Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исторически во всем мире имели место вооруженные конфликты международного характера, поэтому беженцы и вынужденные переселенцы продолжают существовать.
На протяжении длительного времени происходят военные конфликты по различным причинам, однако страдают при этом мирное население. Государства, ведущие те, самые военные действия, не могут в полной мере обеспечить безопасность, а также гарантированную социальную помощь, что, и обусловлено вмешательством неравнодушных иностранных государств.
В настоящее время около 80 млн. человек по всему миру нуждаются в помощи, большинство из них - беженцы, которые сталкиваются с административными, финансовыми, правовыми и языковыми барьерами при получении необходимой медицинской помощи, ВОЗ прилагает усилия, чтобы включить этих людей, не имеющих гражданского статуса, в глобальную систему здравоохранения и безопасности. Сегодня многие регионы с недостаточным медицинским потенциалом полагаются на гуманитарную помощь, предоставляемую ВОЗ . Дружественные страны всегда готовы оказать помощь такой категории населения, существует большой спектр прав в пользу них, однако бывают моменты, где беженцы злоупотребляют местным гостеприимством и совершают разного рода нарушения.
Данная тема весьма актуальная, так как до сегодняшнего времени ей не уделялось достаточного внимания. Важен не только теоретический, но и практический аспект данного вопроса. Исследуется научная литература по заданной проблеме, а также практический отечественный опыт.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации правового статуса беженца и вынужденного переселенца в Российской Федерации.
Предметом исследования является правовой статус беженца и вынужденного переселенца и проблема его реализации в Российской Федерации.
Целью настоящего исследования является определение административно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца и проблем его реализации, в Российской Федерации.
Задачи исследования определяются поставленной целью и заключаются в следующем:
- изучить правовое регулирование правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации;
- проанализировать содержание правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
Методологическую основу исследования составляют а) общенаучные методы: диалектический; б) специальные методы: структурно-системный, сравнительный, метод комплексного подхода, технико-юридический, и иные методы. Указанные методы использовались для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений.
1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Международно-правовой статус беженцев
Исторически во всем мире имели место вооруженные конфликты международного характера, поэтому беженцы и вынужденные переселенцы продолжают существовать. Во время Второй мировой войны и в условиях послевоенных вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций происходило и продолжается массовое насильственное или вынужденное перемещение людей из мест постоянного проживания на другую территорию. Такие ситуации вызывают необходимость в международном и национальном правовом регулировании статуса беженцев .
После события, происходящих на Украине, большой поток граждан бегут в разные государства. Российская Федерация оказывает значимое социальное обеспечение для лиц, находящихся в подобной ситуации. Для регулирования правового статус было принято Правительством постановление об оказании бесплатной медицинской помощи беженцам из ДНР, ЛНР и с Украины, согласно которому им бесплатно оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая лекарственное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также проводятся профилактические прививки.
Учитывая сегодняшние события, большинство стран помогает украинским беженцам, однако в ряде государств, они сталкиваются с трудностями. В - первых, не все населения может поддерживать действия лидеров, по отношению к беженцам, нередко возникают безосновательные противоречия. С одной стороны, это связано с менталитетом страны, например такое государство, как Северная Корея, оно является закрытым и вполне основано, что отношение будет такое же и беженцам, ведь у них свои представления, идеи, правила. Во-вторых, для обеспечения гуманитарной помощи государства тратят большое количество средств в пределах своего государства. Международная организация по миграции (МОМ) также имеет значительные проблемы с финансированием, причем большая часть ресурсов, получаемых МОМ, предназначена строго для конкретных проектов, а нецелевые взносы составляют лишь небольшую часть поступлений, поэтому возможности данной структуры реагировать на чрезвычайные ситуации ограничены. В-третьих для беженцев сложная процедура получения документов, а это обуславливает другую проблему сложность в трудоустройстве. Порой эти сложности мотивируют беженцев трудоустраиваться нелегально, а для государства это прямые убытки. Именно поэтому на сегодняшний день требуется откорректировать миграционное законодательство, пересмотреть смотреть политику в отношении получения и продления разрешения на временное проживание и документа о предоставлении временного убежища .
Таким образом, ситуация с беженцами является весьма сложной, поскольку после событий 2022 годы их число значительно увеличилось. Законодателю необходимо основательно решить проблему с трудоустройством этих лиц, следовательно, частично решиться и проблема с нелегальным трудом. А также упростить процедуру получения документов для данной категории.
Общий подход к пониманию статуса беженца характерен для Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, в сферу деятельности которого входят беженцы, а также лица, ищущие убежища или нуждающиеся в международной защите.
Чтобы раскрыть основы правового статуса беженцев, прежде всего, необходимо выяснить, что, в конце концов, следует понимать под этими людьми. Толкование понятий беженцев содержится во многих нормативно-правовых актах.
Основными международно-правовыми документами, определяющими статус беженцев, являются Конвенция Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев.
Кроме того, вопросы о статусе беженцев регулируются Европейским соглашением об отмене виз для беженцев 1959 г. и другими международными договорами.
На внутреннем уровне в России правовой статус беженцев регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах».
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956. - С. 14 – 47.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1995. - № 67.
3. Конвенция о статусе беженцев (Заключена в г. Женеве 28.07.1951) // Бюллетень международных договоров. - 1993. - № 9. - С. 6 - 28.
4. О помощи беженцам и вынужденным переселенцам: Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». – 1993. - № 4.
5. О толковании понятий «беженец», «мигрант», «вынужденный переселенец» применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, заключенному 24 сентября 1993 года: Решение Экономического суда СНГ № С-1/14-96 (Принято в г. Минске 11.09.1996) // СПС КонсультантПлюс.
6. О вынужденных переселенцах: закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 08.12.2020) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 12. - Ст. 427.
7. О беженцах: федер. закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 14.07.2022) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 12. - Ст. 425.
8. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 30. - Ст. 3032.
9. Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке: Указ Президента РФ от 29.04.2019 № 187 (ред. от 17.07.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2019. - № 18. - Ст. 2226.
Литература
10. Воронцов Е.А. Правовое регулирование статуса беженца в международном праве и российском законодательстве / Е.А. Воронцова // Сборник научных статей молодых исследователей. Верховный Суд Российской Федерации; Северо–Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». – Санкт–Петербург, 2020. – С. 339–342.
11. Гончаров И.В. Определение статуса беженца и вынужденного переселенца в Российской Федерации / И.В. Гончаров // Вестник экономической безопасности. – 2018. – №2. – С.21–24.
12. Гуторова А.Н. К вопросу о беженцах /А.Н. Гуторова, А.М. Максимова // Эволюция государства и права в России: история и современность: Сборник научных статей участников конституционного и международного права. В 2–х ч.. Ч. 1. – Курск: МУ «Издат. центр «ЮМЭКС», 2019. – С. 65.
13. Дрягин В.В. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев / В.В. Дрягин // Эпоха науки. – 2019. – №4. – С.22–26.
14. Иранпур З.Ф. Проблема защиты прав беженцев: исторические истоки и современность /З.Ф. Иранпур // Миграционное право. – 2017. – № 1. – С. 7.
15. Коняхина И.Ю. Некоторые вопросы процедуры установления статуса беженца и переселенца в Российской Федерации /И.Ю. Коняхина, О.А. Манжукова // материалы IV Междунар. науч. конф. Право: современные тенденции (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Издательский дом «Новация», 2017. – С. 8–10.
16. Коробова Е.В. Актуальные проблемы международно–правового статуса беженцев / Е.В. Коробова // Студенческий. – 2022.– № 15–7 (185). – С. 12–15.
17. Международное право. Особенная часть. / Отв. ред. Р.М. Валеева, Г.И. Курдюкова. – М.: Статут, 2018. – 498 с.
18. Пиляев А.С. Международно–правовой статус беженцев / А.С. Пиляев // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 81–5. – С. 75–78.
19. Статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ в 2019 году // материалы сайта «Юридическая консультация мигранту». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://migranty.info/status–bezhencev–i–vynuzhdennyx–pereselencev–v–rf/ (дата обращения: 12.05.2023).
20. Фастович Г.Г. Правовое регулирование статуса беженца в международном праве: вопросы теории и практики / Г.Н. Фастович // Эпоха науки. – 2020. – № 21. – С. 119–122.
21. Шитова, Т.В. Правовое регулирование статуса беженца в международном праве / Т.В. Шитова // Эпоха науки. – 2020. – № 21. – С. 123–126.
22. Шумская Ю.В. К проблеме определения правового статуса беженца и вынужденного переселенца / Ю.В. Шумская // В сборнике: Молодежь и XXI век – 2020. Материалы 10–й Международной молодежной научной конференции. В 4–х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. – 2020. – С. 163–166.