Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Любой учитель должен уметь эффективно сочетать педагогические приемы и научно-исследовательский опыт, внедрять передовые разработки. В настоящее время показателем эффективности научной организации труда служит школьная успеваемость, умение школьников мыслить. Инструментами внедрения результатов научно-исследовательской деятельности являются: применение приемов организации труда, правильное методическое обеспечение учебной дисциплины, использование дидактических материалов [1].
Кроме регулярного ссылания на мировой научный опыт и передовые технологии, важным инструментом повышения качества образования является постоянное, регулярно обновляемое и контролируемое методическое обеспечение занятий. Каждый урок должен быть тщательно спланирован. На основании методических рекомендаций к учебному курсу осуществляется планирование каждого отдельного занятий, осуществляется тщательный отбор задач для классного и домашнего решения.
Невозможно достичь повышения уровня мотивированности учащихся, получить ответный положительный результат при проведении урока без четко разработанной программы. Именно методическому обеспечению следует уделять первостепенное значение. Необходимо помнить, что учитель всегда и во всех смыслах является ведущей центральной фигурой в процессе управления и организации учебного процесса. В связи с этим к учителю предъявляют и соответствующие требования. Учитель не имеет право оказывать учебно-воспитательное воздействие на учащегося, не подтвердив его личным примером. Учитель должен неукоснительно соблюдать этику и деонтологию [2].
В ходе реализации непосредственно учебного процесса рекомендуется следующее: использовать новейшие методики обучения, применять приемы моделирования с целью повышения запоминаемости, применять рациональные методики проверки домашнего задания, задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий. Педагогу рекомендуется сократить до минимума применение различных записей, повысив при этом процент мультимедийных презентаций, плакатов или прочих аудио – визуальных средств.
Целесообразно проводить урок в неформальной обстановке, в виде пресс-конференций, круглых столов, семинаров, что позволяет существенно повысить уровень открытости учащихся не только для общения, но и для получения новых знаний. При отсутствии рамок и ограничений в виде стандартной системы обучения возникает более высокая способность к запоминанию информации, активному участию в обсуждениях, развитию критического мышления.
Проблематика исследования. При активном участии и переработке полученной информации, возможно, не только ее механическое запоминание, но и дальнейшее применение в практических целях. Рекомендуется прорабатывать различные ситуации, касающиеся темы урока, решать практические и ситуационные задачи. Именно этот прием дает человеку возможность максимально усвоить информацию, расширить кругозор, развить мышление [3]. Для успешного внедрения инновационных процессов в образовательную систему, учителя нуждаются в информационно-методическом сопровождении и поддержке своей деятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, что успешность в решении педагогических задач, эффективность формирования профессиональных компетенций педагога и школьная успеваемость зависят от степени готовности к инновационной деятельности. Для успешного ведения педагогической деятельности в современных условиях важно информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности.
Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты информационно-методического сопровождения педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы сопровождения профессионально-педагогической деятельности как одного из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса
2. Раскрыть сущность информационно-методического сопровождения в формировании профессиональной компетенции педагога
3. Рассмотреть особенности информационно-методического сопровождения и методической поддержки профессиональной деятельности педагогов в условиях модернизации образования
4. Обобщить опыт организации информационно – методического сопровождения профессионально педагогической деятельности в образовательной организации
5. Изучить особенности проектирования информационно–методической деятельности образовательных организаций с позиций методического сопровождения профессиональной деятельности педагога
Объект исследования: методическая работа в условиях современного образования.
Предмет исследования: информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности в формировании профессиональной компетенции педагога.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности профессиональной подготовки педагогов, усовершенствования педагогической деятельности, для повышения умения педагогов решать педагогические задачи. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекций, практических и семинарских занятий для студентов педагогических и других учебных учреждений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы сопровождения профессионально педагогической деятельности как одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса
1.1. Сущность информационно-методического сопровождения в формировании профессиональной компетенции педагога
В правительственных документах, определяющих основные направления государственной инновационной политики в области образования: «Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации до 2020 года; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015гг в качестве необходимого условия модернизации системы образования рассматривается формирование инновационной деятельности педагога как важнейшей составляющей нового педагогического профессионализма.
При этом акцент делается на развитии инновационного потенциала конкретных территорий, формировании внутри региональных и муниципальных систем образования инновационных сфер как областей создания, распространения и внедрения образовательных инноваций [1]. Это актуализирует проблему управления инновационной деятельностью педагогов.
