Фрагмент для ознакомления
2
Рыночная экономика, которая в настоящее время установилась в российском государстве, своим неотъемлемым элементом предполагает наличие развитой конкуренции.
Однако даже в условиях рыночной экономики в отдельных ситуациях целесообразно создавать организации-монополисты. Создание организаций-монополий обусловлено тем, что существует ряд отраслей, в которых одна организация может производить и поставлять на рынок уникальный продукт по
цене ниже, чем другие фирмы. Вместе с тем, необходим особый правовой режим деятельности таких организаций, в силу как особой значимости поставляемого ими продукта, так и в силу того, что данный продукт направлен на удовлетворение потребностей широкого круга лиц.
Основным законом, осуществляющим правовое регулирование деятельности естественных монополий, является ФЗ-147 «О естественных монополиях» от 17.08.1995 (в ред. от 11.06.2021 г.) (далее – ФЗ-147) . Ст.3 названного закона определяется понятие естественной монополии. Согласно данной норме, естественная монополия представляет такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на данном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, что обусловлено технологическими особенностями производства. Специфика естественных монополий, таким образом, состоит в том, что по мере увеличения объема производства существенно понижается стоимость единицы товара. Практически это означает, что затраты, производимые даже для небольшого объема продукции, очень велики. Однако по мере роста объема товара, с учетом уже сделанных инвестиций в производство, стоимость на каждую единицу товара снижается. Следовательно, чем больше производится продукта, тем ниже его стоимость. Вместе с тем, с учетом больших первоначальных вложений, такое производство под силу только крупным компаниям . Высокая стоимость первоначальных инвестиций в производство таких товаров обусловлена его технологическими особенностями, в связи с чем требуется дорогостоящее оборудование, наличие определенной инфраструктуры и т.д. Безусловно, такие затраты непосильны для небольших компаний, поэтому в данной сфере объективно необходимо существование естественных монополий. В качестве примера естественных монополий чаще всего приводят такие отрасли, как газовая, связи, водоснабжения, энергосбережения. Помимо высоких затрат на производство товаров в этих отраслях, есть и еще причина, по которой работать в означенной сфере могут только естественные монополии. Это поставка ряда продуктов на мировой рынок. К таким товарам можно отнести, например, газ, электричество.
Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны монополий, государство осуществляет над ними достаточно жесткий контроль. Согласно ст.6 ФЗ-147 государство устанавливает следующие основные методы контроля над естественными монополиями – ценовое регулирование, которое осуществляется посредством установления цен или тарифов, или их предельного значения; определение круга потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию естественными монополиями; при невозможности удовлетворить потребности потребителей в полном объеме, определяется минимальный уровень обеспечения. Таким образом, методы государственного контроля можно разделить на ценовые и неценовые. Наиболее часто на практике применяется именно ценовой метод регулирования. Ценовое регулирование может осуществляться, в свою очередь, несколькими способами. Первым способом является способ предельных издержек. Данный способ означает, что государство контролирует соответствие установленной монополистом цены на конечный продукт его предельным издержкам .
Метод средних издержек подразумевает, что сверхприбыль монополиста, изымается. В этом случае цена равна средним издержкам. Третий способ состоит в установления «потолка» цен на продукт.
Это означает, что государством устанавливается предельная цена на единицу продукта, выше которой продавать товар монополист не имеет права. Этот способ имеет такой существенный недостаток, как возникающий дефицит
продукта. Наконец, четвертый способ ценового регулирования состоит в субсидировании естественных монополий. Сущность этого способа состоит в том, что одни потребители продукции естественных монополий получают ее по более низким ценам, за счет других потребителей. Наиболее ярким примером такого регулирование являются тарифы на электроэнергию для граждан и организаций. Для граждан электроэнергия поставляется по пониженным, по сравнению с организациями, тарифам.
Именно метод ценового регулирования и является наиболее применяемым в современных условиях. Тарифы на все продукты, поставляемые естественными монополиями – газ, электроэнергию, водоснабжение, перевозки железнодорожным транспортом, связь – ежегодно индексируются в сторону увеличения. В российской экономике имеется непродолжительный опыт замораживания тарифов на продукцию естественных монополий . Например, в 2014 г. Кроме того, в 2015-2016 г. индексация тарифов была произведена на уровне ниже инфляционного. Такие меры, прежде всего, помогают снизить рост инфляции. Вместе с тем, представляется обоснованным мнение тех исследователей, которые в этой связи отмечают, что замораживание тарифов на продукцию естественных монополий приносит лишь краткосрочный эффект в экономике, в долгосрочной перспективе он не является достаточно действенным.
Менее распространены такие методы государственного контроля над деятельностью естественных монополий, как определение круга потребителей продукта и установление минимального объема обеспечения, при отсутствии возможности удовлетворить потребности потребителей в полном объеме .
