Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Рентабельность как основной показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации
Рентабельность представляет собой прибыльность, доходность экономического субъекта.
Рентабельность – это показатель окупаемости деятельности экономического субъекта.
Рентабельность показывает какую прибыль получает предприятие на свои расходы.
Помимо прибыли, в организации очень важным фактором успеха является рентабельность. Используя этот критерий можно определить, будет ли предприятие прибыльным или же наоборот - убыточным
Разделяют несколько видов рентабельности, для их определения используются различные расчеты и коэффициенты рентабельности – рисунок 1.
Рисунок 1 - Классификация показателя рентабельности организации [4]
Показатели рентабельности далеко не всегда могут удовлетворить ожидания владельцев компании. В связи с чем нужно найти причины столь низкой прибыли и рентабельности, а также пути устранения этих причин.
Одним из основных является повышение цены. Это сложный шаг, который безусловно несет за собой большие риски.
В связи с пандемией, у многих предприятий по продаже легковых автомобилей возникли проблемы. Заводы-изготовители останавливались, однако спрос на их товары не уменьшался. Из-за этого возникла ситуация, когда спрос превысил предложение. Вследствие чего почти все организации по торговле легковыми автомобилями повысили цены на 10%-15%. Со временем их прибыль и рентабельность значительно выросли, вследствие чего фирмы продолжили приносить прибыль, несмотря на ограничения и повышенный спрос.
Другим не менее важным шагом является снижение затрат. Уменьшение себестоимости товара- лучший стимул для роста прибыли. Но главным в этом пути является не делать этого в ущерб качеству. Так как в случае ухудшения качества, но одновременном повышение цены, покупатель может уйти в другую фирму - дилер.
Следующим способом повышения рентабельности и прибыли является ориентация на клиента. Для любого товара, не только для легкового автомобиля, главным является не только цена, но и ценность, которую несете за собой товар. Поэтому большинство менеджеров, работающих в компаниях, продающих легковые автомобили, обучены грамотно преподносить товар. Они доносят необходимую информацию для своего клиента. Они предоставляют лучшее предложение на рынке, вследствие чего повышение цены может отойти для клиента на второй план. [6]
Естественно, для того чтобы товар был куплен, менеджеру необходимо вести себя лояльно, а дилер должен обеспечить хорошее качество товара и сервиса.
Помимо вышеперечисленных способов в фирмах по продаже легковых автомобилей часто пользуются продажей дополнительных товаров. То есть, продавая автомобиль новому клиенту необходимо убедить его в приобретении дополнительных товаров к автомобилю: коврики, дополнительные пакеты, страхование жизни и т.д. [6]
Однако данный способ не всегда приносит успех, так как покупателю может не понравиться навязывание дополнительных товаров, и он может попросту уйти.
На основании выше озвученного можно сделать вывод, что прибыль и рентабельность являются взаимосвязанными.
Методы проведения анализа рентабельности предприятия
На рисунке 2 приведены основные методы анализа финансового результата экономического хозяйствующего субъекта. Данные методики в современной практике активно используются всеми экономическими хозяйствующими субъектами.
Рисунок 2- Методы анализа финансовых результатов [15]
Приведем краткое описание перечисленных методик анализ финансового результата экономического хозяйствующего субъекта:
- вертикальный анализ – анализ данных финансового результата, которые подразумевает исследование структуры финансового результата экономического хозяйствующего субъекта;
- горизонтальный анализ – данный вид анализа финансового результата экономического хозяйствующего субъекта подразумевает под собой изучение динамики показателей;
- коэффициенты анализ – данный вид анализ является расчетным. В рамках данного анализа финансового результата экономического хозяйствующего субъекта проводится расчет необходимых коэффициентов и показателей, которые характеризуют деятельность экономического хозяйствующего субъекта;
- факторный анализ - данный вид анализа способствует выявлению факторов, которые могут как негативно, так и положительно влиять на изменение показателей финансового результата экономического хозяйствующего субъекта.
Анализ формирования и распределения прибыли в обязательном порядке включает применение всех перечисленных методов анализа. При проведении анализа формирования и использования прибыли применяются статистические и бухгалтерские методы.
На сегодняшний день достаточно распространённым является понятие экономической прибыли экономического хозяйствующего субъекта. Так же достаточно распространен анализ факторов показателей прибыльности экономического хозяйствующего субъекта.
Определение факторов, которые оказывают влияние на показатели финансового результата экономического хозяйствующего субъекта способствуют повышению эффективности деятельности экономического хозяйствующего субъекта. Так как негативно влияющие факторы на показатели финансового результата устраняются или минимизируются на максимально возможное действие и влияние. На основании этого для полной характеристики прибыли предприятия проводят расчет показателей рентабельности [16].
Показатели рентабельности формируются следующим образом [5]:
показатель общей рентабельности.
