Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры народа, основана на его принципах, отражает уровень его развития, менталитет народа. Формирование правовой культуры - это не отдельный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, это сложная проблема. Общая задача - создать в обществе морально-правовой климат, гарантирующий реальную свободу поведения личности и связь с ответственностью перед обществом.
Исследователи сходятся во мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остается на низком уровне. Одновременно вы-двигается тезис о провале или торможении строительства праворадикального государства, когда правосознание граждан и элиты формируется в основном псевдоправовыми категориями. В связи с этим возлагаются надежды на позитивное развитие правосознания и формирование право-вой культуры.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования правовой культуры.
Объектом исследования является процесс формирования правовой культуры.
Предметом исследования являются основы и принципы формирования правовой культуры.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для формирования правовой культуры.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть основные подходы к определению понятия «правовая культура»;
- изучить функции правовой культуры;
- детально проанализировать структуру правовой культуры;
- проанализировать уровни правовой культуры;
- рассмотреть способы повышения уровня правовой культуры граждан.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по праву, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Основные подходы к определению понятия «правовая культура»
Термин «культура» (от латинского cultura – возделывание, выращивание, обработка) первоначально обозначал функцию, связанную с при-обретением знаний и накоплением опыта, а в средние века появилось понятие духовной, ментальной культуры. Вот некоторые из многих определений культуры: культура состоит из знаний, убеждений, законов, моральных норм и привычек, обычаев, различных навыков, приобретенных человеком в качестве члена определенного социального сообщества; культура - это небиологические аспекты человеческого поведения, включая язык, изготовление инструментов, повышенную гибкость поведения, способность к символическому мышлению и выражению с помощью символов; культура - это специально регулируемый механизм общества, средство адаптации к окружающей среде.
Долгое время в российском обществе не было благоприятных условий для развития правовой культуры, что объяснялось, прежде всего, раз-личными объективными и субъективными факторами. Итак, национальная правовая система характеризовалась неразвитыми институтами конституционализма, типичными для западноевропейской правовой системы, а также неуважительным отношением к личности, ее правам и свободам, низкой ролью судебной власти, господством тоталитарного режима и т. д. Таким образом, национальная правовая система характеризовалась не развитыми институтами конституционализма, характерными для западно-европейской правовой системы. , и неуважительное отношение к личности, ее правам и свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима [12].
Правовая культура - чрезвычайно обширное явление. Его социальное значение во многом выходит за рамки нормативного воздействия права на общественные отношения, поскольку правовая культура как неотъемлемая часть человеческой культуры прямо или косвенно влияет на формирование сознания и активность личности в различных сферах общественной жизни. Формулировка понятия правовой культуры связана с определенными теоретическими и методологическими трудностями, обусловленными многогранностью этого явления. Правовая культура, основанная на знаниях и идеях общества, формирует законные и общепринятые модели поведения, нормы, ценности, стереотипы и правила в отношении позитивного права, регулирующего деятельность социальных субъектов. Взаимосвязь между правовой культурой и правовым поведением обусловлена их функциональной ориентацией на поддержание фундаментальных сетей отношений, взаимодействия, взаимопонимания, обеспечения социального порядка и безопасности [15].
В настоящее время в юриспруденции сложился ряд методологических подходов к изучению правовой культуры.
Культуру можно рассматривать с трех разных точек зрения:
1) антропологический, то есть культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных благ;
2) социологический, то есть культура - это сумма духовных ценностей; культура - это составная часть социальной жизни;
3) философский, то есть культура рассматривается среди явлений, не связанных с социальным развитием, и выделяется чисто аналитически.
Анализируются следующие подходы, встречающиеся в современной юридической литературе: антропологический (активный) подход, в кото-ром «правовая культура - это процесс и результат человеческого творчества в области права, характеризующийся созданием и утверждением правовых ценностей в жизни, при этом сохраняя различные аспекты или характеристики человеческой деятельности выделяет. В этом аспекте культура понимается как синоним творческой деятельности, как воплощение творческих сил общества, как специфический вид человеческой деятельности. Сторонники этого подхода подчеркивают, что правовая культура возникает, развивается и превращается в силу деятельности. Процесс деятельности - это и ее содержание, и ее эффективная сторона. Одним из направлений деятельностного подхода является технологический подход. Его представители подчеркивают, что принцип систематизации - это особый способ организации и развития социальной и человеческой деятельности.
В рамках деятельностного подхода правовая культура определяется как деятельность, «которая соответствует ценностям правовой сферы, поведение соответствует правовым нормам, включая использование, соблюдение и исполнение нормативных актов, что приводит к постоянному обогащению системы правовой культуры и дальнейшему гармоничному раз-витию самого человека».
Социологический подход (А.П. Семитко, В.П. Сальников), в котором культура понимается как фактор организации и формирования жизни общества, характеризуется местом в социальной системе, связями с правом и другими структурами общества, а также их функционированием в едином комплексе социальных регуляторов [8].
Аксиологический подход имеет много сторонников. В этом контексте правовая культура понимается как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, правоведение, законодательство, правоприменение, юридическая деятельность), созданная и сформированная в процессе развития общества, впитавшая в себя передовые достижения правовой культуры человечества. Такой подход характеризует правовую культуру как меру гуманизации личности и общества. Это позволяет четко выделить правовую культуру среди других узких и взаимосвязанных категорий права, обосновать ее преемственность и подчеркнуть, что она охватывает только процессы и явления, отражающие сущность верховенства права и гражданского общества, его фундаментальные основы и принципы.
Аксиологическое направление в изучении правовой культуры базируется на философском изучении ценностного аспекта культуры и позволяет определить социальные основы правовой культуры, объективные характеристики ее нормальности, духовно-нравственные аспекты. В этом случае «прослеживается связь между правовой культурой и моралью членов общества, без которой правовая культура невозможна».
Философский подход (С.С. Алексеев), согласно которому правовая культура - это своего рода правовое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития нормативных свойств права, накопленных правовых ценностей, особенностей права, правовых технологий, относящихся к духов-ной культуре и правовому прогрессу. Особый интерес представляют натуралистическая школа (например, З. Фрейд, К. Юнг), которая преувеличивала биологическую обусловленность культуры приспособлением человека к окружающей среде, а также рационалистическая школа (Ф. Ницше, А. Камю), которая рассматривала культуру как область человеческой психики вне разума и отождествлял себя с бессознательным. Функциональная теория (Б. Малиновский, например) понимала культуру как закрепление и передачу юридического опыта потомкам для удовлетворения потребностей.