Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Культовая практика верования и поклонения Триединой Святой Матери (Праматерям) во Вьетнаме” признана объектом нематериального культурного наследия человечества. Это народная местная вера вьетнамцев, посвященная культу Богини Матери Природы, которая имеет право управлять Вселенной и давать человеку помощь. В частности, культовая практика верования и поклонения Святым Матерям, которая включает в себя таинственное искусство «хаудонг», выражает веру и стремление человека к жизни, таким образом создавая жизнь и собственные черты данного верования.
Культ Матери трех сфер (впоследствии четырех сфер) — это особое проявление поклонения Святой матери, которое несет в себе местные традиции вьетского населения дельты Красной реки в Бакбо (Северный Вьетнам). Благодаря его культурной ценности, духовности и необоримой жизненной силе, это верование распространилось на другие районы страны и даже вышло за ее пределы. Верование вьетов Матери трех сфер зарегистрировано в ЮНЕСКО в 2016 г. как нематериальное культурное наследие человечества.
Поклонение Матери трех сфер берет начало из глубокого культурного слоя — поклонения Женщине-Богине, которое было распространено среди народов Юго-Восточной Азии и многих народов мира. С учетом психологии поклоняться силам природы, придавать природе и Вселенной черты женщины, чье святое предназначение рождать, оберегать, творить — женщины-богини и матери-богини, — очень почитаемо во Вьетнаме. Эта традиция отражается в уважении и возвышении роли матерей и женщин во вьетнамской культуре.
На основе системы такой веры в Женщину-Богиню и Мать-Богиню поклонение Матери трех сфер (четырех сфер) развивалось как особое верование вьетского населения равнинных районов Бакбо. Таков результат длительного процесса формирования и повышения роли разрозненных ритуалов народного почитания Святой матери, ставшего верованием, имеющим четкий системный характер.
Издавна во Вьетнаме существует выражение: «Поминовение Отца в августе, а Матери в марте». Это означает, что в августе по лунному календарю вьетнамцы устраивают поминовение в честь Святого Отца Чана (Чан Хынг Дао (1228-1300 гг.,), которого называют одним из 4 Святых Даомау, а в марте устраивают поминовение в честь Матери, выражая почтение и благодарность Святой Лиеу Хань (ее также называют одной из 4 Святых Даомау). Проводя ритуал поминовения предков, вьетнамцы стараются хранить добрые традиции, они говорят «пьешь воду – помни об источнике».
Культ Богини (ее во Вьетнаме также называют Тамфу или Триединая Святая Мать) существует во многих регионах Вьетнама, но наибольшее количество поклонников проживает в провинции Намдинь. В этой провинции находится около 400 культовых сооружений, причем местечко Фужей считается центром проведения культа Тамфу.
По словам исследователей, народное верование Тамфу включает в себя Небесную Мать, Лесную Мать и Водную Мать. Главной среди них считается Небесная Мать, которая управляет небом и такими природными явлениями, как буря, дождь, грозы, молния. Святая Лиеу Хань считается во Вьетнаме одной из четырех бессмертных Святых.
Цель данного исследования: изучение культа поклонения вьетов святой матери.
Глава 1. Божества и святые в пантеоне Матери трех сфер
Огромный полуостров, которым Азия оканчивается на югавостоке, уже давно носит двойное название Индокитай.
Вьетнам, имеющий вытянутую с севера на юг территорию и занимающий восточную часть полуострова, является, по образному выражению, «балконом на Тихий океан». Это морская страна, и море играет в жизни вьетнамцев важную роль. Вьетнам расположен в тропической зоне, ниже плюс десяти ртутный столбик никогда не опускается. Дующие здесь муссоны определяют чередование сезонов сухого и дождливого, жаркого и более прохладного. Жителям постоянно угрожают два бедствия: засуха и разлив рек.
Вьетнам - многонациональная страна, этнический состав его сравнивают с развернутым веером, центром которого являются вьеты, сплотившие вокруг себя другие народности.
С началом вьетнамской государственности и первыми государями-основателями связано много преданий. Первопредком вьетов был, по преданию, Лак Лонг куан - Государь Дракон Лак. Во вьетнамской культуре отчетливо ощущаются отголоски материнеко-родового строя общества: Государь Дракон Лак унаследовал свою водную сущность от матери, которая была дочерью дракона - владыки озера Дунтин, находящегося в Китае.
