Фрагмент для ознакомления
2
Стремительное развитие общества ставит не только перед взрослыми, но и перед детьми определенные задачи. Поэтому в процессе стремительного обновления современного общества на передний план ставится проблема социализации человека, так как от успешности усвоения им ценностей с раннего возраста зависит его дальнейшее развитие и существование в данном обществе.
Социализация – это процесс воздействия обществом на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. Социализация человека является сложным процессом, который длятся практически на протяжении всей жизни человека, но стоит отметить, что наиболее важные моменты данного процесса охватывают именно детский возраст. Активным периодом, в процессе которого происходит социальное развитие принято считать именного дошкольный возраст. Так как именно активное личностное и психологическое развитие ребенка дошкольного возраста, открытость ко всему новому создают благоприятную почву для вступления в общественную жизнь.
Довольно часто взрослые недооценивают возможности детей дошкольного возраста, считая его подготовительным периодом к будущей «настоящей» жизни. Первые серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно прочно занимает в их сознании второстепенное место. В таком случает приоритетом становится умственное развитие ребенка, подготовка его к школе, а процесс социализации пусть идет своих ходом.
Стоит отметить, что именно в дошкольном возрасте формируются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Целью курсовой работы является изучение особенностей социального развития дошкольников.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить особенности социализации детей дошкольного возраста;
2) Определить факторы и проблемы социализации детей дошкольного возраста;
3) Провести экспериментальную работу по выявлению социализированности детей дошкольного возраста;
4) Разработать методические рекомендации, способствующие успешной социализации старших дошкольников
Объектом исследования выступают дети 5-6 лет (дошкольники).
Предмет исследования – мониторинг социализированности детей 5-6 лет.
Базой исследования средняя группа «Гномики» детского сада №864 Государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы «Школа №1494».
Методы исследования: методы теоретического исследования: анализ научной и методической литературы по теме исследования; методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, анкетирование.
1 Теоретические основы социализации детей 5-6 лет
1.1 Особенности социализации детей
Социализация человека является сложным процессом, который длятся практически на протяжении всей жизни человека, но стоит отметить, что наиболее важные моменты данного процесса охватывают именно детский возраст. Социализация – это процесс влияния общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. [1]
Социализация имеет важнейшее значения для успешного развития человека, так как если индивид определяет свое предназначение и возможности, правильно самоидентифицируется, то все это будет способствовать его личному и трудовому развитию.
Социальное развитие человека начинается с первых месяцев жизни, когда ребенок уже способен различать людей, которые за ним ухаживают, от неодушевленных предметов, близких людей от посторонних, откликаясь на жесты и мимику родственников. Недостаточная развитость процесса социализации в дошкольном возрасте часто приводит к негативным последствиям при дальнейшем становлении человека как личности. Данные последствия проявляются только в недостаточной информированности детей о нормах поведения, но способствует формированию неверной направленности развития личности, проблемами в эмоциональной сфере. Важность социального развития ребенка именно в дошкольном возрасте заключается в том, что психика детей достаточно пластична, чтобы компенсировать некоторые изъяны в своевременном прохождении этапов вхождения в общество.
Как уже отмечалось ранее, социальное развитие ребенка происходит с первого года жизни, поэтому рассмотрим более подробно процессы развития и социализации ребенка в различные этапы:
1) Ранний возраст. Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, в частности, о возможности взаимоотношений, получают первые навыки общения с близкими. У детей периода от года-полутора и примерно до трех лет появляется потребность в общении со сверстниками. В данном периоде происходит зарождение навыка коллективизма, взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Ранний возраст является важным периодом для развития коммуникабельности и группового взаимодействия, поэтому детям, у которых отсутствует возможность посещения детского сада, необходимо часто встречаться со сверстниками для игр и развития навыков общения.
2) Средний и старший дошкольный возраст. Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученными ранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними людьми, малознакомыми взрослыми, развивает свои гендерные (половые) личностные особенности, усваивает понятия социальных и гендерных ролей, характерных для той культуры, которая его окружает. В этот период актуализируются ролевые игры, помогающие малышам усваивать нормы поведения и роли, осваивать сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т.д. [3]
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аванесов В. С. (2002) Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В. С. Аванесов // «Педагогическая диагностика», 2002. - № 1. - С. 41- 43
2) Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
3) Бордовская Н. В. Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Издательство «Питер», 2000. -304 с.
4) Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. -1991. -№ 4. - с. 5-18
5) Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. (2020) От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой./ — Издание шестое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
6) Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка.- М., 2004. -272 с.
7) Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада.-М., 2003. -123 с.
8) Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р. П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 189 с.
9) 7Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- 272с.
10) Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. -М., 2002. – 290 с.
11) Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. -М., 2000. -320 с.
12) Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд.- М., 2000. – 243 с.
13) Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. -М., 1990. -189 с.
14) Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
15) Орлова Т. Е. Система М. Монтессори: гуманистическая социализация дошкольников. -М.: Педагогика, 2003. – 218с.
16) Петрова Т. И., Сергеева, Ядешко В.И., Сохин В.А. Дошкольная педагогика.- М., 2000. – 320 с.
17) Рожков Н.Т. (2020) Педагогическая диагностика: понятия и функции: Наука-2020. 2015. № 2 (6). С. 34–46.
18) Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.