Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Никакие знания и умения, которыми владеет человек, не смогут принести ему пользы, если он не будет верить в себя и силу своих умений и знаний.
Уверенность в себе – это такая черта человека, которая делает его жизнь психологически благополучной, и дает ему ресурс, чтобы переживать неудачи и двигаться дальше.
Теоретики психологической науки в один голос утверждают, что неуверенность в себе всегда наносит человеку урон, и это та проблема, которая требует внимания и решения.
Не смотря на теоретические разработки проблемы, есть большая необходимость в разработке практических консультационных технологий по проблеме неуверенности в себе.
Цель курсовой работы: разработать психологически обоснованные сценарии консультационной работы по проблеме проявления неуверенности в себе.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме проявления неуверенности в себе.
2. Разработать классификатор по проблеме проявления неуверенности в себе.
3. Смоделировать три сценария консультативного интервью по проблеме проявления неуверенности в себе.
В качестве основных методов выступили методы теоретического анализа, классификации объектов, моделирования.
Работа состоит из двух глав, выводов по главам, библиографического списка.
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме проявления неуверенности в себе
Уверенность в себе – одно из качеств личности человека. Адекватный уровень уверенности в себе позволяет человеку чувствовать себя психологически более благополучно, и дает ему возможность достигать своих целей и выстраивать полноценные дружеские и личные отношения.
По мнению специалистов, люди, страдающие неуверенностью в себе, в значительно большей степени проявляют такую черту, как пассивность. А значит, они меньше, чем уверенные в себе люди, вступают в необходимые коммуникации, стремятся к чему-либо, ставят перед собой цели и достигают результатов.
В.А. Зобков пишет о пассивности: «пассивность – это опредмеченное переживание, предметом которого является отсутствие веры в свои возможности, в достижение внутренней установки на успех в конкретном действии» [4, с. 77].
Прежде чем рассмотреть особенности и причины возникновения чувства неуверенности, необходимо проанализировать само это определение, а точнее, что под этим чувством понимает психология. Довольно сложно в психологических словарях найти четкое определение чувства неуверенности. Связанно это с тем, что большинство психологических школ и направлений большее внимание уделяли изучению комплекса неполноценности, и уже опираясь на особенности этой категории, пытались создать портрет неуверенного в себе человека. Основные характеристики уверенности (неуверенности) представлены в работах Ф. Зимбардо. А. Бандуры, Р. Аннекен, А. Лазаруса, К. Роджерса, А. Сальтера, Э. Селигмана, Р. и Р. Ульрихов и других.
Заикина Е.Ю., анализируя позиции различных психологов, дает собирательную характеристику уверенного в себе человека: «Уверенный в себе человек:
• уверен в своих действиях и готов брать за них ответственность;
• имеет уравновешенное отношение и мировоззрение;
• умеет проявлять гибкость по отношению к другим людям и ситуациям, с которыми ему приходится столкнуться, при этом он умеет отстаивать свою позицию не проявляя излишней жесткости;
•он имеет позитивный внутренний диалог, который его поддерживает;
•умеет реалистично оценивать себя, четко понимая свои слабые и сильные стороны;
•принимает себя таким какой он есть со всеми своими минусами и плюсами;
•он учится на ошибках и видит даже в негативном опыте вспомогательные инструменты;
•воспринимает изменения как естественную жизненную составляющую, не боясь перемен;
•не проявляет критичность и осуждение к другим ради укрепления своего эго, он самодостаточен» [1, с.35].
Для понимания со стояния «неуверенности» следует отталкиваться от понятия человеческой «уверенности».
Уверенность в психологии понимается как определенное психическое состояние личности, во время пребывания в котором, человек считает что-то истиной [3].
Соответственно, «неуверенность в себе будет выполнять противоположную функцию. Следовательно, неуверенность (или же отсутствие уверенности) также определяется как психическое состояние, но в этом случае человек уже воспринимает информацию как такую, которая для него не является истиной. Неуверенность (как и уверенность в себе) из временного состояния может превратиться в устойчивое качество самой личности» [2, с.35].
Казанская Н.М. в своей работе рассматривает уверенность-неуверенность «как состояние и чувство, которые при многократном повторении в контексте детско-родительских отношений могут превратиться в устойчивую личностную черту» [3, с.11]. С ее точки зрения, механизмы формирования уверенности осуществляются с самого детства, и зависят, во-первых, от воздействия на ребенка со стороны родителей, а, во-вторых, от того, какие образцы самоотношения и поведения демонстрируют родители. Ребенок «считывает» поведение родителей, что накладывает отпечаток на формирование у него уверенности, либо неуверенности.
Матвеева М.А. и Самойленко Е. В. также высказывают предположение о том, что корни человеческой неуверенности – в его детстве. Неуверенность закладывается в раннем детстве, когда ребенок судит о себе исходя из оценок окружающих его людей. Авторы указывают, что «нерешительность появляется из-за низкой самооценки, складывающейся, к примеру, от огромного количества негативных мнений родителей, учителей, друзей. Все это серьезно снижает социальную инициативность и создает отрицательные эмоции» [5, с.14].