Отцом же его был Кинь Зьюнг выонг - Солнечный правитель Кинь. Лак Лонг куан пожаловал старшему сыну титул правителя Хунга (Хунг - Мужественный) и передал ему управление страной. Произошло это четыре тысячи лет назад. Хунг взошел на престол и установил название государства- Ванланг (Страна Татуированных Людей). Императоры всех последующих правлений также назывались Хунг выонгами- государями Хунгами, их насчитывалось восемнадцать.
В III в. до н. э. было образовано государство Аулак, преемник Ванланга. Сменив государей Хунгов, во главе его встал Тхук Фан, получивший тронное имя Ан Зыонг выонг. Столицей Аулака стала крепость Колоа- Улитка, великолепный образец фортификационного сооружения. Для защиты Колоа применялось грозное, по тем временам, оружие - арбалеты, способные одновременно выпускать большое количество стрел с бронзовыми наконечниками. Государство Аулак располагалось в основном на территории нынешнего Северного Вьетнама и северной части Центрального Вьетнама.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. История Вьетнама. М.: Наука, 1983. 301 с.
2. Крылов Д., Ершов Д. Вьетнам. М.: Эксмо, 2008. 371 с.
3. Мифы Древней Индии. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. 303 с.
4. Мифы и предания Вьетнама / Вступ. ст., пер., комм. Е. Ю. Кнорозова. СПб.: Петерб. востоковедение, 2000. 201 с.
5. Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. 671 с.
6. Швейер А. В. Древний Вьетнам. М.: Вече, 2014. 399 с.
7. Le Hong Ту (2004), Du lich hanh huemg Phil Day: Tiem nangva han chi, Hoi thao khoa hoc «Те hoi Phu Day — Gia tri va phat trien van hoa, du lich» : [Паломнический туризм в храм Фузэй: Потенциал и ограничения. Научная конференция «Празднество храма Фузэй — Культурная и туристическая ценность и развитие»], Bo Van hoa Thong tin va UBND tinh Nam Binh to chirc, Nam Binh, 17-18/4/2004
8. Ngo Bite Thinh (2007), Bao Mau : [Верование Святой матери], Nxb Khoa hoc xa hoi, Ha Noi
9. Nguyen Duy Hinh (2004), Len dong, Hoi thao khoa hoc «Те hoi Phu Day — Gia tri va phat trien van hoa, du lich» : [Общение с духами. Научная конференция «Празднество храма Фузэй. Культурная и туристическая ценность и развитие»], Bo Van hoa Thong tin va UBND tinh Nam Binh to chirc, Nam Binh ngay 17 18/4/2004
10. Nguyen Ngoc Mai (2010), Nghi le len dong va moi quan he voi nhom xa hoi dac thir : [Ритуал общения с духами и отношения с особыми социальными группами], Тар chi Nghien ciru con ngiroi so 3/2010
11. Nguyen Ngoc Mai (2011), Co hay khong tac dung ciru sinh trong thuc hanh nghi le len dong hau bong : [Есть или нет феномен спасения жизней в ритуале общения с духами, вызова их теней], Тар chi Nghien ciru con ngiroi so 4/2011
12. Nguyen Thi Hien (2007), Benh am: chuan doan va chira benh trong len dong cua ngiroi Viet: [Болезнь инь: прогнозрование и лечениев в общении с духами у вьетов] in trong «Hien dai va dong thai cua truyen thong a Viet Nam: Nhirng each tiep can Nhan hoc», Nxb Bai hoc quoc gia Tp. Ho Chi Minh
13. Nguyen Thi Hien va Karen Fjelstad (2008), Ten dong xuyen quoc gia: nhirng thay doi trong thuc hanh nghi le da о Mau a California va virng Kinh Вас : [Транснациональное общение с духами: изменения в проведении ритуала верования Святой матери в Калифорнии и в районе Северной Столицы] in trong «Sir bien doi cua ton giao tin nguoug a Viet Nam hien nay», Nxb The gidi, Ha Noi
14. Васильев. Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 484 с.
15. Вт Trong Hien (2004), Nghe thuat hat van — xua va nay : [Искусство песнопений — в древности и сегодня]. Hoi thao khoa hoc «Её hoi Phir Day — Gia tri va phat trien van hoa, du lich», Bo Van hoa Thong tin va UBND tinh Nam Binh to chirc, Nam Binh ngay 17—18/4/2004