Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное гражданское общество основывается на согласованных коллективных действиях, которые осуществляются в рамках свободных добровольных организаций. Коллективные действия, представляя собой организованные действия групп в защиту их интересов, являются формой коллективного поведения, которое определяется социологами как совместные действия или поведение людей в группах и толпе [1, с. 307-308].
Для объяснения причин возникновения общественных движений сторонники парадигмы коллективного действия предложили понятие структуры политических возможностей, близкое к введенному В.И. Лениным понятию революционной ситуации. Основным ресурсом общественных движений является участие в нем солидарно настроенных людей, процесс вовлечения (мобилизации участия) которых в движение осуществляется своего рода социальными технологами (антрепренерами) и получил название рекрутирования.
Организационной структурой движения выступают не иерархия, а сети, формальные отношения заменяются неформальными, структура становится подвижной и гибкой, она трансформируется в зависимости от актуальных задач через создание временных рабочих групп.
Глава 1. Парадигма коллективного поведения
Одной из первых и основных концепций организации общественных движений выступает парадигма «коллективного поведения», авторами которой являются Э. Фромм, У. Корнхаузер, Г. Блумер, С. Липсет, Р.Тернер и другие. Парадигма коллективного поведения выступает не как единая парадигма, а как некая совокупная направленность анализа общественных движений. Она включает в себя несколько моделей – теорий коллективного поведения, массового общества и относительной депривации. При всем различии эти теории объединяются несколькими общими принципами в подходе к движениям общества.
Коллективное действие предполагает достижение рациональных целей индивидов и социальных групп, а коллективное поведение включает в себя иррациональные, спонтанные, нередко бессмысленные действия больших масс людей. Порой члены некоммерческих организаций действуют эмоционально, забывая о рациональных целях своей деятельности. Объяснить данное явление способна парадигма коллективного поведения, которая активно разрабатывалась в конце XIX – начале ХХ в.
Интерес к коллективному поведению в этот период был обусловлен значительным ростом активности массовых движений, которые охватили Европу в последней трети XIX в. Родоначальниками теории коллективного поведения считаются французские мыслители, классики социологии Г. Лебон (1841– 1931) и Г. Тард (1843–1904) [2]. Их идеи не только повлияли на формирование психологической парадигмы социологии, но и служили опорой практическим действиям таких известных политиков, как Т. Рузвельт, В.И. Ленин, Ш. де Голль и др. [3, с. 10].
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Асадулина И.Г. Концепция управления социальным качеством университетского образования / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3.№ 6. С. 75-84.
2. Васильев И.Е. От авангарда к классике: кризис левого искусства и проблема творческой эволюции советских поэтов / Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 6. С. 67-77.
3. Гринберг Р.С. Гайдар-реформатор: либерализм без берегов / Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 5. С. 44-48.
4. Дежина Т.П. К вопросу о мужественности и женственности / Система ценностей современного общества. 2008. № 3. С. 160-165.
5. Дежина Т.П. К вопросу о мужественности и женственности / Система ценностей современного общества. 2009. № 7. С. 92-97.
6. Дмитриев А.В., Воронов В.В. Онтологическое и феноменологическое содержание труда. Противоречия и современные проблемы / Философские науки. 2016. № 11. С. 96-107.
7. Долгоруков А.М. Социальные технологии для инноваций в регионах России / Россия и мир: глобальные вызовы и стратегии социокультурной модернизации материалы Международной научно-практической конференции. Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук. 2017. С. 474-479.
8. Должиков В.А., Зеленин Ю.А. Классическое народничество: социальные истоки и политико-идеологический смысл / Известия Алтайского государственного университета. 2017. № 2 (94). С. 94-98.
9. Дорцева Е.В. Методологические основы постфеминистской парадигмы в социологии / Политика и общество. 2010. № 6. С. 46-53.
10. Дьячков В.Л. Природнои социально-демографические факторы роста крестьянской агрессии в первой трети XX В. (Тамбовский случай) / История и современность. 2014. № 1. С. 128-141.
11. Дьячков В.Л., Косенков А.Н. Тамбовская социальная элита сквозь призму политических репрессий 1918–1953 гг. И в зеркале персональных баз данных по истории региона в первой половине XX В / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 8 (124). С. 334-348.
12. Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. – СПб.: Наука, 1993.
13. Зубченко Л.В. Філософія освіти ТА діалогічний КОНТЕКСТ РОЗВИТКУ НАВЧАЛЬНОГО ПРОЦЕСУ / Гилея: научный вестник. 2015. № 99. С. 299-302.
14. Карпухин Д.В. "Черная сотня": вехи осмысления в России / Москва, 2009.
15. Кнышев И.В. Философские основания управления в социальных и экономических системах / депонированная рукопись № 649-В2009 26.10.2009
16. Козьяков Р.В., Акимбетова Искусственное и естественное в эмоциональном выгорании субъекта / Молодые ученые. 2016. № 7. С. 367-371.
17. Коновалова Е.Н. История становления и развития социальной работы с семьей в США / Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 129-133.
18. Никипорец-Такигава Г.Ю. Картирование российских идеологических движений в российском интернете (рунете) / Человеческий капитал. 2015. № 10 (82). С. 26-32.
19. Общественно-педагогическое движение / М-во образования РФ. Ин-т образоват. политики "Эврика" ; [А.И. Адамский]. [М.], 2003. Сер. Кн. 1 Библиотека культурно-образовательных инициатив
20. Омельченко Н.А., Гимазова Ю.В. К вопросу о методологии изучения социально ориентированных некоммерческих организаций российской политической наукой / Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 7. С. 289-294.
21. Пашкова Е.Е. Основные социологические парадигмы изучения общественных экологических объединений / Наука и современность. 2010. № 6-2. С. 48-54.
22. Певная М.В. Волонтёрство как предмет теоретико-социологического изучения / Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (23). С. 156.
23. Потапов В.П. Российская модернизация: социологический аспект / Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2013. № 11-12. С. 155-165.
24. Разенкова Ю.А. Современная система ранней помощи в США / Дефектология. 2012. № 5. С. 58-68. Жданова В.И. К вопросу о темпоральности индивидуального социального времени в постнеклассической действительности / Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2008. № 2. С. 15-19.
25. Рыкун А.Ю. "Новые социальные движения" как носитель "пост-теоретической" парадигмы социального знания / Методология науки сборник трудов участников Всероссийского семинара. Составитель и ответственный редактор: М. Н. Баландин. 1997. С. 230-235.
26. Сидоренко Л.П. В поисках новых ориентиров этической парадигмы философии / Право и практика. 2016. № 4. С. 172-177.
27. Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории / Пер. с нем. Медведева Ю. С. под ред. Скляднева Д. А. — М.: Наука, 2001.
28. Эйсен Н.Ф., Горбунов В.М. Политэкономическая парадигма инновационного развития / Современные парадигмы научных воззрений сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 160-162.