Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной тенденции развития мира качество профессионального образования приобретает большое значение. На данный момент в обществе нужен высококвалифицированный специалист, разбирающийся в различных условиях труда. Система подготовки специалистов должна выработать новые условия получения таких профессиональных качеств, при которых обучающийся получает максимальное количество общетеоретических знаний в сочетании с сугубо практическими, и в то же время востребованными и перспективными, что может обеспечить будущему специалисту социальную защищенность и более быструю и успешную адаптацию в социуме.
Все это поставило перед учебными заведениями профобразования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Их решение возможно при условиях: совершенствование информационно – методического сопровождения, высокого уровня постановки учебно-воспитательного процесса, прежде всего производственного обучения, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки учащихся, высокого уровня педагогических кадров.
Вся предшествующая практика подготовки свидетельствует о том, главные усилия были направлены на формирование монофункциональных профессионально значимых качеств. Возникла объективная потребность в создании модели формирования полифункциональных профессионально значимых качеств, однако организационные основы информационно методического сопровождения формирования профессионально значимых качеств личности обучающихся не разработаны в достаточной степени. Это и обозначило актуальность темы данной работы
Цель исследования: Обоснование необходимости информационно – методического сопровождения в процессе формирования профессиональных качеств
Объектом исследования является информационно- методическое сопровождение в рамках процесса формирования умений профессиональных качеств.
Предмет исследования: влияние информационно - методического сопровождения на формирование профессиональных качеств.
Задачи:
- определить характер информационно – методического сопровождения в процессе формирования профессиональных качеств у специалистов;
- изучить специфику развития умений профессиональных качеств у специалистов
- обосновать создание организации информационно – методического сопровождения в условиях процесса формирования профессиональных качеств
- разработать рекомендации в условиях процесса формирования умений профессиональных качеств
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что информационно-методическое сопровождение образовательного процесса выступает, с одной стороны, как часть традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной система, направленная на развитие активной творческой деятельности учащихся с применением новых информационных технологий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
1.1. Характер информационно-методического сопровождения в процессе формирования профессиональных качеств у специалистов
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» закрепляет, что реализуемая педагогическим вузом основная образовательная программа бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам, при этом их содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети высшего профессионального образовательного учреждения . Данное требование может быть выполнено только в том случае, если профессорско-преподавательским составом вуза подготовлены учебно-методические материалы, имеющие две формы реализации – печатную и электронную.
Введение новых стандартов высшего профессионального образования выдвинуло принципиально новые требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. При этом «новые» стандарты уже активно реализуются педагогическими вузами, намечается первый выпуск бакалавров, обучавшихся по ФГОС ВПО, а преподаватели вузов до сих пор испытывают трудности в переходе на новую систему подготовки педагогических кадров. Это проявляется не только в тяжелом осмыслении целей компетентностного подхода и результатов, которые необходимо получить (в виде профессиональных компетенций), но и в том, каким образом подготовить учебно-методические комплексы дисциплин, соответствующие «новым» стандартам.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования // Фундаментальные исследования. – 2013. - №8 (часть 5). – стр.1187 – 1192.
2. Демченко З.А. Лебедев В.Д. Общая методология научного творчества (на примере выпускной квалификационной работы): учеб. метод. пособие. Архангельск: Cев. (Аркт.) фед. ун-т, 2011
3. Демченко З.А., Лебедев В.Д., Мясищев Г.Д. Методология научно-исследовательской деятельности (направление подготовки 15.03.02 и 15.04.02) «Технологические машины и оборудование): учебно-методическое пособие: Сев. (Актич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: САФУ, 2015
4. Еремова Н.Ф. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов ВУЗов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 36 с.
5. Изард К. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 454 с.
6. Икрина Я. Г. Методика формирования профессионально-коммуникативной направленности студентов в процессе изучения иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (45). Ч. 1. С. 71-77.
7. Колмогорова О. А. О профессионально значимых качествах личности студента – участника студенческого самоуправления // Гуманизация образования в России: сборник материалов интерактивной научно-практической конференции, посвященной памяти Ф. А. Орехова. Магнитогорск: ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», 2008. С. 138-143.
8. Коркин, А.М. Организация правового образования с использованием современных информационных технологий / А.М. Коркин // Учитель. – 2000. – № 2. – С. 34 – 36.
9. Мандель, Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в современном вузе: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 276 с.: ил. - Библиогр. в кн.
10. Новиков Д.А. Предмет и структура методологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.methodolog.ru/method.htm
11. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. д. филол. н., проф. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Русский язык, 1984. 797 с.
12. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании : теория, методика, практика / под. ред. О.В. Зиминой, А.И. Кириллова. – М. : Издательство МЭИ, 2003. – 11 с.
13. Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики - Воронеж: Издательство «Кварта», 2009
14. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2-х кн. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. Кн. 2. Процесс воспитания. 256 с.
15. Полякова Е. И. Социокультурная, коммуникативная и профессиональная составляющие языковой подготовки будущих специалистов // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (92). С. 100-102.
16. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / под науч. ред. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. - 84 с.
17. Прохорова М. П. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании // Наука и школа. - 2011. - № 5. - С. 4-6.
18. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности: методические рекомендации / под ред. А.В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 312 с.
19. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. - 464 с.:ил.
20. Рыбальчик О. А., Симакова С. М. Из опыта воспитательной работы в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (44). Ч. 1. С. 171-174.
21. Сибирякова, Т.Б. Повышение качества профессионального образования – важное условие обеспечения социально-экономического развития России / Т.Б. Сибирякова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2011. – № 4 (17). – С. 200 – 203.
22. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (срок обучения 4 года): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf.
24. Хамков, В.И. Психология труда : учебное пособие / В.И. Хамков ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань : Познание, 2008. - 116 с.
25. Электронный учебно-методический комплекс «Образовательное право»: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012610433 / А.С. Киндяшова; заявл. 14.11.2011; зарегистр. 10.01.2012.