Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Знать досконально свой родной язык в наше время не является приоритетным, но это необходимо в разви-вающемся современном обществе. В результате русский язык давно стал неотъемлемой частью первого этапа обучения в начальной школе. В со-временном обществе цель обучения языку сегодня состоит в том, чтобы сформировать все компоненты коммуникативной компетенции. В его раз-витии языковые навыки, представляющие собой речевую деятельность, иг-рают ведущую роль. Перед учителем стоит очень важная и сложная задача - формирование правильного произношения. Важно отметить, что изуче-ние языка должно начинаться с изучения фонетической системы языка. Правильное и четкое произношение звуков в конечном итоге способствует правильной передаче мыслей, а также правильному пониманию языка. Изучение правильного произношения как одного из видов речевой дея-тельности более эффективно на практике. Использование поэтического ма-териала - один из лучших способов формирования, закрепления и совер-шенствования фонетических навыков.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОНЕТИКИ
1.1 Понятие звука речи, его отличие
от других звуков окружающего мира
В нашей жизни мы слышим много звуков. Звук - это быстрое враща-тельное движение частиц воздуха или других сред, которое воспринимает-ся органом слуха. Передача звуков происходит по законам акустики, и звуки воспринимаются органами слуха. Акустические свойства звука - это его физические свойства, которые воспринимаются на слух: частота / непе-риодичность колебаний воздуха, амплитуда, частота и продолжительность колебаний. Считается, что человек слышит звуки в диапазоне частот от 16 Гц до 20 000 Гц.
Звук ниже диапазона слышимости человеческого слуха называется инфразвуком, выше, до 1 ГГц - ультразвуком, от 1 ГГц — гиперзвуком. Слышимые звуки также включают фонетические, лингвистические и фоне-тические звуки, составляющие устную речь, и музыкальные звуки, состав-ляющие музыку. Различия в физических свойствах позволяют нам регули-ровать тон в одних тонах, шум в других, а также тон и шум в других.
Звук или голос - это звук, издаваемый периодическими колебаниями напряженных голосовых связок под действием струи воздуха.
Шум - это звук, создаваемый непериодическими колебаниями возду-ха, когда струя воздуха преодолевает различные препятствия, образован-ные органами речи, расположенными в полости рта. Звуки речи - это ком-бинации звука и шума.
Носители русского языка знают, что в слове «а» есть звук, это звук [а], в слове «да» есть два звука: [д] и [а], в слове «я» три звука: [д], [а], [м]. Мы можем легко произносить эти слова и узнавать их на чужом языке. Чтобы распознавать слова, говорящие должны произносить звуки, состав-ляющие эти слова, таким же образом [а], [да], [дам] произносить [17].
Но в то же время по одному слову, произнесенному человеком, ко-торого мы хорошо знаем, мы узнаем этого человека, даже не видя его. Кроме того, мы можем понять, здоров этот человек или болен, находится ли он в хорошем настроении или в плохом. Это означает, что в одном и том же слове каждый человек произносит звуки по-своему. И не всегда од-но и то же. И поскольку звуки отличаются друг от друга, следовательно, это разные звуки. Мы можем сказать, что мы не можем произнести одно и то же слово дважды одним и тем же способом. Как бы мы ни старались, звуки все равно различаются по высоте, продолжительности, динамике и тембру.
Почему мы все еще думаем, что одно и то же слово, произносимое разными людьми, - это одно и то же слово с одинаковым составом звуков? Во-первых, мы не слышим различий между звуками, они лежат за преде-лами человеческого восприятия; во-вторых, каждый звук в нашем языко-вом сознании представлен не точкой, а зоной, областью рассеяния. Все звуки в этой зоне идентифицируются с говорящим и воспринимаются слу-шателем как один и тот же звук.
Различайте звуки речи и звуки речи. Речевой тон - это определенный звук, произносимый конкретным человеком в конкретном случае. Это точ-ка в артикуляционном и акустическом пространстве. Звук языка - это со-вокупность звуков речи, близких по артикуляционно-акустическим отно-шениям, которые носители языка определяют как идентичность; это тип звука, звуковой стандарт, существующий в языковом сознании носителей языка. Это уже не конкретный звук, а скорее абстракция [4].
