Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На совершенном конкурентном рынке существует достаточно большое количество продавцов и покупателей товара, в связи с чем, ни один продавец не может самостоятельно влиять на цену товара. Цена определяется исходя из рыночных закономерностей предложения и спроса, при этом, производители принимают рыночную цену данность, решая, сколько при этом производить и продавать товара, а покупатели принимают ее как данность, решая, сколько товара купить.
С точки зрения экономической теории. Естественной монополией называют ту отрасль экономики, которая способна нормально функционировать лишь в условиях отсутствия конкуренции. Когда у таких предприятий возникает конкурент, издержки производства перестают быть наименьшими, прибыль становится меньше, что в свою очередь ведет к увеличению цен на товары и услуги. Таким образом, естественная монополия целесообразна в отраслях важных для экономики страны (железнодорожные перевозки, газо-нефте-трубопроводы).
Компании, относящиеся в нашей стране, к сфере естественных монополий, также как и подавляющее большинство предприятий промышленной сферы, подверглись влиянию неблагоприятных факторов переходной экономики. В результате чего, снизился их производственный потенциал, а также произошло существенное ухудшение финансовой устойчивости ряда предприятий естественных монополий и они столкнулись с необходимостью адаптации к новым рыночным условиям.
При этом, стоит заметить, что от адекватности финансового поведения компаний – естественных монополистов в конечном счете зависит не только их непосредственное выживание, но и перспективы общей стабилизации и развития предпринимательской активности в российской экономике.
Именно поэтому, тема монополии и ее проявления в экономике России до сих пор актуальна и играет важную роль в изучении экономических процессов.
Исходя из цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие, виды и особенности монополий;
- рассмотреть историю возникновения и развития монополий;
- проанализировать особенности деятельности современных монополий и их влияние на экономику;
- изучить основные современные российские монополии и специфику их деятельности;
- проанализировать особенности антимонопольной политики России.
Курсовая работа состоит из двух частей. Первая – теоретическая, она рассматривает основные теоретические вопросы возникновения и существования монополий. Вторая – практическая, она посвящена анализу деятельности современных монополий, а так особенностям противодействия монополиям и антимонопольной политике.
Курсовая работа написана с использованием данных учебно-методический пособий, средств периодической печати, а также интернет источников.
Глава 1. Определение монополии и история ее возникновения
1.1 Понятие монополии и ее виды
Спецификой существования естественных монополий в России является то, что для них никто и никогда не считал ни предельных доходов, ни предельных издержек. Существование естественных монополий было нормальным явлением еще в социалистической директивной экономике, поэтому они естественным путем последовательных укрупнений перешли в открытый рынок в своем первозданном виде. При этом, необходимо отметить, что не смотря на важность вопроса серьезного всестороннего анализа функционирования естественных монополий, в российской переходной экономике не проводилось.
Для начала необходимо дать определение самому понятию “монополия”. Монополией называют абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции . Это хозяйствующий субъект, олицетворяющий собой отрасль, определяющий рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи.
Проблема монополизации отдельных отраслей и уровень конкуренции притягивают особое внимание сегодня не только специалистов в области экономики и финансов, но и простого населения.
В нашей стране, особенностью промышленности которой является наличие наследства от бывшего СССР в виде целого комплекса гигантов-монополистов, особенно остро стоит проблема демонополизации экономики, а также недопущения усиления роли уже существующих монополий.
В связи с этим большое значение приобретают вопросы создания и усовершенствования законодательной базы регулирующей монополистические процессы и конкуренцию, а также есть понимание необходимости проведения экономических реформ в данной области.
Первые в мире монополии формировались сверху распоряжениями государства, путем выделения одной фирме привилегированного права на торговлю тем или иным товаром. Чистая монополия – это когда на рынке только один продавец, это может быть как государственная организация, так и частная регулируемая или нерегулируемая монополия. При этом, в каждом случае ценообразование может складываться по-разному .
