Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования связана с задачей ускорить социально-экономическое развитие России и регионов, поставленной Президентом России перед Правительством РФ, федеральным, региональным и местным органам власти, деятельностью которых является рост национальной экономики и регионального развития, улучшение конкурентоспособности ее экономики, улучшение эффективности управления, улучшение жизни граждан РФ. Для повышения эффективности управления регионами требуется разработка современных методологических подходов для управления регионами на основе систем стратегического плана, выбора системы подходов и методического, инструментального решения задач. Важнейший вопрос в области управления и обеспечения устойчивого развития субъекта Федерации – учет факторов регионального инвестиционного климата, особенностей развития регионов, сложностей и комплексностей региональной социальной системы. При этом участники реализации стратегических, программных и социальных проектов являются представителями крупных, средних и малых бизнесов, некоммерческими организациями, а также всеми жителями региона. Региональные экономические политики - это часть общегосударственных экономических политик, направленных на конкретную территорию страны и необязательно совпадающих с территорией административных территорий.
Региональные экономические политики не могут быть согласованы с другими экономическими политиками: промышленными, научно-техническими, инвестиционными и т.д. Региональные политики - неотъемлемая часть всех деятельности государства в экономике.
Важно учитывать, что региональные политики не являются политикой отдельного административного образования, а субъектом влияния региональных политик является целостная экономическая территория. В настоящее время обсуждаемый вопрос весьма актуален, так как государство оказывает прямое или косвенное влияние на экономическую стабильность страны, позволяя замедлить инфляцию и стабилизацию. Как бы не вовлекалась государственная администрация в развитие экономической деятельности и как ее регулировали, без неё невозможно было бы вести бизнес по соответствующему уровню. Государство способно воздействовать на несколько способов: юридические, финансовые. Регулирование рыночных правил и финансовых потоков и поддержка предпринимателей в надлежащей форме обеспечивает государство необходимый уровень дисциплины частного сектора. Степень влияния его определяется, в первую очередь, по степени развития бизнес-сферы. Одна из самых важных задач макроэкономики – это проблема роста экономики и темпов ее роста. Особенно актуальна тема исследования в связи с последними событиями, связанным с проведением на Украине специального военного операции и введением антироссийских санкций с конца февраля-март 2022 года. Чтобы нейтрализовать угрозу безопасности России, нужно работать над повышением эффективности экономических секторов, существенно отличающихся по содержанию. Основной опасностью является подмена региональных политик, политикой регионов. Такая рокировка влечет за собой менее оптимальную национальную экономику в целом и сумма интересов административных и территориальных субъектов государства не может оказаться равнозначной национальному хозяйственному интересу. В этой ситуации высокая вероятность децентрализации страны, подчинения экономики регионов другими странами. Региональные экономические политики по сути являются разносторонними и имеют множество разных направлений осуществления. Это обусловлено различными географическими, геополитическими, экономическими положениями регионов России и сложностью федерального устройства России и тесной взаимосвязью региональной экономики с политическими курсами страны.
Целью работы является разработка аналитического блока социально-экономического развития региона.
В соответствии с названной целью, при написании работы определены следующие задачи исследования:
привести социально-экономическую характеристику региона;
провести оценку динамики экономического развития и необходимость формирования новой региональной политики;
определить проблемы и перспективы совершенствования социально-экономического развития региона.
Объектом исследования является стратегия социально-экономического развития Липецкой области.
Предметом исследования являются основы региональной политики в системе обеспечения экономического развития региона.
Научная значимость исследования заключается в том, что материал работы может быть использован при дальнейшем рассмотрении вопросов региональной экономики, как в теории, так и в практике функционирования объекта исследования работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе разработаны мероприятия перспективы совершенствования социально-экономического развития Липецкой области.
Основными методами исследования стали сравнительный анализ, системный подход и методика анализа основных экономических показателей деятельности. Основной информационной базой исследования служат общая информация о развитии объекта исследования и статистическая отчетность. Теоретической базой исследования явились фундаментальные работы в области экономического анализа, труды российских и зарубежных экономистов, научная литература и периодические издания, относящиеся к теме данного исследования.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Введение содержит такие сущностные характеристики исследования, как: актуальность темы, цель и задачи, объект и предмет, а также научную и практическую значимость характеристику методов исследования и структурных элементов курсового исследования. В основной части работы, состоящей из двух глав, рассмотрены теоретико-методологические основы региональной политики в системе обеспечения экономического развития региона, а также проведен анализ и определены перспективы ее совершенствования в регионе. Заключение содержит обобщающие выводы, сделанные автором по результатам проведенного исследования. Список использованных источников представлен перечнем нормативно-правовых актов, научной и учебной литературы, используемой в процессе написания работы.