В будущем, когда мы будем говорить о звуках, мы будем чаще об-ращать внимание на все звуки языка. Звуки делятся на гласные и соглас-ные. Звуки языка являются предметом изучения лингвистических наук, та-ких как фонология и фонологопатология.
Фонетика (греческий фонетикос - тон, от телефон - тон), область зна-ний, изучающая звуковую систему (звуковую структуру) языка.
Фонология (от греческого phone – звук и lógos — слово, учить) или функциональная фонетика - это изучение звуковой основы языка с точки зрения его функций - конструирования и различения значимых языковых единиц (морфем, слов, предложений).
Фонетика изучает способ образования звуков речи и то, как они из-меняются в речевом потоке. Фонетические знания помогают нам понять естественный вид слова, установить естественную связь между звучанием слова и его написанием. Фонология рассматривает их с функциональной точки зрения, то есть звуки в фонологии рассматриваются как семантиче-ские единицы.
1.2 Классификация звуков речи
и разграничение понятий «звук» и «буква»
Звуки речи формируются речевым аппаратом человека. Речевой ап-парат состоит из 5 основных частей: дыхательного аппарата, гортани, над-суставной трубки (полости рта и носа), органов произношения, централь-ной нервной системы. Все звуки речи делятся на гласные и сопровождаю-щие гласные. Активными органами произношения являются язык и губы, пассивными органами являются зубы, небо.
Есть два источника звуков речи: один - это вибрация голосовых свя-зок, когда струя воздуха проходит через гортань. Эти колебания гармо-ничны, периодичны; они создают тон, музыкальный звук. Другим источ-ником звуков речи является шум, негармоничный звук; он возникает в ре-зультате преодоления струей воздуха различных препятствий.
Когда образуются гласные, голосовые связки дрожат, но струя воз-духа свободно проходит через рот, не встречая никаких препятствий. Ко-гда образуются согласные звуки, струя воздуха преодолевает препятствие в полости рта. Это фундаментальное различие в артикуляции между глос-сами и согласными также объясняет другие их различия [3].
Таким образом, гласные - это чисто тональные звуки, а согласные характеризуются наличием шума. Гласные характеризуются слабой стру-ей воздуха, и для преодоления препятствия при произнесении согласных требуется более сильная струя воздуха. При образовании гласных звуков мышечное напряжение распространяется почти равномерно по всей поло-сти рта, а при образовании согласных мышечное напряжение концентри-руется в том месте, где возникает препятствие.
Гласные открывают рот: чем громче мы их произносим, тем шире мы открываем рот. Согласные - это звуки для полоскания рта: чем громче мы хотим их произносить, тем ближе должны быть расположены органы речи. (чтобы [a] говорить громче, вам нужно шире открыть рот; чтобы [c] говорить громче, нужно приблизить язык к зубам.).
Характеристика согласных звуков включает пять основных характе-ристик: место образования, способ образования, уровень шума (звон/шум), глухота/звон, твердость/мягкость.
Место образования согласных зависит от того, какой активный орган выполняет основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это место во рту, где струя воздуха натыкается на пре-пятствие. Если активным органом является нижняя губа, согласные могут быть лабильными: [п], [б], [м] (пассивный орган - верхняя губа) и лабиль-ными: [c], |ф] (пассивный орган - верхняя губа).
1.3 Понятие, сущность и виды учебно-методического комплекса
УМК в области образования - это основной документ, которым шко-лы руководствуются при составлении программ для каждого класса. Принципы структуры разработаны Академией наук Российской Федера-ции для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае защищен авторским правом и является интеллектуальным развити-ем педагога.
УМК содержит полную и подробную информацию, достаточную для овладения предметом, и обеспечивает открытость и последовательность в процессе обучения, что делает его доступным для всех, кто этого хочет.
В ходе обучения был накоплен уникальный опыт в составлении и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы мо-гут быть распределены по нескольким критериям.
Например, по возрастным группам участников, участвующих в об-разовательном процессе:
- для начальной школы;
- для руководителей среднего звена;
- для выпускных классов;
- для ПТУ.
В зависимости от степени профессионального качества:
- для получения степени магистра;
- для получения степени бакалавра;
- по специальности.
В зависимости от степени ответственности субъектов:
Общие предметы, которые изучают все учащиеся и получают итого-вую оценку в конце курса, - это «Русский язык», «Физика», «География».
Дополнительные предметы включены в базовый образовательный стандарт. Они обязательны для изучения, но для них не предусмотрен сер-тификационный контроль. Чаще всего это вводные тренинги. Учащийся может выбрать список таких предметов, включая «Историю родного края», «Поэты и писатели родного края» и «Природа родного края».
ГЛАВА 2 ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В УМК
2.1 Содержание школьного курса фонетики
Фонетика - это изучение звуков и звуковой системы языка. Изучение курсовых работ в школе имеет некоторые особенности. Первая особен-ность - это многоуровневый подход в зависимости от времени и места про-ведения мероприятия:
1) начальный этап (с 1 по 4 классы), когда учащиеся овладевают ос-новными понятиями фонетики;
2) основной этап, на котором фонетика впервые изучается в школе как самостоятельный раздел. Это происходит в 5-м классе. Программа рассчитана на 13 часов.
При изучении этого раздела учащиеся должны овладеть следующи-ми понятиями: звук, корень (фонема), буква. Гласные и согласные, сильное и слабое расположение звуков, двойная роль букв е, е, ю, я (парные и не-парные согласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие соглас-ные; обозначение мягкости на письме; глухие и звонкие звуки; правила пе-реноса слов; состав русского алфавита, соотношение букв и основных зву-ков; ударение как фонетическое явление; понятие орфической нормы (про-изношение безударных гласных звуков; произношение звонких и глухих согласных в слабых положениях; перенос мягких согласных в слабых по-ложениях); чередование гласных и согласных звуков. Для описания звуков речи с помощью учебника вводятся основные элементы транскрипции: знак мягкости, квадратные скобки, уменьшенные звуки. Большая часть курса вводится в 5-м классе [8].
3) сопутствующий (6-10 классы), когда навыки правильного произ-ношения звуков, слогов, слов и правильного ударения продолжаются в 5-7 классах, а упражнения, развивающие навыки экспрессивного чтения, ши-роко используются в учебниках разных классов; на этом этапе усвоение фонетических норм приводит к усвоению орфографических и орфографи-ческих норм.
4) заключительный этап (11-12 классы), когда знания по фонетике си-стематизируются, соотносятся со знаниями других областей языка. Введе-ние в раздел фонетики можно найти в учебнике для 11-го класса. В соот-ветствии с 11-летней программой, изложенной в учебнике для 10-го клас-са.
Вторая особенность заключается в том, что фонетика является осно-вой овладения орфографическими нормами, то есть овладение грамотной речью невозможно без знания фонетических законов русского языка.
Раздел фонетики небольшой и выделяется в начале курса русского языка. Тем не менее, его значение как для общего образования учащихся, так и для приобретения ряда навыков владения русским языком очень ве-лико. Цели и задачи курса фонетики заключаются в следующем:
1. Развитие культуры речи, эстетических критериев правильности устного произношения.
2. Формирование приемов фонетического анализа и их разновидно-стей. Для этого учащиеся знакомятся с системой звуков языка, законом экономии речи (5 гласных букв означают 15 мягких звуков), понимают разницу между буквой и звуком, распознают основные случаи соответ-ствия и несоответствия между произношением и орфографией, и знакомят-ся с основными примерами, которые следует учитывать при написании [17].
Необходимо использовать знания фонетики на уроках орфографии (развивать умение определять правописание по звуку), в обучении выра-зительному чтению и нормам русского литературного языка, чтобы избе-жать ошибок.
2.2 Анализ трудностей преподавания фонетики в школе
Первый момент, который традиционно является трудным для школьников, - это различать звонкие и глухие согласные и, в частности, непарные сонорные / глухие. Прежде всего, вам нужно заставить их вы-учить эти звуки. Однако для облегчения дифференцировки можно исполь-зовать следующие приемы: положить руку на гортань или плотно закрыть уши (голосовые связки дрожат при произнесении звонких и раскатистых звуков, в ушах слышен звон). Кроме того, использование сложных таблиц является очень эффективным методом.
Различие между звонкими и глухими согласными важно с точки зре-ния правописания, если дети знают, что согласные находятся в сильной по-зиции перед гласными, измените слово так, чтобы гласная появлялась по-сле сопровождающей гласной.
