Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Систематическое улучшение качества образования в целях повышения уровня квалификации кадров профессиональных отраслей экономики создает необходимость искать новые подходы к реализации обучения студентов СПО.
Так, целью данной работы является установление понимания понятия проблемное обучение с точки зрения теоретических и нормативных аспектов, а также формирования знания о реализации проблемного обучения в процессе преподавания такой профильной дисциплины как техническая механика по направлению 15.02.08 – Технология машиностроения в колледже представляется на сегодняшний день весьма актуальной темой исследования.
Объектом исследования представляется проблемное обучение в ходе преподавания профильной дисциплины «Техническая механика» по направлению Технология машиностроения, реализуемая в рамках программы подготовки СПО.
Предметом исследования является совокупность методов реализации проблемного обучения в ходе прохождения программы.
Основные понятия и концепции, необходимые для усвоения в ходе проведения научной работы является понятия проблемного обучения, цели и задачи проблемного обучения и требуемые условия для эффективного прохождения дисциплины. Таковыми, например являются умения и знания, освещенные в рабочей программе по дисциплине, Техническая механика:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц;
- читать кинематические схемы;
- определять напряжения в конструкционных элементах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы технической механики;
- виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;
- методику расчета элементов конструкции на прочность, жесткость и устой¬чивость при различных видах деформации;
- основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения.
Часть 1. Теоретические аспекты проблемного обучения.
Проблема эффективной передачи знаний рассматривалась еще во времена древности, так известные философы Древней Греции распространяли свои знания при помощи ведения полемики со своими учениками. Еще Сократ справедливо утверждал, что истина рождается в споре. Истоки проблемного обучения получили свое начало еще в эпоху Возрождения, когда стали известны философские идеи М. Монтеня или известного чешского педагога и общественного деятеля Я. А. Коменского. Французские мыслители эпохи Просвещения также активно вели борьбу за формирование такой модели мышления, при которой наилучшим образом бы раскрывались интеллектуальные способности учащихся. Известнейшие корифеи отечественной педагогики, к которым относятся К. Д. Ушинский, прилагали совместные усилия по созданию такой педагогической системы, которая направлена не только на освоение учениками знаний, но и развитие умственного потенциала. Недаром советская педагогическая система долгое время лидировала по показателям в различных областях подготовки учащихся.
Известно, что и в эпоху императорской власти разрабатывались активные методы обучения. Обучение носило как коллективный, так и индивидуальный характер. Много внимания уделялось дисциплине, знаниям истории, политологии с упором на освоение значимости актуального социального и культурного контекста. Известно, что результатом обучения было правом полноправного участия в светской беседе, что однозначно не могло не мотивировать юных обучающихся.
В настоящее время педагоги и исследователи педагогического направления прилагают все усилия по контролю за качеством и одновременно улучшению методов и технологий обучения в рамках стремительно развивающихся требований к нему. Проблемное обучение, как весьма эффективный способ преподавания практически любой дисциплины зарекомендовало себя наилучшим образом на самых разных уровнях образовательных учреждений. Так, постепенно распространяясь, проблемное обучение проникло из общеобразовательной школы в среднюю и в высшую профессиональные школы [1, 3, 5, 7].
Вне всяких сомнений, улучшение качественного уровня образовательного процесса особо важна при реализации любого уровня подготовки кадров. Тенденцией современного образования можно считать требование формировать аналитическое и системное мышление, а не просто передавать совокупность готовых знаний и фактов, которые учащиеся не смогут применить в реальных жизненных обстоятельствах, что чрезвычайно важно для учащихся, проходящих программы подготовки кадров экономикообразующих отраслей, то есть технических и инженерных специальностей. Так, повсеместно вводятся курсы гуманитарных дисциплин, а в преподавание профильных предметов включаются инновационные подходы, с целью развить у учащихся чувство причастности к профессии и выполняемым обязанностям в ходе обучения, мотивировать их продолжать свой труд развиваясь в выбранной отрасли, как самим, так и расширяя и углубляя значимость выбранной профессии.
Понятие качество обучения довольно неоднозначно и трактуется в зависимости от ключевых компонентов или аспектов, на которые делается упор в ходе объяснения. Так, в каких-то источниках делается акцент на обучаемости учащихся. То есть, переносится внимание на субъект системы обучения и таким образом исследователи соотносят главную проблему обучения с интеллектуальным потенциалом студента и особенностями его мышления. Кроме того, авторы выделяют и формы мышления, к которым относят, например, репродуктивное и продуктивное. Каждый вид мышления имеет свои особенности и специфические различия, которые как предполагается вносят свой вклад в успешность или неуспешность прохождения обучения студентами. При всей субъективности данного понятия, оно все же относится к объективным категориям характеристики учебного процесса и учитывается, но обязательно с применением ряда других параметров. Среди основных проблем психологии мышления наиболее трудоемкими и практически-ориентированными являются проблемы совершенствования обучения.
Следует учитывать и общие тенденции развития общества и различные социо-культурные или экономические обстоятельства. Для этих целей лучшим средством служит, как предполагается, форма продуктивного мышления. Так, З. И. Калмыкова выделяет среди основных аспектов такого мышления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов. - М.: Педагогика, 2009. - 180 с.
2. Ахметова, Д. Парадоксы дистанционного обучения / Д. Ахметова // