Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На людях, призванных служить делу суда и управления, лежит нравственная обязанность пред родиной и пред русским народом охранить этот суд от порчи и способствовать его укоренению в русской жизни.
Мысль, высказанная более ста лет назад, сегодня звучит свежо и современно. И почему? А потому, что суд в России в силу многих обстоятельств необходим российским людям, но суд им нужен не «абы какой-нибудь». Извечная мечта у нашего народа была о суде скором, справедливом и милостивом. И видя все его несовершенства, народ российский нередко ропщет, но все-таки устремления свои по совершенствованию суда не оставляет, так как понимает, что суд, это человеческое учреждение: человеки в нем работают и с человеками ему разбираться приходиться. А человеки – ох, какие сложные, непредсказуемые и неповторимые существа. Работающим в нем нужно быть терпеливыми, вдумчивыми, не гневливыми, без излишнего горделивого самомнения. Недостатки самого учреждения необходимо видеть и от недостатков учреждения отличать упущения, промахи и злоупотребления отдельных работников его. И если в суде не все для входящего в него так, как он хотел, складывается, спроси себя: кто в этом виноват: несовершенный закон? Председатель суда? судья? Заведующий канцелярией? Секретарь суда? Делопроизводитель? Архивариус? Консультант суда? Секретарь судебного заседания? Судебные приставы? Или может ты сам?
Да, большое количество должностных лиц и государственных служащих работает в суде. И каждая единица в аппарате не лишняя. Для нормальной работы любого суда в «иерархии» судов требуются одинаковые качества: верно исполнять законы, инструктивные предписания, расстаться с формализмом в работе, с грубостью, волокитой, невежеством, нарушением прав. Аппарат судов, устоявшийся за долгие годы, не требует «радикального реформирования». Он должен действовать продуманно, целенаправленно, осознавая, что от него тоже зависит авторитет суда и по действиям аппарата, по степени организованности, четкости в работе, ответственности за каждое произнесенное слово судят о судебной власти. Одно требование от посетителей всегда верное: аппарат суда должен работать постоянно слажено, как хорошо отрегулированный механизм. Судебный аппарат – особый аппарат: он помогает выполнять и проявлять (являть народу) саму Судебную власть.
1. История судебного делопроизводства в России
1.1. Возникновение делопроизводства в России .
В Древнерусском государстве на ранних стадиях его развития и в период феодальной раздробленности не было государственных учреждений, а их функции выполняли должностные лица или органы. Однако уже в X веке в Древнерусском государстве была культура написания документов, преимущественно межгосударственных. В основном документировались правовые отношения, создавались жалованные и вкладные грамоты, завещания. Наиболее важные документы были дороже золота, так как служили залогом выполнения обязательств. Археологические раскопки позволили обнаружить частную переписку рядовых жителей северо-западных областей Древнерусского государства XI-XV вв., а также крупные собрания письменных материалов. С развитием законодательных основ государства создавались документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения. Тема: делопроизводство в Древнерусском государстве. До конца XV века государственных учреждений не было, и их функции выполняли должностные лица или органы. Однако уже в X веке в Древнерусском государстве была культура написания документов, преимущественно межгосударственных. Наиболее важные документы были дороже золота, так как служили залогом выполнения обязательств. С развитием законодательных основ государства создавались документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения.
С ростом количества создаваемых документов появилась необходимость в безопасном их хранении. В городах для этого использовали центральные храмы, посвященные святым-покровителям конкретного города, а также хранилища документов. В Новгороде храмы, посвященные покровителям цеховых ремесел, стали местом создания и хранения документов. В таких храмах велись судебные дела и записывались торговые операции. Юридическую силу документам придавало само хранение в храме. Документы также хранились в гостинных дворах и монастырях, так как церковь обладала юридической компетенцией. Во времена Ярослава Мудрого наиболее важные грамоты и договоры хранились в Михайловском приделе Софийского собора и Киево-Печерском монастыре. Однако даже такие места не всегда могли защитить документы от пожаров, поэтому до наших дней дошло немного документов. В период Древнерусского государства и феодальной раздробленности сложилась традиция документирования, обработки и хранения документов. Нормы и правила системы делопроизводства еще не были определены, но опыт был накоплен и традиции начали складываться.
В период формирования русского централизованного государства в XV веке началась разработка системы государственного делопроизводства. Московское государство, которое изначально было удельным княжеством, постепенно превратилось в великорусское государство, что усложнило административные задачи. Ранее отдельные части управления поручались отдельным боярам, но затем они превратились в постоянные присутственные места, которые стали называться "избы" или "приказы". Происхождение приказов связано с практикой личных поручений великого князя ближайшему окружению. Деятельность бояр объединялась высшим правительственным учреждением - Боярской Думой. Однако в этот период управление не было стройной системой и строилось на системе поручений. В отдельных случаях несколько ведомств находились в ведении одного лица, а в управлении одного ведомства участвовало несколько разных учреждений, что приводило к смешению их функций и неразберихе.
В период, описанный в тексте, система государственного управления не была организована по принципу отраслевого управления, и только часть приказов относилась к органам территориального управления, а другая часть относилась к отдельным отраслям. В каждом отдельном приказе был приказной судья, который назначался из думных чинов. В его ведении были дьяки, которые делились на "старых", "средних" и "молодых", а также подьячие. В приказах не было четкого разграничения между коллегиальным и единоличным управлением. На местах в ведении приказов были воеводы, которые управляли территориями и выполняли предписания центральных властей. У воевод была своя "канцелярия" - приказная изба, где хранились государственная городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство. Приказная изба делилась на столы, и у воевод были помощники - "меньшие" воеводы и дьяки.
В период, о котором идет речь, все документы можно разделить на несколько видов: грамоты, приговоры, наказы, доклады, памятки, отписки и челобитные. Каждый вид документа имел свой формуляр - набор устойчивых элементов (реквизитов, языковых формул), расположенных в определенной последовательности. Формуляр был результатом повторяемости управленческих ситуаций и действий. Исследователи отмечают, что уже в древности письменные памятники отличались использованием устойчивых текстовых формулировок с определенным расположением материала. В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделилось из текста, т. е. обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и т.д. и собственно содержание документа составляли один сплошной текст. Как правило, документ начинался с обращения, даты или обозначения автора и адресата документа. В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделилось из текста, и содержание документа составляло один сплошной текст.
Система делопроизводства, введенная Петром I, полностью изменила бюрократическую систему России. Он ввел гербовую бумагу и отменил столбцовую форму документа в пользу тетрадной формы. Сенат стал первым новым учреждением, созданным Петром I. Он был законосовещательным органом и органом надзора за правительственными учреждениями. Для изменения старых порядков при Сенате была учреждена должность экзекутора, который записывал все исходящие указы в особые книги и контролировал их отправку и получение ответного рапорта об исполнении указа. Все бумаги вносились в реестр и передавались в столы для подготовки к рассмотрению в заседании. После регистрации они подписывались обер-секретарем и отсылались по назначению. На полученные из Сената указы все должны были направлять рапорт о получении и об исполнении указа. Если рапорт не приходил в Сенат, за это полагались штрафы и наказания.
После проведения петровских реформ в области управления, была создана новая система учреждений, включающая Сенат, Синод, Кабинет и коллегии. На местах были установлены губернаторы, воеводы, комиссары и другие органы. За период с 1718 по 1720 годы было создано 12 коллегий вместо упраздненных приказов. Каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но затем был утвержден законодательный акт, "Генеральный регламент", который отделил обязанности принятия решений от делопроизводственной деятельности и закрепил ее за канцелярией. В "Генеральном регламенте" были подробно разработаны вопросы регистрации документов и ответственности за принимаемые решения, а также документирования и движения дел. Тема, которую затрагивает данный текст, это реформы Петра I в России. Петр I проводил серьезные изменения в различных областях жизни страны, включая управление. Он создал новую систему учреждений, которая должна была обеспечить более эффективное управление государством. В результате были созданы коллегии, которые руководили различными отраслями экономики и общественной жизнью. Кроме того, был утвержден "Генеральный регламент", который стал основой для организации работы учреждений и обеспечения более эффективного документооборота.