1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
1.1 Анализ динамики показателей
Основные показатели социально-экономического развития Липецкой области в 2021 году превышают среднероссийский уровень:
индекс физического объема валового регионального продукта -107,5% (МСФО ВВП России - 104,7%);
индекс промышленного производства-106,6% (РФ - 106,4%);
уровень безработицы-по методологии МОТ) - 4,2% (РФ - 4,8%);
население с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - 8,2% (РФ – 11%).
В 2021 году среднегодовая численность населения региона составляла 1 120,9 тыс. человек, в 2022 году, по оценкам, численность населения сократится на 12,7 тыс. человек и составит 1 108,2 тыс. человек. В 2021 году естественная убыль населения составляла -13,2 на 1000 жителей, в 2022 году она оценивалась в 9,6 на 1000 жителей.
Доля населения трудоспособного возраста увеличилась до 55,8% в начале 2022 года (до 54,5% на 1 января 2021 года), старше трудоспособного возраста снизилась до 27,1% (до 28,4% на 1 января 2021 года). На 1 января 2022 года численность населения трудоспособного возраста составляла 621,6 тысячи человек, из них трудоспособного возраста - 301,3 тысячи человек, старше трудоспособного возраста - 301,3 тысячи человек. Важным фактором, влияющим на демографическую ситуацию, является миграция. В 2021 году иммиграционный прирост составил 258 человек. Положительное миграционное сальдо для Липецкой области наблюдается за счет международной миграции – 1641 человек в 2021 году. Наибольший отток населения в другие регионы России происходит по двум направлениям: Московская область (-1 026 человек в 2021 году), Воронежская область (-446 человек в 2021 году).
В 2022 году из-за текущей ситуации в мире наблюдается отрицательный профицит миграции как внутрироссийской, так и международной. До конца года планируется сокращение численности населения на 300 человек. Основные показатели социально-экономического развития Липецкой области в 2021 году превышают среднероссийский уровень:
индекс физического объема валового регионального продукта -107,5% (по МСФО-104,7% ВВП России);
индекс промышленного производства-106,6% (РФ - 106,4%);
уровень безработицы-по методологии МОТ) - 4,2% (РФ - 4,8%);
население с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - 8,2% (РФ – 11%).
В 2021 году среднегодовая численность населения региона составляла 1 120,9 тыс. человек, в 2022 году, по оценкам, численность населения сократится на 12,7 тыс. человек и составит 1 108,2 тыс. человек. В 2021 году естественная убыль населения составляла -13,2 на 1000 жителей, в 2022 году она оценивалась в 9,6 на 1000 жителей.
Доля населения трудоспособного возраста увеличилась до 55,8% в начале 2022 года (до 54,5% к 1 января 2021 года), пожилых людей трудоспособного возраста снизилась до 27,1% (до 28,4% к 1 января 2021 года). На 1 января 2022 года численность населения в трудоспособном возрасте составляла 621,6 тыс. человек, из них в трудоспособном возрасте - 301,3 тыс. человек, в возрасте старше трудоспособного возраста - 301,3 тыс. человек.
Важным фактором, влияющим на демографическую ситуацию, является миграция. В 2021 году иммиграционный прирост составил 258 человек. Положительное миграционное сальдо для Липецкой области наблюдается за счет международной миграции – 1641 человек в 2021 году. Наибольший отток населения в другие регионы России происходит по двум направлениям: Московская область (-1 026 человек в 2021 году), Воронежская область (-446 человек в 2021 году). В 2022 году из-за текущей ситуации в мире наблюдается отрицательный профицит миграции как внутрироссийской, так и международной. К концу года численность населения планируется сократить на 300 человек.
