Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль государства и частного бизнеса в продвижении НИОКР………5
1.1 Важность государственной политики в НИОКР……………………………5
1.2 Роль частных бизнесов в научно-исследовательской деятельности……..10
1.3 Сравнительный анализ НИОКР, осуществляемых государствами и частными бизнесами……………………………………………………………12
1.4 Проблемы и будущие направления в области исследований и разработок НИОКР……………………………………………………………………………15
Глава 2. Баланс интересов российского государства и частного бизнеса в научно-исследовательской деятельности…………………………………….18
2.1. Проблемы балансирования интересов государств и частных бизнесов в области НИОКР…………………………………………………………………18
2.2. Решения для балансирования интересов государств и частных бизнесов в области НИОКР………………………………………………………………..21
2.3. Последствия балансирования интересов государств и частных бизнесов для политики……………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Национальные расходы на НИОКР считаются одним из ключевых показателей научно-технического развития страны, влияющего на уровень ее экономического роста, конкурентоспособность на мировом рынке, благосостояние общества и способность государства реагировать на внутренние и внешние вызовы. В работе раскрывается сущность научно-технических работ и статьи расходов государства по их поддержке. Разобран показатель уровня национальных затрат на НИОКР по отношению к ВВП, представлены статистические данные по выделению бюджетов на стимулирование науки в мире. Проанализировано положение России в международной структуре инвестирования в НИОКР, дана оценка результативности финансирования ею научных исследований и разработок.
Формирование национальной инновационной системы в Российской Федерации невозможно без активного участия бизнеса в проектах НИОКР.
Государственное финансирование таких проектов будет стимулировать участие бизнеса при условии, что оно основывается на критериях, которые соответствуют движущим факторам развития инновационного процесса.
Поэтому в работе критерии государственного финансирования проектов НИОКР, реализуемых в компаниях частного сектора или на основе научно-производственной кооперации с государственными организациями, увязываются с двумя группами факторов инновационного развития. Для идентификации критериев государственного финансирования анализируется международный опыт, а также рассматриваются особенности применения критериев в Российской Федерации. Определяются условия, необходимые для оптимального применения каждого из критериев.
В связи с вышеизложенным тема работы является актуальной.
Цель работы – изучить участие государства и частного бизнеса в НИОКР.
В связи с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
- определена роль государства и частного бизнеса в продвижении НИОКР;
- рассмотрен баланс интересов российского государства и частного бизнеса в научно-исследовательской деятельности;
- выявлены проблемы балансирования интересов государств и частных бизнесов в области НИОКР
- предложены решения для балансирования интересов государств и частных бизнесов в области НИОКР.
Объект исследования – НИОКР.
Предмет исследования - баланс интересов российского государства и частного бизнеса в научно-исследовательской деятельности.
Методология исследования включает в себя общетеоретические методы исследования: анализ, синтез, классификация, обобщение и аналогия; исторические сравнения
Глава 1. Роль государства и частного бизнеса в продвижении НИОКР
1.1 Важность государственной политики в НИОКР
В последние годы в мире возрастает роль инновационного развития мировой экономики, результаты достижений которого оказывают положительное воздействие на темпы экономического роста стран и уровень общественного благосостояния. В связи с этим государства уделяют особое внимание развитию научно-технического сектора и внедрению его разработок в бизнес среду как фактору, определяющему степень национальной конкурентоспособности на международном рынке. Конкурентоспособность страны показывает, насколько у нее есть возможность производить и реализовывать товары, оказывать услуги согласно требованиям мирового рынка, что в свою очередь увеличивает уровень жизни населения внутри страны и обеспечивает ее экономическую безопасность.
Текущие экономические реалии, требующие нововведений, цифровизации и внедрения технических решений в общественную жизнь, стимулируют экономических субъектов вести продуманную научно-техническую политику. Она подразумевает финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), являющихся фундаментом инновационного развития экономики. В английском языке используется термин Research & Development (R&D).
