Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1.Понятие и классификация функций государства в отечественной теории государства и права
Категория функционирования государства широко изучена в монографиях и научных работах. Однако некоторые аспекты не достаточно разработаны и представляют большой научный интерес для понимания природы функций государства.
В общем смысле под "функцией" можно понимать внешнее проявление сущности предмета или явления, перечень обязанностей этих и других государственных органов и должностных лиц. Таким образом, функция - это то, что предмет или явление должно быть выражено соответствующим субъектом на основе его сущности или назначения. Следовательно, функции государства присущи таким государствам, а их содержание обусловлено сущностью государства.
Традиционно под функциями государства понимается основное направление деятельности государства, обусловленное его сущностью и содержанием, а также целями, задачами и социальными целями, стоящими на конкретном этапе его развития. Такая позиция в понимании функций государства поддерживается большинством ученых .
Признав справедливость этого определения, необходимо уточнить некоторые его аспекты.
Во-первых, следует обратить внимание на то, в каком значении используется термин "государство". Наука о государстве и праве предлагает рассматривать государство в широком и узком смысле. Понятие государства в широком смысле состоит из трех элементов: территории, населения (национального и государственного) и публичной власти (государственной). Государство в узком смысле - это суверенная политико-территориальная организация, состоящая из административных и принудительных органов, которая существует за счет общества, представляет и осуществляет власть для создания и поддержания определенного порядка в обществе.
Таким образом, категория функций государства основана на узком подходе к пониманию государства как организованной государственной власти. Государство в самом широком смысле не может иметь экономических, социальных и других функций, которые выделяются в научной литературе. Это связано с тем, что данные функции могут быть реализованы только государственной властью, которая является одной из составляющих единой сущности государства.
На наш взгляд, функции государства необходимо рассматривать в нескольких аспектах:
-функция государства как политико-правового института;
-функция конкретного типа государства, т.е. функция, присущая определенной идеальной модели государства (например, функция тоталитарного, авторитарного или демократического государства).
-функция определенного состояния в определенный момент времени.
Каждый из этих аспектов будет иметь различное функциональное содержание, и обсуждение функций государства в юридической литературе без учета этого различия не является объективным .
Функционирование государства как политической и правовой системы. Государство как институциональная единица возникает, прежде всего, в результате появления публичной власти в данном обществе, отсюда и функционирование такого явления.
К таким функциям относятся следующие:
-политическая, которая заключается в осуществлении государственной власти и управлении обществом. Эта функция достигается путем создания государственно-властного механизма, отдельные части которого, т.е. государственные институты, наделяются отдельными отраслевыми полномочиями. Именно через эту систему институтов принимаются решения государственной власти в реальных отношениях между гражданами и их объединениями;
-функция поддержания общественного порядка. Общественный порядок является наиболее важной функцией, поскольку общественный порядок - это желаемая модель организации социального взаимодействия в соответствии с правовыми нормами, исходящими от государственной власти.
Любое действие, нарушающее правовые нормы, является, прежде всего, нарушением установленного в государстве правового порядка, поэтому для защиты желаемой организационной модели общественных отношений создаются специальные органы (полиция, прокуратура и т.д.).
Экономическая функция. Основой государства, особенно современного европейского типа государства, являются материальные и финансовые ресурсы. Эффективное использование, накопление и распределение материальных и экономических ресурсов является важнейшей функцией государства с момента его создания .
Деньги и другие экономические инструменты играют важную роль в обществе как:
-средство государственного контроля социальных процессов,
-аккумуляция государственных и общественных ресурсов,
-средство самоорганизации граждан в экономических отношениях.
Функция защиты от внешних угроз. Для реализации этой функции государство создает армию, состоящую из персонала, специально подготовленного для ведения военных действий, и набора технических средств (оружие, транспортные средства и т.д.). Эта функция присуща любому государству, поскольку внешние угрозы ставят под угрозу существование государства и верховенство государственной власти в определенных сферах.