Подходы к управлению развитием региональных и муниципальных систем образования и происходящими в них инновационными процессами оказались в центре внимания многих ученых (В.Н. Аверкин, Е.И. Казакова, В.Ю. Кричевский, С.А. Лазарев, О.Е. Лебедев, А.А. Орлов, М.М. Поташник). С точки зрения подготовки к инновационной деятельности перспективными являются разработки В.С.Лазарева, С.Д.Полякова и М.М.Поташника в области содержания функций управления инновациями. Продуктивные подходы к моделированию системы подготовки учителя к инновационной деятельности, описанные в работах Т.К.Клименко, Л.С.Подымовой, В.А.Сластенина и др., позволяют нам целостно представить содержание информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов как способа управления их инновационной деятельностью.
Информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности представляет собой важный компонент методической работы, которая, в свою очередь, является важной составляющей современной образовательной системы. Сопровождение представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных действий и процедур, которые обеспечивают педагогам помощь и поддержку в повседневных вопросах, касающихся их профессиональной деятельности. Такая помощь может потребоваться на всех этапах профессионального становления, а также развития их карьеры. Помощь может быть довольно разнообразной, разносторонней. Как правило, она носит индивидуализированный и дифференцированный подход.
Такой подход дает возможность обеспечить возможность гибко реагировать на профессионально-личностны
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Битянова, М. Р. Практическая психология в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 296 с.
2. Воробьев О., Кулаков В., Мкртчян Н. Проблемы кадрового обеспечения и экспорт образовательных услуг в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. – 2004 - № 4..- С.114.
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 336 с.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании ( методолого- теоретический аспект). Проблемы качества образования. М., 2004.
5. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования. М.; Уфа.2005.
6. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография [Текст]/Г.А.Игнатьева. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – 344 с.
7. Казакова, Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): автореф. дис. … пед. наук / Е. И. Казакова. – СПб., 1995. – 32 с.
8. Кирдянкина, С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя : автореф. дис. … канд. пед. наук / С. В. Кирдянкина. – Хабаровск, 2011. – 24 с.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. – Электрон. текст. дан. – Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации, 2009. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minecactivity/sections/strategicPlaning/concept/doc1193835322297.
10. Мардахаев, Л. В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. – 2010. –№6. – С. 7–10.
11. Милованова, Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения / Н. Г. Милованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых. – СПб. : Экспресс, 2013. – 365 с.
12. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. – 3-еизд., испр. и доп. – М. : Академия, 2000. – 200 с.
13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 1999. –944 с.
14. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., «Академия», 2000.
15. Радионова, Н. Ф. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования / А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: коллективн. моногр. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. –Вып. VII. – С. 7–17.
16. Сластенин В.А. - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. -488 с.; Управление развитием инновационных процессов в школе / под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. - М., 1995. – 256 с.
17. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. [Текст] – Екатеринбург: издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с.
18. Уваров Е.В. Формирование информационно-коммуникативной компетенции у будущих специалистов сферы обслуживания. – Ж. «Среднее профессиональное образование». М., 2012 №7.
19. Ушаков К. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения администратора, внедряющего инновации. //Директор школы.-1996. - №5., с.4-5.
20. Чебанная И.А. Понятие и структура компетенций выпускников в условиях профессионального образования // Вестник Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – Вып. 55. – С. 62-65.
21. Чебанная И.А. Профессиональные компетенции и технологии их формирования в условиях колледжа // Современные образовательные технологии. Матер. Всеросс. научно-практ. конф. – Тверь: ТГТУ, 2008.
22. Чебанная И.А. Совершенствование содержания деятельности колледжа по формированию профессиональных компетенций выпускника. Метод. рекомендации. – Георгиевск, 2007. – 26 с.
23. Чебанная И.А. Теоретические подходы к определению профессиональных компетенций выпускников СПО // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. Матер. 53-й научно-метод. конф. СГУ «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 99–103.
24. Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций специалиста средствами информационно-коммуникационных технологий // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. Матер. 53-й научно-метод. конф. СГУ «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 103–105.
25. Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций средствами интеграции содержания общего образования и среднего профессионального образования // Актуальные проблемы инновационной деятельности в средней и высшей школе. Межвуз. сб. науч. ст. – Ставрополь: Литера, 2008. – Вып. 3. – С. 86–92.