Следует отметить, что помимо естественных монополий общегосударственного масштаба – например, ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», АО «Почта России» и др., в каждом субъекте федерации существуют и локальные монополии. Это организации, поставляющие тепловую и электрическую энергию, водоснабжение, водоотведение. В Хабаровском крае, например, примерами локальных естественных монополий являются ДЭК «Хабаровскэнергосбыт», МУП «Водоканал». Деятельность этих организаций, помимо ФЗ-147, регламентируется также актами субъекта.
Учитывая, что в связи с различными экономическими мировыми событиями, уровень жизни населения падает, растет задолженность потребителя перед поставщиками ресурсов. Кроме того, повышение тарифов неминуемо влечет за собой рост цен и на все остальные группы товаров на рынке, так как в стоимость любого товара закладываются расходы на его производство, хранение, транспортировку и т.д. Соответственно, повышение платы за перевозку, за термическую обработку продукции, на хранение в холодильных установках, также в конечном итоге влияют на цену конечного продукта в сторону повышения. Еще одной практической проблемой является непрозрачность формирования тарифов на продукцию естественных монополий.
В этой связи, решением означенных проблем, видится следующее.
Необходимо установить государственную собственность над всеми естественными монополиями, в том числе локального характера. Соответственно, устанавливать тарифы в этом случае на продукцию естественных монополий будет государство на федеральном уровне, а не непосредственно субъекты Федерации. Представляется, что в таком случае будет исключен возможный сговор естественных монополий и органов местной власти при установлении тарифов. Кроме того, при таком варианте решения проблемы будет усилен государственный контроль за снижением издержек при
производстве продукции естественными монополиями. В настоящее время локальные монополии не заинтересованы в том, чтобы сети, например, теплоснабжения, служили как можно дальше. В результате ежегодно во многих регионах наблюдается одна и та же картина – перекопанные теплотрассы по всему городу. Нередко порывы образуются в одних и тех же местах теплотрассы. Это свидетельствует о том, что при текущем ремонте компаниями используются некачественные материалы. В погоне за прибылью, монополисты экономят на качестве труб, устанавливая самые дешевы. Результаты такой «экономии» можно наблюдать ежегодно. Представляется, что установление жестких государственных стандартов к оборудованию, контроль за соблюдением этих стандартов, мог бы решить означенную проблему.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты, документы
1) "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/?ysclid=lhfwu7zkfr873922441
2) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lhfwssg76n542295196 (дата обращения 09.05.2023)
3) Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/ (дата обращения 09.05.2023)
Статьи, монографии
4) Алексеева Е. И. Проблемы антимонопольного регулирования деятельности естественных монополий // Молодой ученый. - 2022. - No 30 (425). - С. 89-91.
5) Белкин В. Н. Экономическая теория труда - Москва: Экономика, 2021.
6) Грибанова Д. В., Ограничивающие конкуренцию соглашения (картель) и экономическая выгода // Российская юстиция. — 2022. — № 11. — С. 31-37
7) Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы: монография / Е. П. Губин. - Репр. изд. - Москва: Норма: ИНФРА - М, 2023. - 316 с
8) Дерен, В. И. Экономическая теория и экономическая политика. Практикум: учебное пособие для вузов / В. И. Дерен. - 2 - е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 286 с.
9) Днепров, М. Ю. Основы экономической теории: учебник для среднего профессионального образования / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 216 с
10) Заздравных, А. В. Теория отраслевых рынков: учебник и практикум для вузов / А. В. Заздравных, Е. Ю. Бойцова. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 288 с.
11) Козлов Н. А. Сущность и нормативно-правовое регулирование деятельности естественных монополий в России// СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2023 г., г. Самара). - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 62-64
12) Козлов Н. А. Анализ регулирования естественных монополий коммунальной сферы за рубежом// СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2023 г., г. Самара). - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 57-59
13) Колосов, А. В. Институциональная экономика: учебник и практикум для вузов / А. В. Колосов. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 384 с
14) Нисневич, Ю. А. Политика и коррупция: коррупция как фактор мирового политического процесса: монография / Ю. А. Нисневич. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 240 с
15) Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: Дашков и К° , 2021
16) Олейник А. Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2021 Пожидаева Е. В. Государственное регулирование естественной монополии в Российской Федерации//ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах. Том 1. Под редакцией В.М. Кузьминой. Курск, 2023. С. 323-325
17) Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж : Питер, 2021.
18) Суханова Е. В. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебное пособие, 2019 г. – 195 с.
19) Татаринцева С.Г. Основные компоненты риск-менеджмента в структуре корпоративного управления финансами / Сегодня и завтра Российской экономики. No 95-96. – 2019. – с. 65-74.
20) Удалова Д. В., Шкарин В. А. Финансовые риски естественных монополий: проблемы и решения//ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ. 2020. № 2. С. 181-189