Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТИЛЯ "АМПИР"
1.1 Исторический контекст появления стиля
Можно сказать, что история европейского костюма XIX века начинается с революционных событий во Франции конца XVIII века. Принципы, по которым формировался костюм XIX столетия, были заложены именно в то время. Французская буржуазная революция, свергнув феодализм, проложила дорогу для развития капитализма. Новая эпоха была характерна бурным развитием общества, подъёмом экономики, рядом научных открытий, новым темпом жизни и резкими социальными противоречиями. Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство и в одежде. Моды, диктуемые двором, уступили место модам буржуазным, основным элементом которых явилось внешнее единообразие. Мужской костюм XIX века в принципе костюм деловой. Если в прежние века при помощи костюма подчёркивалось безделье, праздность, то теперь костюм выражает энергию, деловитость человека нового времени. Классовое положение теперь определяется наличием модных туалетов, их количеством, украшениями и той изысканностью, элегантностью кроя, которая отличает линии костюма, сшитого лучшими портными. Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью В XIX веке ведущая роль в модах перешла к женскому костюму. Мужской костюм мог отличаться только качеством ткани, белизной белья. Выделяться яркостью одежды или обилием украшений считалось для мужчин дурным тоном. Женщина же XIX столетия постепенно становится как бы рекламой - выставкой благосостояния и положения в обществе своего мужа, символом процветания его дел. И если мужской костюм на протяжении века будет изменяться лишь в деталях, то женский будет откликаться на все новые направления в искусстве и подчиняться им. Официально уравненные перед законом, все слои городского населения могли одеваться одинаково. Поэтому важны стали в костюме различия профессиональные. В силу трудовых и бытовых условий костюм трудящегося отличался от костюма крупного буржуа, костюм художника - от костюма рабочего и т.д. Но основным различием в одежде теперь стало различие между костюмом городского и сельского населения. В начале XIX века ведущими модами были французские, хотя в мужском костюме по-прежнему чувствовалось влияние более строгих английских одежд. Мода этого времени стала значительным контрастом к пышным юбкам предшествующего и последующего периода. Исчезли кринолины и парики, корсеты. Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром, пропагандируемая эпохой Просвещения, способствовала появлению нового костюма, а ориентация на Древнюю Грецию и Рим - возникновению моды а-ля антик. В 1804 году молодой консул Наполеон объявил себя императором. Весь период с 1804 до 1820 года в искусстве и костюме носит название ампир. Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского "империя"). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Так же как классицизм XVIII в., стиль ампир вдохновлялся античными образами. Характерными элементами орнамента были античные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви, львы. Плотными симметричными рядами располагались орнаментальные рельефы, росписи на неподвижной глади дворцовых стен или лакированной мебели, создавая величественную монументальность интерьера. Когда Наполеон стал императором, период революционных вольностей сошёл на нет, и хотя общий силуэт сохранился, оголяться дамы стали намного меньше, декольте поползло вверх. Ближе к 1804 году платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка. Известна история о том, как Наполеон заметил красивую молодую даму в очень смелом наряде. Он громко вызвал её из толпы и грозно сказал: "Мадам, вы раздеты, идите оденьтесь!". Период Империи ввел тяжелые шелка и бархат, массивные античные орнаменты, золотое шитье на шлейфах платьев - их дизайн был разработан к коронации Бонапарта. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники "стюарт". Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшают однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.
Стиль "ампир" в моде возник во Франции в начале XIX века и продолжился до середины века. Название "ампир" происходит от имени Наполеона Бонапарта - так было названо его правление, продолжающееся с 1799 по 1815 годы. Этот период во французской истории называют "Эпохой Наполеона".
Изначально стиль "ампир" возник в архитектуре и искусстве, где он выражался в чистых линиях, строгом упрощении декоративных элементов, симметричности и гармонии форм.
