Фрагмент для ознакомления
2
В 2020 году завершены работы по централизации резервных каналов передачи данных до объектов таможенных органов уровня таможенных постов (ОТОиТК) и пунктов пропуска, функционирующих в регионе деятельности РТУ. Введение обязательного электронного декларирования товаров и обязательного предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах для всех видов транспорта стало началом к развитию и расширению практики применения современных информационных технологий, автоматизации таможенных операций, в том числе осуществлению автоматической регистрации декларации на товары и автоматического выпуска товаров.
В 2020 г. среднее время прохождения таможенных операций в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки, составило 1 ч. 16 мин. при импорте (в 2019 г. – 1 ч. 19 мин.) и 40 мин. при экспорте (в 2019 г. – 45 мин.). В таможенные органы было подано более 4,9 млн. электронных деклараций на товары (ЭДТ), что составило 100% от общего количества ДТ. Электронную форму декларирования применяли 92 034 участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД), что составило 99,96% от общего количества участников ВЭД.
К концу 2020 г. завершился процесс реформирования таможенных органов, в результате которого на территории Российской Федерации создана единая сеть из 8 электронных таможен и 16 ЦЭД, на которых сконцентрировано оформление 97,5% всех поданных в таможенные органы ДТ (в 2019 г. – 67,9%).
По итогам 2020 г. в автоматическом режиме зарегистрировано более 3,8 млн. ДТ. Доля автоматически зарегистрированных ЭДТ достигла 99,1% по экспорту и 99,3% по импорту. Автоматически выпущено более 1,08 млн. ДТ. Доля автоматически выпущенных ДТ, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, достигла 93,7% по экспорту и 86% по импорту.
Внедрена и совершенствуется субъектно-ориентированная модель системы управления рисками. Оптимизирован процесс уплаты таможенных платежей – внедрена технология централизации уплаты таможенных платежей с применением единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов (ЕЛС). Обеспечен доступ таможенных органов к информационному ресурсу зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во всех таможенных органах применялась технология централизованного учета таможенных и иных платежей, уплачиваемых участниками ВЭД с применением единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов (ЕЛС), открытых на уровне ФТС России.
С декабря 2020 года возможность использования преимуществ ЕЛС открыта для всех плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, включая иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации. Для таких лиц при условии предоставления ими в таможенный орган идентифицирующих их сведений процесс учета таможенных платежей максимально автоматизирован.
ФТС России создана централизованная автоматизированная подсистема таможенного оформления и таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска (далее – АПС «Пункт пропуска»), призванная обеспечить полную централизацию процессов совершения таможенных операций и проведения документального и фактического контроля товаров и транспортных средств и интеграцию функциональных возможностей реализуемых в настоящее время программных средств (АС «ПП», КПС «Портал Морской порт», автоматизированная система контроля таможенного транзита АС КТТ-2, КПС «Карнет АТА»). Ввод в эксплуатацию АПС «Пункт пропуска» планируется осуществить в 2021 году. В 2020 году статус УЭО в соответствии с положениями Таможенного кодекса ЕАЭС присвоен 68 юридическим лицам с выдачей свидетельств: первого типа – 26 УЭО, второго типа – 24 УЭО, третьего типа – 17 УЭО, первого и второго типа – 1 УЭО.
По состоянию на 31 декабря 2020 года в реестре УЭО находилось 152 организации. В рамках трансграничной (внешней) электронной торговли объем оформленных таможенными органами МПО сократился с 332 млн. штук в 2019 году до 219 млн. штук в 2020 году, при этом суммы уплаченных таможенных платежей по товарам, ввозимым в 75 МПО, возросли до 1 млрд. 950 млн. рублей в 2020 г. (за счет снижения с 1 января 2020 года стоимостных норм беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО, до 200 евро) [6].
Объем экспресс-грузов, доставляемых в адрес физических лиц, увеличился с 8 млн. в 2019 году до более чем 14 млн. в 2020 году. В 2020 году продолжено применение технологии, в рамках которой обеспечена подача назначенным оператором почтовой связи в электронном виде сведений в отношении МПО, а также применение таможенными органами процедур авторегистрации / автовыпуска [7].