В настоящее время происходит видоизменение природы общения между людьми. Повсеместное распространение интернета и создание соц. сетей привело к тому, что общение сместилось из реальной жизни в виртуальную. В связи с таким качественным изменением общения происходит уменьшение живых социальных контактов. Люди чувствуют все меньше «живой» поддержки о собеседников в виде улыбок, смеха, объятий, похлопывания по плечу и т.д. Это не может не сказаться на усилении чувства неуверенности в себе.
Заикина Е.Ю. пишет: «С каждым днем виртуальный мир и социальные сети замещают собой живое общение. Раньше когда у человечества не было компьютеров и интернета, основным средством общения были живые встречи. Сейчас улыбки заменяют смайлики и картинки, отправленные онлайн. Это не может не сказываться на коммуникативных качествах человека, в том числе, проявляется в виде негативного качества - неуверенности в себе» [1, с.35].
В научной литературе также отмечается, что неуверенность в себе, застенчивость и другие дефицитарные коммуникативные качества во многом связанны с возрастом человека. Для большинства людей — это подростковый, юношеский, может быть, частично, и период молодости [3].
В формировании чувства уверенности, либо неуверенности в себе, влияет не только период детства, но также и характер протекания подросткового и раннего юношеского периодов. Эти периоды – время, когда человек самоопределяется и самоутверждается. Поэтому «от того, насколько ровно и стабильно молодые люди переживают данный период, зависит формирование их самооценки, что, безусловно, оказывает большое влияние как на их будущих профессиональных достижениях, поведении в критических жизненных ситуациях, так и на умении достичь гармонии и взаимопонимания в личной жизни» [7, с.86].
Возрастные периоды явного проявления неуверенности описаны Дж. Боулби, Д. Винникотт, Н.Казанской, Х. Кохут, М. Маллер, А.Прихожан, В. И. Слободчиковым, Е. О. Смирновой, Э. Эриксоном и другими [6].
Как советует Т.П. Скрипкина, для самостоятельного развития активности в юношеский период просто необходимо уметь полагаться на себя, определять масштаб собственной активности, принимать решения и выбирать цели [8, с 96].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что неуверенность в себе – довольно актуальная проблема, требующая решения. Человек, неуверенный в себе, лишается возможности реализовать свой потенциал, не может ставить перед собой адекватные цели, испытывает трудности в межличностном общении и чувствует себя в целом некомфортно.
Истоки неуверенности в себе зачастую лежат в детстве. Также важно получать достаточный опыт общения и самореализации в подростковом и раннем юношеском возрасте, что обеспечит молодому человеку веру в свои силы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Заикина Е.Ю. УВЕРЕННОСТЬ/НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ // Вестник магистратуры. 2019. №2-1 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uverennost-neuverennost-v-sebe-kak-predmet-izucheniya (дата обращения: 14.05.2023).
2. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 - 394 с.
3. Казанская Н.М. Феноменология и условия становления уверенности – неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте: дис. на соиск. уч. степени канд.психол. наук / Н.М.Казанская. —М: Моск. гор. психолого-пед. Ун-т.— 2012 — 224 с. — [Электронный ресурс] – режим доступа — URL: http://psychlib.ru/inc/abcid.php?abcid=110172
4. Зобков, В. А. Пассивность как характеристика неуверенности человека в себе / В. А. Зобков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23, № 3. – С. 77-81. – EDN ZUCJLH.
5. Матвеева Мария Алексеевна, Самойленко Елена Валентиновна К проблеме неуверенности в себе в юношеском возрасте // Евразийский Союз Ученых. 2015. №8-4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-neuverennosti-v-sebe-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 14.05.2023).
6. Старов М.И. Теоретико-методологический анализ феномена "уверенность в себе" в отечественных и зарубежных научных источниках М.И. Старов, Т.Н.Ефимова. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 2 (118). – С. 9-15
7. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М.: ИНТОР, 2005. – 187 с.
8. Скрипкина Т.П. Доверие к себе как условие развития личности.// Вопросы психологии. № 1, - 2002. - с. 95—103
9. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника: Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений. – г.о. Новокуйбышевск, 2008 г. – 105 стр.
10. Артюхова Т.Ю. Психокоррекция и психотерапия: учеб. пособие /Т.Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т 2019– 170 с.
11. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2. Ростов-на-Дону.: РГУ, 1996. – с. 132-138
12. Х. Рудигер, С. Виттманн. Социальная компетенция. — Харьков, 2005. – 192 с.
13. Старов М.И. Трансформация развития духовно-нравственных отношений личности в современной системе российского образования // Ценностные трансформации в психологии отношений: теория, социальная практика и перспективы: материалы 7 Международной научно-практической конференции 1–2 июля 2010 г. Владимир, 2010. С. 189-193.
14. Ефимова Т.Н. Исследование уверенности в себе у будущих педагогов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 7 (111).
15. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1955.
16. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М., 1964
17. Рудик П.А. Психология. М., 1976.
18. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 4.
19. Щербаков Е.П. Уверенность как состояние, свойство и качество // Психология личности и деятельности спортсмена М., 1981. С. 51-60.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
21. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.
22. Лабунская В.А., Менджерицкая К.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М., 2001.
23. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1997
24. Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986.
25. А.Ю. Федотов. Основы индивидуальной психотерапии. М.: СГУ.2013г.