Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Раздел 1. Гравюра петровского времени
1.1. Исторические предпосылки гравюры петровского времени
1.2. Алексей Зубов как ведущий гравер XVIII века
Раздел 2. Интерпретация исторических событий в гравюрах XVIII века
2.1. Изображение баталий в творчестве А.Зубова
2.2. Изображение городских панорам в творчестве А.Зубова
Заключение
Список литературы
Приложения
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы связана с интересом к гравюре петровского времени и ее месту в истории и культуре России.
Объект исследования – Гравюра петровского времени.
Цели и задачи: проанализировать и структурировать информацию о петровской гравюре.
Петровская гравюра — своеобразное и самобытное явление в истории русского изобразительного искусства. Его познавательная ценность сочетается со значительными художественными достоинствами, а традиции русского искусства органично переплетаются в нем с достижениями западноевропейской гравюры.
Петровская эпоха открывает новую страницу в истории русского искусства. В гравюре создание нового стиля диктовалось прежде всего практическими нуждами государства. С самого начала 18 века его роль в общественной жизни страны резко изменилась[15].
Прекрасно осознавая просветительские и познавательные возможности этого вида искусства, Петр I ставил перед граверами новые задачи, которые определялись всем направлением и смыслом его реформ: гравюра должна была утвердить в художественных образах достижения России, прославить ее военные победы, увековечивают праздники и фейерверки, иллюстрируют научные книги. Вместе с новыми светскими темами, которым придается государственное значение, меняется вся изобразительная система. Отныне взор художника должен быть обращен к тому, что он видит вокруг себя, - к делам человеческим на земле. Вместо средневековой символики, абстрактных образов гравюра превращается в изображение конкретного, конкретного события. Разрыв между образами и зримой повседневностью, характерный для XVII века, разрушается. В формировании нового стиля очевиден процесс «европеизации» русской гравюры, но бесспорна и прямая преемственность древнерусских традиций. Выработка нового стиля, новой системы изобразительных средств была сложным внутренним процессом, не без борьбы. И хотя исход борьбы был предопределен с самого начала, старые средневековые формы были еще очень близки и живы. Это сложное соотношение старого и нового придает петровской гравюре, в отличие от того, что было раньше, и того, что будет позже, свой неповторимый вид. Гравюра была предметом особого внимания Петра I из-за ее тиража и большой подвижности. Само развитие гравюры было тесно связано с книгопечатанием и с изготовлением карт, чертежей, словом, с практическими задачами.
Мастера, необходимые для гравировки, были взяты у граверов-серебряников и чеканщиков по оружию Московской Оружейной палаты. Для поднятия гравировального дела Петр I пригласил резчиков по меди из Голландии — Адриана Шонебека и Петра Пикарта. У них успешно и «не лениво» учатся российские мастера. В 1711 г. группа этой сформировавшейся школы русских граверов была переведена из Москвы в Петербург, в типографию. Работы мастеров этой школы создают гравюру петровского времени[11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. Гравюра петровского времени / М. Алексеева. - Москва: Гостехиздат, 1990. - 208 c.
2. Академия художеств от основания до наших дней. 1757 - 2008. Т. 1. Императорская академия художеств. Сост.: Н.М. Белоглазова, В.В.Ванслов, А.Е. Завьялова и др. М., 2008.
3. Андрей Белый, Алексей Петровский. Переписка. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 328 c.
4. Анисимов, Е. Время петровских реформ / Е. Анисимов. - Москва: Машиностроение, 1989. - 496 c.
5. Веретенников, В. И. История Тайной канцелярии Петровского времени / В.И. Веретенников. - Москва: ИЛ, 2013. - 314 c.
6. Веретенников, В. И. История тайной Канцелярии Петровского времени (эксклюзивное подарочное издание) / В.И. Веретенников. - Москва: Гостехиздат, 2010. - 320 c.
7. Веретенников, В.И. История Тайной канцелярии Петровского времени / В.И. Веретенников. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 310 c.
8. Веретенников, Василий История Тайной канцелярии Петровского времени / Василий Веретенников. - Москва: Гостехиздат, 2014. - 454 c.
9. Культура и искусство Петровского времени. - Москва: ИЛ, 1977. - 208 c.
10. Культурные инициативы Петра Великого. Материалы 2 Международного конгресса петровских городов. - Москва: РГГУ, 2013. - 306 c.
11. Лебедянский, М. С. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов / М.С. Лебедянский. - М.: Искусство, 2006. - 144 c.
12. Лебедянский, М. С. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов / М.С. Лебедянский. - Москва: Машиностроение, 1980. - 927 c.
13. Рункевич, С.Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. Выпуск 1 / С.Г. Рункевич. - М.: ЁЁ Медиа, 2015. - 281 c.
14. Соловьев, С. М. "Петровские чтения" / С.М. Соловьев. - Москва: Высшая школа, 2010. - 347 c.
15. Степашкин, М. А. Великая Петровская модернизация и нынешняя колонизация России: моногр. / М.А. Степашкин. - М.: Принт-Сервис, 2011. - 280 c.