Количество оформленных МПО посредством автовыпуска составило более 63 млн. штук (98% от общего количества). В 2020 году завершена работа по подключению ИДК таможенных органов к защищенному контуру Транспортной технологической подсистемы ЕАИС таможенных органов. В рамках обеспечения информационного обмена с ЕАИС таможенных органов снимки инспекционных досмотровых комплексов (ИДК), поступающие во временное хранилище на уровень ЦИТТУ, доступны для осуществления мониторинга и анализа проведения таможенными органами таможенного контроля с использованием ИДК.
Создан Контур информационного обмена ИДК таможенных органов с файловым хранилищем ЕАИС таможенных органов и утверждено Временное положение о порядке его функционирования [8]. В целях обеспечения автоматизации процесса проведения радиационного контроля в пунктах пропуска завершены работы по развертыванию на 184 объектах таможенной инфраструктуры информационно-программных средств Ведомственной автоматизированной управляющей информационной системы оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через государственную границу Российской Федерации (ВАУИС).
В 2020 году в рамках цифровой трансформации радиационного контроля организовано проведение мероприятий по созданию единой информационной среды функционирования технических средств. В таможенные органы поставлено 209 комплектов с реализованным функционалом автоматического сохранения результатов измерений, формирования протокола данных от первичных датчиков с возможностью его передачи в ЕАИС таможенных органов.
Таким образом, в 2021 году проводилась работа, направленная на полномасштабную автоматизацию деятельности таможенных органов, в том числе за счет цифровой трансформации технологий таможенного оформления с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных. ФТС России на основе лучших мировых практик и рекомендаций ВТамО разработана концепция «интеллектуального» пункта пропуска. Его архитектура, состоящая из взаимно интегрированных информационных и технологических элементов, оптимально выстроенных и адаптированных для каждого пункта пропуска с учетом особенностей транспортно-логистической инфраструктуры, позволит создать условия для безостановочного перемещения «безрисковых» поставок через пункты пропуска.
2.2. Ключевые проблемы модернизации информационной системы ФТС России и технического переоснащения таможенных органов РФ
У системы есть недостатки: информация часто дублируется, не всегда возможна связь с другими ведомствами, недостаточное наполнение справочников, иногда данные противоречат друг другу, сбои в передаче информации и штатной работе, нарушение процедур.
Устранением данных недостатков должны заниматься соответствующие специалисты. Но для начала эти вопросы должны быть озвучены, проблема четко поставлена и направлена в отдел, которые может эту проблему решить. Общая сложность состоит в том, что система должна быть единой, ее наполнение должно быть централизовано, четко структурировано и отвечать единым требованиям. Должна быть сокращена номенклатура информационно-программных средств. Должен быть единый четкий подход к обучению сотрудников, работающих на местах, организовано их постоянное повышение квалификации.
Самые сложные участки работы ЕАИС – это:
− работа пунктов пропуска при прибытии товаров;
− работа с электронным декларированием и контролем при декларировании товаров непосредственно в таможне. Ввоз товаров на таможенную территорию, контроль таможенных операций и процедур – это большой набор этапов. Система должна воспринимать их как единый бизнес-процесс. Информация об этих этапах должна отслеживаться, обрабатываться и сохраняться в едином центре и, конечно, должна быть связь, сопоставление и передача данных в другие межведомственные программы.
Только таким образом можно, например, снизить риски прохождения контроля недобросовестными продавцами/покупателями и повысить платежи в бюджет РФ.
Единая система позволит также таможенным работникам привлекать как можно меньше сотрудников и специалистов других ведомств и государственных организаций для выполнения работы на пунктах ввоза и контроля. Подходить к интерфейсу и функциям системы надо не только с точки зрения удобства пользования соответствующих ведомств, но и с точки зрения удобства клиентов. Как физических лиц, так и бизнеса. Обязательно должно быть учтено средство ввоза товаров. Это может быть автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, авиасообщение или морские перевозки. Но при этом должен быть единые правила и единый подход.