Дети должны понимать, что звон и оглушение согласных - это не за-кон правописания, а закон произношения, согласно которому, когда мы пишем слова, мы руководствуемся не произношением, а написанием.
Различение твердых и мягких согласных приводит к нарушению норм литературного произношения и орфографическим ошибкам. Если учащиеся не различают жесткое и мягкое, вам нужно поговорить с ними, чтобы самим разобраться в понятиях твердости и мягкости. Затем вы должны указать, какие звуки указывают на мягкость предыдущего соглас-ного [19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фонетика - это наука о звуковой структуре языка. Это самостоятель-ный раздел лингвистики, изучающий материальную сторону единиц выра-зительного плана. Фонетика делится на общую и частную.
В курсе фонетики выделяются следующие дисциплины: собственно фонетика (в узком смысле этого слова) и фонология. Предметом изучения собственно фонетики является область долингвистики, которая занимается изучением звуковой теории языка в артикуляционно-акустическом аспекте. Предметом изучения фонологии являются структурные и функциональные закономерности звуковой системы языка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977 – 175с.;
2. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по рус-скому языку. – М.: Дрофа, 2005 – 384 с.;
3. Гамзео М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психо-логии. – М.: Просвещение, 1982 – 190 с.;
4. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка, Л, 1948. – 60 с.;
5. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. и др. Чтение и письмо. – М.: Вентана-Граф, 2001 — 210с.;
6. Журова Л.Е., Рудницкая В.К. Грамота. – М.: Вентана-Граф, 2001- 210с.;
7. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М .: Просвещение, 1973 –304 с.;
8. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык. Часть 1. – Москва: Academia, 1998. – 305 с.;
9. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 3 класс. В 1 частях. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2007. –160 с.;
10. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 4 класс. 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2007. –144 с.;
11. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 4 класс. 1 часть – М.: Вентана-Граф, 2007. –144 с.;
12. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2007. –160 с.;
13. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушин-ский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974.
14. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справоч-ник по современному языку. – Москва: «Высшая школа», 1991 –384 с.;
15. Лапатухин М.С., Скорлкповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 2001 – 463 с.;
16. Лекант П.А. Современный русский литературный язык — Москва: «Высшая школа», 2001 –464 с.;
17. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Про-свещение, 1969. –214 с.;
18. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей. — М.: Изд. центр Академия: Высш. шк., 1999. – 271 с.;
19. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М.: Просвящение, 1979 – 431 с.;
20. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 464 с.;
21. Милославский И.Г. Как разобрать слово. – М.: Просвещение, 1993 –192 с.;
22. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959 — с.206;
23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 1998 – с. 816;
24. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1991 – с. 288;
25. Потиха З.А., Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 2001 – с. 319;
26. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управления в русском языке. – М.: Просвещение, 2002 – с. 399;
27. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 2002 – с. 414;
28. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обуче-ния: Учебное пособие для студентов/Под ред. Соловейчик М.С. – М.: Про-свещение, 1993. - с. 383;
29. Сальников Т.П. Методика обучения грамоте. – М: Издатель-ство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – с. 192;
30. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Спра-вочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М., 1995.
31. Словарь сочетаемости слов русского языка/Под ред. П.Н, Де-нисова, В.В. Морковина. – М., 1983.
32. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Методические рекоменда-ции к учебнику-тетради — для 1 класса, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2000.
33. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Методические рекоменда-ции к учебнику и тетрадям-задачникам №1, №2, №3 для 2 класса, «Ассо-циация XXI век», Смоленск, 2001 – 144с.;
34. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник русского языка 2 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2001 – 144с.;
35. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник русского языка 3 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2002 – 160 с.;
36. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник-тетрадь по рус-скому языку 1 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2000 – 110с.;
37. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь рус-ского языка. – М., 2003 – 727 с.;
38. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк.- 41-е изд.- М.: Просвещение, 2002 – 223 с.;
39. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – 556 с.;
40. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М.: Просвещение, 1982 – 143 с.;
41. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический сло-варь русского языка. – М.: Прозерпина, 2004 – 400 с.;
42. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — СПб.: Питер, 2005 – 528 с.;