Основной прирост валового регионального продукта в 2022 году был достигнут за счет сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства (109,9%). Снижение наблюдается на обрабатывающих предприятиях (85%), в строительстве (97,4%), оптовой и розничной торговле, ремонте транспортных средств и мотоциклов (94,9%), транспорте и хранении (90,14%), в сфере недвижимости (84,6%), в сфере государственного управления и в сфере военной безопасности, в сфере обязательного социального обеспечения (90,7%), в сфере здравоохранения и социальных услуг (97,1%).
Согласно прогнозу на 2023-2025 годы, рост ВРП в базовом варианте к 2022 году составит 106,5% и достигнет 1 029,4 млрд рублей. Восстановление уровня 2021 года произойдет в 2024 году.
Рост валового регионального продукта обеспечивается высокими темпами роста:
в оптовой и розничной торговле; ремонт транспортных средств и мотоциклов путем восстановления потребительского спроса, развитие альтернативных каналов сбыта (кооперативные сельскохозяйственные рынки, фирменные магазины по продаже продукции собственного производства, дистанционная торговля).
в строительстве за счет реализации инфраструктурных проектов, в том числе на условиях софинансирования из федерального бюджета, развития жилищного строительства, увеличения финансирования строительства и содержания автомобильных дорог;
в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве;
в обрабатывающей промышленности;
службы здравоохранения и социального обеспечения.
В 2021 году металлургический сектор составляет 58,9%, производство продуктов питания - 18,2%, электрооборудование - 3,5%, производство готовых металлов, кроме машин и оборудования, – 3%, производство бумаги и бумаги - 2,9%, электроэнергия, газ и пар, кондиционирование воздуха - 2,5%, водоснабжение, канализация, водоснабжение и водоотведение - 2,5%, водоснабжение и водоотведение - 2,5%, водоснабжение и водоотведение - 2,5%, водоснабжение и водоотведение - 2,5%, водоснабжение - 2,5%, водоснабжение - 2,5%, водоснабжение - 2,5%, водоснабжение - 2,5%, водоснабжение - вывоз отходов составляет 1,4%, а остальные 9,6%.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адиятуллина Э.Т., Галимзянов Р.Р. Оценка регионального экономического потенциала Республики Татарстан // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. - № 12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13202
2. Алексеев, М.Д. Угрозы обеспечения экономической безопасности РФ [Текст] / М.Д. Алексеев // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. — 2018. — № 5. — С. 18-26.
3. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации [Текст] / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
4. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
5. Барт, А.А. Сущность и структура механизма экономической безопасности [Текст] // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд.- 2019. – 499 с.
6. Бобровских, Е. А. Оценка степени включенности региональной экономики в цепочки создания добавленной стоимости [Текст] / Е. А. Бобровских // Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – с. 42-44.
7. Богатырева, М. В. Основы экономики [Текст]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
8. Богомолов, В.А. Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. М., 2020. - 295 с.
9. Борисов, Е. Ф. Экономика [Текст]: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
10. Васильева, В. М. Государственная политика и управление [Текст]: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
11. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором [Текст]: учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
12. Земскова, Е.С. Инновационная безопасность как подсистема экономической безопасности [Текст] / Е.С. Земскова // Контентус. — 2019. — № 3 (80). — С. 65-72.
13. Меркулов, А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления [Текст] / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги — 2020: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 17-22.
14. Мунтхер, Алматар. Развитие экономики региона на основе логистических центров [Текст] / Алматар Мунтхер // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – с. 153-156.
15. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration) [Текст]: учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с.
16. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений [Текст]: учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой. – Москва Издательство Юрайт, 2021. – 387 с.
17. Перелыгина, А. С. Направления развития внешнеэкономической конкурентоспособности Ростовской области с учетом кластеризации экономики [Текст] / А. С. Перелыгина // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – с. 395-399.
18. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы [Тест]: учебное пособие / ред. Глушкова В. Г., Луговский А. М. — М.: КноРус. 2020. – 288 с.
19. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 2. [Текст]: учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Шедько [и др.]; под редакцией Ю. Н. Шедько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 302 с.
20. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:/gks.ru/
21. Чернова, В. В. Экономическая безопасность РФ: проблемы и пути решения [Текст] / В. В. Чернова // Вестник научных конференций. - 2015. - № 1-1. - С. 157-159.