Определяется как отношение чистой прибыли (строка 2400) к выручке от реализации (строка 2110). Определить показатель общей рентабельности можно по формуле 8.
Р_общ= ЧП/ВР, (1)
где ЧП – чистая прибыль, руб;
ВР - выручка от реализации, руб.
рентабельность активов предприятия характеризует чистую прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов, определяется как отношение чистой прибыли (строка 2400) ко всем активам предприятия (строка 1600):
Р_активов= ЧП/А ×100%, (2)
где Рактивов – рентабельность активов, %;
А – стоимость совокупных активов, руб.
рентабельность продукции. Определяется как отношение чистой прибыли (строка 2400) к себестоимости продукции (строка 2120):
Р_прод= ЧП/С ×100%, (3)
где Рпрод – рентабельность продукции, %;
С – себестоимость продукции, руб.
рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж и определяется как отношение прибыли от продаж (строка 2200) к выручке от реализации продукции (строка 2110):
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.05.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Абрутина М.С. Финансовый анализ: учебное пособие/ М.С. Абуртина.- М.: Дело и сервис. – 2017 г. – 192 с.
3. Аксёнова О. В. Отражение вопросов устойчивого развития в отчетности компаний / Управленческие науки в современном мире. Санкт-Петербург: Реальная экономика 2017. №2. Том 2. С. 322-327
4. Акуленко Н.Б., Девяткин О.В., Быстров А.В. Экономика предприятия: учебное пособие/ Н.Б. Акуленко, О.В. Девяткин, А.В. Быстров. – М.: ИНФРА-М.- 2018 г.- 777 с.
5. Банк В.Р. Финансовый анализ: учебное пособие/ В.Р. Банк.- М.: Проспект. – 2017 г. – 344 с.
6. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ Бригхем Ю., Гапенски Л. (переиздание) - М.: КНОРУС.- 2020 г. – 497 с.
7. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ И.А. Бланк. (переиздание)- М.: КНОРУС.- 2020 г. – 132 с.
8. Васильев В.П., Холоденко Ю.А. Экономика: учебное пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. – М.: Юрайт. – 2021 г. – 316 с.
9. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 718 с.
10. Друкер П.Ф. Эффективное управление предприятием: учебное пособие/ П.Ф. Друкер.- М.: Вильямс.- 2018 г. – 224 с.
11. Енюков И.С. Финансовый анализ: учебное пособие/ И.С. Енюков.- М.: Финансы и статистка. – 2018 г. – 224 с.
12. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений [Текст]: Учебник / О.В. Ефимова. - М.: Омега-Л, 2017. – 524 с
13. Жилкина А.Н. Финансовый анализ: учебное пособие/ А.Н. Жилкина.- М.: Юрайт.- 2021 г.- 285 с.
14. Жикина О.В. Методические указания к контрольной работе по предмету «Антикризисный менеджмент»: методические указания/ А.Н. Жилкина.- М.: Юрайт.- 2021 г.- 27 с.
15. Злобова, Е.Г. Формирование и использование прибыли в коммерческой организации / Злобова Е.Г., Юник В.Н., Полонская О.П. // В сборнике: Экономика и общество в условиях модернизации: материалы международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 43-52.
16. Кондратьева Е.А., Шальнева М.С. Анализ финансового состояния компании как основа управления бизнесом //Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет.- 2017.- № 8. – С.16-26.
17. Карлин Т. П., Маклин А. Р. Анализ финансовых отчетов (на основе СААР) [Текст]: Учебник / Т.П. Карлин, А.Р. Маклин. – М.:ИНФРА-М, 2017. – 406 с.
18. Киреева Н.В. Экономический и финансовый анализ: учебное пособие/ ИН.В. Киреева.- М.: ИНФРА-М. – 2016 г. – 293 с.
19. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент: учебник для бакалавров / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. 467с.
20. Максимова В.Ф. Экономическая теория: учебное пособие / В.Ф. Максимова. – М.: Юрайт. – 2021 г. – 592 с.
21. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности [Текст]: Учеб. для вузов / А.Д. Шеремет, М.И. Баканов. - М.: ИНФРА-М, 2016. – 416 с.
22. Кожова, А.А., Цветных, А.В. Предложения по совершенствованию управления коммерческой деятельностью торговой организации / А.А. Кожова, А.В. Цветных // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2017. – №8 (том 2). – С. 388-389.
23. Тедеева А.А. Финансовое право: учебное пособие/ А.А. Тедеева. (переиздание)- М.: ЭКСМО.- 2022 г. – 451 с.
24. Химчева Е.Ю. Финансовое право: учебное пособие/ Е.Ю. Химчева. (переиздание)- М.: ЭКСМО.- 2022 г. – 321 с.
25. Финансовая отчетность предприятия [Электронный ресурс] / https://www.audit-it.ru/contragent/1022304134302_ooo-agro-galan