Стиль "ампир" в моде возник как противоположность более сложному, традиционному стилю "рококо". Он был связан с идейными принципами и философией эпохи Просвещения, выражал стремление к простоте, ясности и гармонии.
Женская мода в стиле "ампир" была создана для показа женской красоты и грации, а также для укрепления позиции женщин в обществе. Стиль характеризовался высокой талией, стройным телосложением, легкими и воздушными материалами, такими как шифон и муслин. Во время этой эпохи появился корсет, который формировал женскую фигуру.
Стиль "ампир" стал популярен благодаря высокому статусу Наполеона и его жены Императрицы Жозефины, которые вели активную жизнь и были лидерами модных тенденций своего времени. Также популярность этого стиля способствовала глубокая романтическая эстетика того времени.
Стиль "ампир" быстро распространился по всей Европе и стал популярен во многих странах. Большой вклад в развитие этого стиля внесли модисты и кутюрье того времени, которые создавали изысканные наряды для женщин высокого общества и знати. Стиль "ампир" продолжает вдохновлять модных дизайнеров и стилистов в современности.
Он был частью культурного движения, которое прославляло простоту, ясность и гармонию. Вместе с тем, стиль "ампир" отражал потребность общества в возрождении классической эстетики, которая оставалась непреходящей и универсальной чертой культуры европейского Запада.
Период правления Наполеона Бонапарта во Франции был периодом политических и социальных перемещений, что повлияло на мировую моду. Наполеон воспитывал в обществе культуру придворных манер, и все, что было связано с ним и императорским двором, стало модным. Стиль "ампир" отражал новый эстетический взгляд на женщину и ее роль в обществе - женщина теперь могла быть не только украшением, но и самостоятельной личностью, имеющей активную роль в обществе.
Стиль "ампир" был связан с национальным единством и сильными идеями патриотизма. Французская революция привела к изменению смысла моды - она стала символом национальной гордости и единства. Она отражала новый образ жизни, которым должны были следовать все слои общества. Стиль "ампир" выражал эту философию, и поэтому он стал не только модным, но и популярным во всем мире.
Стиль "ампир" был разработан на основе классического исторического наследия античности и ренессанса. Он полюбился не только благодаря своей изысканности и элегантности, но и благодаря простоте форм и расстановке декоративных элементов. Работа с тканью, формами и деталями одежды стала более тонкой и нежной, и за этим началось новое наращивание женственности и грациозности.
Стиль "ампир" является стабильным элементом европейской культуры и продолжает вдохновлять дизайнеров, чтобы создавать новые, причудливые и декоративные вещи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. " Арнольд Р. История стилей рококо, классицизм и империя. Нью-Йорк: Dover Publications, 1985. 99с.
2. ДеЖан Ж. Эссенция стиля: Как французы изобрели высокую моду, изысканную кухню, шикарные кафе, стильность, утонченность и блеск. Нью-Йорк: Free Press, 2005. 23-26с.
3. Данлоп Б. Женский костюм древнего мира: от 700 г до н.э. до 200 г н.э. Лондон: Routledge, 2013. 156с
4. Норрис Х. Одежда и мода: эволюция европейского костюма в более ранние периоды. Лондон: Waverly Book Company, 1924. 43с.
5. Рибейро А. Мода во времена французской революции. Сассекс: The Harvester Press, 1988. 23с.
6. Робинсон М. Искусство обуви. Нью-Йорк: Dover Publications, 1999. 65с.
7. Собуль А. Французская революция. Нью-Йорк: Vintage Books, 1975. 53с.
8. Стил В. Парижская мода: культурная история. Нью-Йорк: Berg Publishers, 1998. 24с.
9. Тортора П. Г., Юбанк К. История костюма: история западного костюма. Нью-Йорк: Fairchild Books, 2010. 55с.
10. Уилкокс Р. Золотой век кутюр: Париж и Лондон 1947-1957 гг. Лондон: Victoria and Albert Museum, 2007. 69с.