Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Организация развлекательных форм для детей и подростков имеет особенности, которые требуют специальных знаний и навыков. Важно учитывать возрастные особенности детей и подростков, их интересы и потребности, чтобы создать максимально комфортную и безопасную среду для развлечений.
Актуальность исследования по этой теме связана с тем, что развлекательные формы для детей и подростков являются важным аспектом их развития. Они помогают детям и подросткам развивать социальные навыки, учат работать в команде, повышают самооценку и уверенность в себе. Однако, если организация развлечений не учитывает возрастные особенности и потребности детей и подростков, это может привести к негативным последствиям, таким как травмы, конфликты и плохое настроение.
Исследования в этой области могут помочь определить оптимальные формы развлечений для детей и подростков, а также выявить факторы, которые могут повлиять на их безопасность и благополучие. Это может быть полезно для организаторов развлечений, родителей и педагогов, которые заботятся о развитии детей и подростков.
Объект исследования: развлекательные формы для детей и подростков.
Предмет исследования: возрастные особенности, интересы и потребности детей и подростков в контексте организации развлекательных форм.
Цель исследования: определение оптимальных форм развлечений для детей и подростков, выявление факторов, влияющих на их безопасность и благополучие, а также разработка рекомендаций для организаторов развлечений, родителей и педагогов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность технологий социально-культурной деятельности
Технологии творческого развития детей и подростков в культурно-досуговом учреждении позволяют каждому ребенку и подростку раскрыть свой творческий потенциал, развивать свой талант и увлечения. Благодаря этим технологиям дети и подростки становятся креативными, эрудированными и талантливыми людьми.
Теория технологий социально-культурной деятельности заключается в исследовании методов, которые используются для создания и распространения социальных и культурных ценностей, достижений, традиций и образцов поведения в обществе.
Она базируется на предположении, что социально-культурная деятельность является процессом, связанным с созданием и распространением знаний, опыта и практик, которые помогают развивать общество. Таким образом, технологии социально-культурной деятельности могут использоваться для достижения широкого спектра целей, включая просвещение, развитие культуры и искусства, поддержку научных исследований, обеспечение социальной интерактивности и сотрудничества, и т.д.
Технологии социально-культурной деятельности включают в себя различные методы и инструменты, такие как медиа-технологии, цифровые технологии, средства массовой информации, телекоммуникационные системы, методы обучения, программы и проекты культурного развития, и многие другие.
Суть технологий социально-культурной деятельности заключается в создании и распространении новых идей, ценностей, концепций и практик, которые могут помочь развитию общества. Они могут использоваться для создания и распространения культурного контента, учебных материалов, образовательных и информационных ресурсов, и многого другого.
Технологии социально-культурной деятельности имеют большое значение для современного общества, так как позволяют совершенствовать нашу культуру и участие в общественной жизни. Они также могут помочь сократить границы между различными культурами, расширить образовательные возможности и укрепить социальные связи в обществе.
Красильников и Киселева раскрывали социально-культурные технологии как инструменты, используемые для изменения социального окружения и поведения людей. Они отмечали, что социально-культурные технологии могут использоваться как для позитивного (развитие творческой активности, социализация, формирование гражданской позиции), так и для негативного воздействия (манипуляция, пропаганда, формирование негативных стереотипов) .
Конкретные социально-культурные технологии, которые рассматривали Красильников и Киселева, включали в себя различные формы культурно-массовых мероприятий (в том числе фестивали, концерты, выставки), медийные технологии (рекламные кампании, интернет-ресурсы), а также обучение, тренинги и другие формы социально-культурной деятельности.
Они подчеркивали, что эти технологии могут быть эффективными только в случае, если они нацелены на удовлетворение потребностей социума и соответствуют его культурным ценностям. Важно, чтобы социально-культурные технологии были ориентированы на развитие индивидуальности и духовных ценностей, а не только на промышленное производство и потребление.
Социально-культурные технологии – это методы и приемы, которые используются для формирования и развития социальной культуры среди населения. В зависимости от своего направления, социально-культурные технологии могут быть разными. Рассмотрим несколько основных видов.
1. Культурологические технологии. Они направлены на изучение и анализ культурных и социальных явлений. Культурологические технологии включают в себя такие методы, как исследования, эксперименты и интервью. Они помогают лучше понять культурную среду, историю, традиции, теоретические основы и аспекты развития культуры.
2. Культурно-технологические технологии. Они включают в себя различные методы дизайна, проектирования и разработки культурных и художественных произведений. При реализации таких методов используются разнообразные средства, такие как компьютерные программы для создания графического дизайна, аудио и видео редакторы и др.
3. Воспитательно-образовательные технологии. Они направлены на воспитание и обучение людей, развитие их познавательных и творческих возможностей. К таким технологиям относятся методы, которые используются в образовательных учреждениях, а также различные формы и методы воспитания в коллективе.
4. Социально-коммуникативные технологии. Они способствуют установлению контакта и общению между людьми, а также расширению круга общения. Список таких методов включает в себя использование экранов и средств коммуникации, социальные сети, и другое.