Перечисленные функции характерны для государства как института и сохраняют свое значение во все эпохи и типы государств. Эти функции иногда называют основными государственными функциями.
Функции определенных типов государств. Типология государств подразумевает отнесение государств к определенным группам или типам в соответствии с определенными критериями (или наборами таких критериев).
Рассмотрим признаки функций государства. Концепция "функций государства" может помочь прояснить их признаки. Таким образом, функции государства имеют несколько отличительных черт:
-функции государства определяют характер и содержание государства и отражают интересы общества;
-функции государства отражают различные виды деятельности государства;
-функции государства динамичны;
-функции государства имеют особенности в зависимости от стадии его развития (например, рабовладельческое государство имело функции защиты частной собственности, подавления сопротивления рабов и защиты государства);
-функция состояния - это основное направление состояния;
-выполняя свою функцию, государство решает свои основные задачи;
-функция реализуется с помощью методов.
Перечисленные выше основные функции доступны всем без исключения типам государства. Реализация основных функций различна, но государство не может существовать без реализации этих функций.
Помимо основных функций, существуют типовые функции, т.е. функции, характерные для определенных типов состояний. Например, функция защиты прав человека и основных свобод характерна для современных демократических государств, а не для деспотических восточных государств. Социальные, культурные, образовательные, экологические и другие подобные функции, каких еще называют в литературе, характерны для современных демократических государств и не могут характеризовать все типы государств .
Функции государства в определенный момент времени. Функции конкретного государства включают основные и типичные функции, характерные для конкретного государства, т.е. специфические функции. Для того чтобы перечислить эти функции, необходимо проанализировать наиболее важные цели и интересы конкретного государства.
Наряду с другими характеристиками, именно специфические функции определяют особенность государства. На состав этих функций влияют такие факторы, как географические условия, национальный состав населения, земельные ресурсы и климат. Если национальная задача имеет большое значение, она становится функцией. Например, в современной России функции вытекают из таких целей, как борьба с коррупцией, модернизация, борьба с пьянством, алкоголизмом и табакокурением. Другими словами, масштаб проблемы означает, что эти аспекты должны рассматриваться отдельно, как специфические сферы деятельности государства, а не как часть социальных, экономических или иных функций.
Поэтому функции государства можно описать как однородную группу задач государственной власти. Иными словами, отдельные задачи государственной власти, в том числе выраженные в полномочиях государственных органов, в целом образуют определенные функции государства.
Считаю необходимым рассмотреть функции государства в нескольких аспектах:
-функция государства как политического и правового института. Эти функции включают "политическую функцию" управления обществом путем осуществления государственной власти, "экономическую функцию" поддержания общественного порядка и "защитную функцию" защиты от внешних угроз.
Вышеперечисленные функции сохраняют свое значение во все эпохи и во всех типах государств. Эти функции можно назвать основными функциями государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации// pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Бабаев В. К. Теория государства и права: Учебник для бакалавров – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. 367 с.
3. Бредихин А.Л. О функциях государства // История государства и права. 2013. - № 22. - С.17.
4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие для колледжей. 4-е изд., стер. М: Дашков и К, 2020. 238 с.
5. Дембицкий А.А. Общая характеристика правовых и неправовых функций государства // Вестник Московского университета МВД России. 2017. -№3. - С.19-26.
6. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
7. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права России. Уч. пос. в 2 т. Т. 1. Государство. М: Проспект, 2021. 640 с.
8. Хаматова С.Х. Об идеологической функции образования // Стратегии противодействия вызовам преступности в России на современном этапе : материалы XIX Междунар. науч.практ. конф. (Краснодар, 23 мая 2015 г.). Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016. - С.282-296.
9. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.
10. Цыганкова Д. Ю. Идеологическая функция государства: к вопросу о корректности понятия // Вестник Московского университета МВД России. 2010. - № 12. - С.170-172.