Единая система должна объединять базы данных таможенных органов и способствовать тому, чтобы одни и те же сведения необходимые для работы разных сторон и пользователей были правильно обработаны, сохранены и была возможность их многократного использования. Это должна быть «умная» система. При ее подготовке и внедрении должно быть учтено, что есть данные, которые необходимы здесь и сейчас, т.е. довольно оперативно. Пользователь не должен долго ждать информации, не должен постоянно заносить одни и те же данные.
Они не должны не должны дублироваться, и обязательно нужна функция их обновления и изменения при необходимости. Также надо учесть, что нужна аналитика. Т.е. сопоставление и обработка информации с той или иной целью. Дополнительными аргументами в пользу проработки, модернизации и обновления ЕАИС являются мировые глобализационные процессы и вызовы, с которыми столкнулась Россия и ее союзники.
Сегодня как никогда за последние годы встал вопрос импортозамещения. Назрела необходимость в тотальной защите отечественных баз данных и систем от внешних атак и угроз. Очень важен грамотный подход к контролю на границах. Повысились риски провоза контрафактной продукции, товаров, продукции плохого качества, незаконной продукции, угрожающей жизни и здоровью граждан России и ее соседей. Все эти задачи помимо того, что важны, невероятно интересны. Ведь они бросают вызовы для специалистов, способствуют привлечению новых сил, развитию возможностей. Создание новых подходов в работе ЕАИС повлечет за собой повышение качества взаимодействия с другими организациями и ведомствами, повышению собираемости налогов и сборов. И имеет еще больший мультипликационный эффект.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999)
2. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.05.2023).
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 15.05.2023)
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. англ.
5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 15.05.2023)
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р («О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 15.05.2023)
7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.04.2018 N 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 15.05.2023)
8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 декабря 2014 г. «О проекте договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» [электронный ресурс]. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635545976546244230.pdf (дата обращения 27.03.2017).
9. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 15.05.2023)
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 15.05.2023)
11. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13) // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 15.05.2023)
12. Приказ ФТС РФ от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»
13. Приказ ФТС РФ от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.05.2011 № 20823)
14. Приказ ФТС России от 29.04.2021 N 358 «Об установлении Порядка подключения информационной системы информационного оператора к информационной системе таможенных органов» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2021 N 63994) // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 15.05.2023)
15. Приказ ФТС России от 22.08.2011 N 1702 «Об утверждении Положения и состава Совета по обеспечению информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 15.05.2023)
16. Выпуск «на автомате» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vch.ru/event/view.html?alias=vypusk_na_ avtomate (дата обращения 15.05.2023).
17. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 15.05.2023
18. Адамова О.В., Башлы П.Н. Оптимизация архитектуры единой автоматизированной информационной системы таможенных органов // ИВД. 2021. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-arhitektury-edinoy-avtomatizirovannoy-informatsionnoy-sistemy-tamozhennyh-organov (дата обращения: 16.05.2023).
19. Гладков А. Р., Липатова Н. Г. Эволюция механизмов совершения таможенных операций в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 4. С. 3241.
20. Липатова Н. Г., Никитченко И. И. Возможности использования информационных технологий в условиях действия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 34-43
21. Плиев, О. В. Финансовые результаты исполнения проекта МБРР "Модернизация информационной системы таможенных органов" / О. В. Плиев, М. А. Филимонов // Современные тенденции развития финансового менеджмента : сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов кафедры финансового менеджмента Российской таможенной академии. – Москва : Издательство "Перо", 2019. – С. 70-75. – EDN FWTSQG.
22. Скиба В.Ю., Позднякова К.Е. Современные автоматизированные информационные системы для совершения таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2022. №2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-avtomatizirovannye-informatsionnye-sistemy-dlya-soversheniya-tamozhennyh-operatsiy-bez-uchastiya-dolzhnostnyh-lits (дата обращения: 16.05.2023).
23. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни / Мантусов В.Б., Башлы П.Н., Гамидуллаев С.Н. и [др.]; под ред. В.Б. Мантусова/ М.: Юнити, 2020. 417 с.