5. Культурно-досуговые технологии. Они позволяют создать условия для регулярного отдыха и развлечения граждан в соответствующих объектах, таких как театры, музеи, выставки и другие.
6. Культурно-туристические технологии. Они используются для организации культурных и туристических мероприятий. Эти методы включают в себя экскурсии, туристические путешествия, культурные мероприятия и другое.
Культурно-досуговые программы – это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение культурных и досуговых потребностей населения. Они могут проводиться в различных форматах: концерты, выставки, фестивали, спектакли, соревнования, мастер-классы и многое другое.
Классификация культурно-досуговых программ включает несколько видов :
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимова, Н.Э. Роль профессионального педагога в подготовке гармонично развитой личности Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-professionalnogo-pedagoga-v-podgotovke- garmonichno-razvitoy-lichnosti (дата обращения: 14.04.23).
2. Акимова, Л.A. Социология досуга: учеб. пособие / Л.А. Акимова. – Москва: МГУКИ, 2019 - 123 с. – ISBN : 978-5-238-02297-0 – Текст : непосредственный.
3. Анищенкова, А.В. Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности / А.В. Анищенкова – Текст : непосредственный // Гуманизация образования. - 2010. - №1. - С.79-84.
4. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский.- С.-Петербург : Арт- студия - «Концерт», 2018. 792 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.
5. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности / И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева. – Москва : Академия, 2014 – 192 с. – ISBN 2415-8402 – Текст : непосредственный.
6. Ахмедьянова, А. Х. Методологические подходы, принципы и направления формирования гармонично развитой личности обучающегося Текст : электронный // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody- printsipy-i-napravleniya-formirovaniya-garmonichno-razvitoy-lichnosti-obuchayuschegosya (дата обращения: 14.04.23).
7. Беляева, Л. А. Социально-культурная деятельность: структурно- функциональная модель / Л. А. Беляева, М. А. Беляева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – Челябинск - 2013. № 1 (33). С. 68–74. - Текст (визуальный) : непосредственный.
8. Бережная, А. В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи / А. В. Бережная – Текст : непосредственный. // Научная палитра. – 2016 – № 4 –20с.
9. Бессонова, Ю. А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности / Ю. А. Бессонова, О. В. Степанченко // Москва : Лань, 2017.– 160 с.– ISBN 978-5-93179-526-3 – Текст : непосредственный.
10. Боронникова Г.А. Социально-культурные процессы в регионе и их регулирование. – Пермь - 2009, с. 75. - Текст (визуальный) : непосредственный.
11. Бойко, И. Н. Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста: теоретико методические основы // Проблемы современного образования. 2019. №3. Текст : электронный. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih- sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-teoretiko-metodicheskie-osnovy (дата обращения: 14.04.23 ).
12. Брагина, А. А. Организация досуга молодежи в учреждениях культуры / А. А. Брагина – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. – 2018 – № 7 – С. 22-25.
13. Вайсеро К. И. Социально-культурная деятельность : учеб. для студентов, обучающихся по специальности 071401.65 «Соц.-культур. деятельность» / К. И. Вайсеро, В. Н. Осташкин. – Москва - : МГУУ Правительства Москвы, 2019. – 272 с- Текст (визуальный) : непосредственный.
14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2009. - 203 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
15. Воронин А.А. Досуг в дискурсе современного воспитания молодежи/ А.А.Воронин// «Общество и право», 2011. - № 2. - С. 48.
16. Газетов В. И. Культурно-досуговая деятельность в современном мире : учеб. пособие / В. И. Газетов, В. И. Хоменко. – Москва - : Воен. ун-т, 2012. – 220 с.- Текст (визуальный) : непосредственный.
17. Дроздова В.П. Досуг сельской молодежи и подростковой аудитории на современном этапе развития общества/ В.П.Дроздова// Вестник науки. - 2020. - № 1 (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-selskoy-molodezhnoy-i-podrostkovoy-auditorii-na-sovremennom-etaperazvitiya-obschestva (дата обращения: 25.04.2023).
18. Жарков, А. Д. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности / А.Д. Жарков. – Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 106—110.
19. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учебное пособие / А. Д. Жарков. – Москва - : МГУКИ, 2018. 248 с. - Текст (визуальный): непосредственный.
20. Жаркова, А. А. Исторический процесс развития личности в условиях социально-культурной деятельности Текст : электронный // Вестник Московского университета МВД России. 2010. №12. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-protsess-razvitiya-lichnosti-v- usloviyah-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.04.23 ).
21. Жаркова, А. А. Методологические подходы к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности Текст : электронный // Вестник МГУКИ. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/met odologicheskie-podhody-k-razvitiyu-lichnosti-v-usloviyah-sotsialno-kulturnoy deyatelnosti (дата обращения: 14.04.23).
22. Жаркова, А. А. Педагогические аспекты развития личности в социально-культурной деятельности Текст : электронный // Вестник Московского университета МВД России. 2017. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-razvitiya-lichnosti-v- sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.04.23).
23. Жаркова, Л. С. Деятельность учреждений культуры : учеб. пособие для вузов / Л. С. Жаркова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва - : МГУКИ, 2013. – 233 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.