-логии. 2003. № 3.
10. Заика З., Сукова Е., Пащенко С. Программа деятельности школьного кулба старшеклассников «Лидерство». Воспитательная работа в школе. 2006. № 5
11. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.М.: Просвещение, 1981
12. Малиновский А.В. Особенности формирования лидерской пози-ции педагога-воспитателя: учеб.-метод.пособие. ГУО «Акад.последипл.образования».Мн.:АПО, 2005.-65 с.
13. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологических теорий.
14. Петровский А.В.Теория деятельностного опосредования и про-блема лидерства.
15. Руднев Е.А. Развитие лидерского потенциала директора школы. М.:Сентябрь. 2008.-160 с.
16. Сбитнева В.Б. Педагогические условия развития лидерских ка-честв. Автореферат диссертации.
17. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидер-ства. Автореферат диссертации
18. Шейнов В.П. Психология лидерства, влияния, власти. Минск: Харвест. 2008.-656 с.