Так, используя государственную монополию, с помощью политики цен можно достигать самые разные цели: установить цену ниже себестоимости, чтобы покупатели, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость, могли его приобрести, если товар имеет для них высокую значимость. Регулируемая монополия – это ситуация, когда государство разрешает фирме устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", что в свою очередь дает возможность поддерживать и, при необходимости, расширять производство. При нерегулируемой монополии наоборот, фирма самостоятельно устанавливает цены.
Монополист контролирует занимаемый им сегмент рынка полностью или в существенной степени. Антимонопольным законодательством многих стран мира предусмотрено монопольное положение фирмы в случае занятия ей от 30% до 70%. При этом, для таких фирм предусмотрены различные жесткие санкции: от регулирования цен и крупных штрафов, до принудительного раздела фирмы.
Однако существуют такие сегменты рынка, где существование рыночной конкуренции было бы еще более неэффективно, и где монополия — единственный способ существования отрасли в целом. Самый яркий пример этого - метрополитен.
В экономической теории существуют разные виды монополий, которые можно условно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия - монополия, возникающая ввиду объективных причин, когда спрос товар монополии в лучшей степени удовлетворяется одной фирмой. В основе таком монополии лежат особенности технологического процесса и/или обслуживания потребителей, а конкуренция в таких отраслях невозможна или нежелательна. Примером естественной монополии могут служить сферы энергообеспечения, телефонных услуг и т.д. В таких отраслях существует либо ограниченное количество, либо единственное национальное предприятие, в связи с чем, они и занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает как результат действий государственных органов . Это, может быть, как предоставление отдельным компаниям исключительных прав на выполнение определенного рода деятельности, так и формирование организационных структур для государственных предприятий, когда они, объединившись, подчиняются разным государственным структурам. Как правило, в такие объединения группируются предприятия одной сферы деятельности, они выступают на рынке в роли одного хозяйствующего субъекта и между ними нет конкуренции.
Экономический вид монополии является наиболее распространенным. Появление экономической монополии обусловлено рядом
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560 c.
2. Балашов, А.И. Экономическая теория: Учебник. / А.И. Балашов и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 527 c.
3. Бардовский, В.П. Экономическая теория: Учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
4. Басовский, Л.Е. Экономическая теория: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 375 c.
5. Белоус Т. Я. Международные промышленные монополии; Мысль - М., 2016. - 280 c.
6. Аносова, А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт, 2013. - 521 c.
7. Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 2: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 198 c.
8. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
9. Даниленко, Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие / Л.Н. Даниленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 c.
10. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 920 c.
11. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 608 c.
12. Каретникова Анна Монополия на страх; Эксмо - М., 2016. - 384 c.
13. Кульков, В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 375 c.
14. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. - СПб.: Питер, 2013. - 560 c.
15. Поляков, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Поляков, Р.К. Щенин. - М.: КноРус, 2013. - 320 c.
16. Розанова, Н.М. Макроэкономика: Учебник. Продвинутый курс. В 2 т., перераб., и доп / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 665 c.
17. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686 c.
18. Тукенов А. А. Рынок электроэнергии. От монополии к конкуренции; Энергоатомиздат - М., 2014. - 416 c.
19. ДиЛоренцо Томас. Миф о «естественной монополии» // Современная конкуренция. - 2014. - № 5. - С. 100-114.
20. Дж. Вильсон, Цапелик В. “Естественные монополии России” //Вопросы экономики № 11, 2014.
21. Матвеева Н. «О правовом регулировании естественных монополий». Общество и Экономика №1, 2015.
22. Коптин Д. Р. Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках // Известия. - СПбУЭФ. - 2015. - № 4. - С.15-20.
23. Лисица Е.С. Естественные монополии в мировой экономике: сущность, генезис и тенденции развития // Вопросы экономики. - 2014. - №5.- С. 12-18.
24. Сапир Ж. Естественные монополии: проблемы определения и контроля // Проблемы прогнозирования. - 2014. - №6. - С. 46.
25. http://center-yf.ru/data/economy/monopoliya-2017.php