НИОКР – это комплекс работ по поиску, разработке, производству и реализации новых технологий, продукции, услуг, состоящий из:
- научно-исследовательских работ (НИР) – деятельность, целью и результатом которой является получение новых научных знаний. Проводится посредством исследований и экспериментов с документируемыми результатами. Может иметь форму фундаментальных, поисковых или прикладных работ.
- опытно-конструкторских работ (ОКР) – деятельность по разработке и созданию новых изделий, образцов технологических процессов и сопутствующей документации.
Расходы на НИОКР подразумевают затраты на закупку материалов, оборудования и оборудования, а также их содержание и эксплуатацию, покупку прав на патенты и т.д. Для осуществления данных работ необходимо не только выделение бюджетов непосредственно на сами разработки, но и обучение высококвалифицированных кадров, создание инфраструктуры (в том числе административной), утверждение нормативно-правовой базы. Работы проводятся поэтапно по четким планам и на основании определенных технических заданий (ТЗ) – документарно изложенные требований, оформленных в соответствии с утвержденными государством ГОСТами
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 13.05.2021 N 729 (ред. от 19.08.2022) «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"».
2. Постановление Правительства РФ от 08.04.2022 N 619 «О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ».
3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 N 537 (ред. от 09.04.2022) «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики».
4. Большаков С. Н. Стратегия инновационного обновления в бизнесе / С.Н. Большаков //Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2022. №3. С. 36 -53.
5. Килинкаров В.В. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования и науки в России // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2019. №2. С. 210-225
6. Кривопалова А.А. Государственно-частное партнерство в сфере образования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2022. №2. С.104-108.
7. Киселев И.А., Джафаров Н.К. Государственно-частное партнерство в России как новый вид перспективных взаимоотношений // Молодой ученый. 2022. № 14 (409). С. 173–176.
8. Конопацкая Е.А. Повышение эффективности инновационной экономики на основе совершенствования процессов трансфера знаний // Управленческий учет. 2022. № 5-1. С. 48–53.
9. Маслова Т.С., Лалаева А.А. Сравнительный анализ финансирования НИОКР в России и за рубежом // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. 9 с.
10. Рабаданова А.А. Региональный аспект партнерства государства и бизнеса с позиции эффективности государственного управления модернизацией экономики / А.А. Рабаданова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 3(125). С. 29-34.
11. Симачев Ю.В., Кузык М.Г. Взаимодействие российского бизнеса с наукой: точки соприкосновения и камни преткновения // Вопросы экономики. 2021. № 6. С. 103-138.
12. Соколова А.П.Управление инновациями в условиях глобальных экономических вызовов / А.П. Соколова, Д.А. Демченко, Р.Н. Даренский //Вестник Академии знаний. 2022. № 48(1). С. 303-309.
13. Стародубцева Е.Б., Оглоблина Е.В., Чувахина Л.Г., Середина М.И. Тенденции инновационного развития мировой экономики. (Аспирантура). Монография. ЛитРес. 2022. 197 с.
14. Сураева М.О. Инновационное развитие предприятий промышленного комплекса /М.О. Сураева // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. № 11 (1). С. 66-69.
15. Научно-технологическая политика России в условиях постпандемии: поиск новых решений / науч. ред. Л. М. Гохберг. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021, 63 с
16. Усоскин В.М., Белоусова В. Ю., Чичканов Н. Ю. Мировой опыт организации и финансирования НИОКР на примере США и ЕС // Международные процессы. 2019. Т. 17. № 1. С. 38-61
17. Циренщиков В.С. Финансирование НИОКР промышленными компаниями ЕС // Европейский Союз: факты и комментарии. 2020. № 99. С. 29-32.
18. Шулус А.А., Павлов Е.О., Воробьев Д.Ю. Проблемы и перспективы малых инновационных предприятий в современной России //Креативная экономика. 2020. Том 14. № 9. С. 1951-1966.
19. Группа Всемирного банка. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.vsemirnyjbank.org/ru/home (дата обращения: 05.05.2023).
20. Федеральная служба статистики РФ [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science
21. The 2022 EU Industrial R&D Investment Scoreboard, European Commission, JRC/DG R&I. Luxembourg:Publications Office of the European Union, 2022.