Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Диккенс появился на литературной арене в середине 30-х гг. 19 в., и после опубликования нескольких глав своего первого романа «Записки Пиквикского клуба» стал самым популярным писателем в Англии. Творческая деятельность писателя совпадает с периодом раннего и среднего викторианства, поэтому его произведениям присущи все отличительные черты данной литературной эпохи. В романах Диккенса романтическое начало соединяется с реалистическим изображением действительности. В романе «Холодный дом», относящимся к циклу романов 40-50 гг. («Домби и сын», «Холодный дом», «Тяжелые времена» и др.) писатель умело раскрывает индивидуально-личностное содержание в связи с социально-историческим окружением.
В романах писателя выражено его понимание высших духовных ценностей. А поскольку они непреходящи, каждое поколение, перечитывая произведения Диккенса, находит в них что-то созвучное настроениям и переживаниям современной эпохи.
В романе «Холодный дом» не только показана сама эпоха, современная Диккенсу, но и даются подлинные названия лондонских мест. Например, на первых же страницах романа читаем: «Лондон. Осенняя судебная сессия - «Сессия Михайлова дня» - недавно началась, и лорд-канцлер восседает в Линкольнс-Инн-Холле». Отсюда мы сразу подчерпываем некоторый объем сведений о месте и времени действия в романе - осень и Линкольнс-Инн-Холл, а также о том, что верховную должность в суде времен Чарльза Диккенса занимал лорд-канцлер.
«Холодный дом», как и все другие романы Диккенса, не отличается внешней сжатостью, объем его велик, но в нем, как ни в каком другом из предшествующих его романов, очевидно стремление к внутренней сжатости, к синтаксическому лаконизму, к драматизации и смысловой насыщенности романной формы.
В «Холодном доме», как ни в каком другом из предшествующих ему романов, Диккенс с очевидной ясностью, разносторонне и с четким обоснованием, в публицистических высказываниях и в системе образов, выразил свои демократические убеждения и симпатии. Он выступил в защиту Простого народа, против тех, кто живет его трудом и пренебрегает его нуждами, против филантропии, фальшивой и лицемерной, против искусства для избранных, искусства, гнущего шею перед власть имущими.
Цель данной работы: изучение темы Канцлерского суда в системе символов романа Ч.Диккенса "Холодный дом".
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить становление литературного таланта Чарльза Диккенса;
• Проанализировать тему Канцлерского суда в системе символов романа.
Объект исследования: роман Ч. Диккенса «Холодный дом».
Предмет исследования: тема канцлерского суда в романе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Литературный талант Чарльза Диккенса
1.1. Биографические сведения
Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Лендпорте — предместье города Портсмут (Южная Англия). Отец его, чиновник морского интендантства, вскоре после рождения мальчика был переведен в Чатамские Доки, а оттуда в Лондон. Маленький Диккенс рано познакомился с произведениями Шекспира, Дефо, Фильдинга, Смоллета, Гольдсмита. Эти книги поразили воображение Чарльза и навсегда запали ему в душу. Величайшие английские реалисты прошлого готовили его к восприятию того, что открывала перед ним действительность.
Семья Диккенса, располагавшая скромными средствами, испытывала все большую нужду. Отец писателя увяз в долгах и вскоре очутился в долговой тюрьме Маршалси. Не имея денег на квартиру, мать Чарльза поселилась с его сестренкой Фанни в тюрьме, где обычно разрешалось пребывать семье заключенного, а мальчика отдали на фабрику ваксы. Диккенс, которому исполнилось тогда всего одиннадцать лет, стал зарабатывать себе на хлеб.
Никогда в жизни, даже в самые безоблачные ее периоды, Диккенс не мог без содрогания вспомнить фабрику ваксы, унижение, голод, одиночество проведенных здесь дней. За жалкое вознаграждение, которого с трудом хватало на обед, состоявший из хлеба с сыром, маленький рабочий вместе с другими детьми должен был проводить долгие часы в сыром и мрачном подвале, из окон которого можно было увидеть лишь серые воды Темзы. На этой фабрике, стены которой были источены червями, а по лестницам бегали огромные крысы, с раннего утра и до сумерек трудился будущий великий писатель Англии.
В воскресные дни мальчик отправлялся в Маршалси, где оставался с родными до самого вечера. Вскоре и он переселился туда, сняв комнатку в одном из тюремных зданий. За время, проведенное в Маршалси, этой тюрьме для бедных и банкротов, Диккенс близко узнал жизнь и нравы ее обитателей. Все виденное им здесь ожило со временем на страницах его романа «Крошка Доррит».
Лондон обездоленных тружеников, отверженных, нищих и бродяг был той школой жизни, которую проходил Диккенс. Он навсегда запомнил изможденные лица людей на улицах города, бледных, худых детей, измученных работой женщин. Писатель на себе испытал, как плохо приходится бедняку зимой в рваной одежде и худых башмаках, какие мысли и проносятся в его голове, когда по пути домой он останавливается перед ярко освещенными витринами магазинов и у подъездов фешенебельных ресторанов. Он знал, что от модных кварталов, где уютно расположилась лондонская аристократия, рукой подать до грязных и темных переулков, в которых ютится беднота.
Жизнь современной Диккенсу Англии раскрылась перед ним во всей своей неприглядности, и творческая память будущего реалиста
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Kotzin M. Charles Dickens and the fairy tale/M. Kotzin. -Bowling Green (O.): Bowling Green university popular press, 1972.-123 p.
2. Апдайк, Джон. Предисловие//Набоков, В.В. Лекции по зарубежной литературе/Пер. с англ. под ред. В.А. Харитонова. -М.: Изд-во Независимая газета, 1998. -512 с.
3. Гениева Е. Ю. Чарльз Диккенс: Великая тайна. -1993. . URL: http://orwell.ru/library/reviews/dickens/russian/chd_g1
4. Гениева Е.Ю. Диккенс. История всемирн. лит. Т. 1./Е.Ю. Гениева. -М.: 1989. -С. 120-130.
5. Диккенс Ч. Холодный дом/Ч. Диккенс. -М.: Астрель, 2011 -1024 с.
6. Ивашева В.В. Творчество Диккенса/В.В. Ивашева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954. -472 с.
7. Интервью Клоду Жанно (XI. 1972 г.)//Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. -М., 2002. -С. 349-355.
8. Интервью Роберто Кантини (1973 г.)//Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. -М., 2002. -С. 371-375.
9. Набоков, В.В. Лекции по зарубежной литературе/Пер с англ. под ред. В.А. Харитонова/В.В. Набоков. -М.: Изд-во Независимая газета, 1998. -512 с.
10. Нерсесова М. А. «Холодный дом» Диккенса. — М. : Художественная литература, 1971. — 112 с.
11. Пирсон Х. Диккенс/Х. Пирсон. -М.: Молодая гвардия, 1963 -512 с.
12. Сильман Т.И. Диккенс/Т.И. Сильман. -М.: Худ. лит., 1958. -407 с.
13. Тугушева М. 'Чарлз Диккенс. Очерк жизни и творчества' - Москва: Детская литература, 1979.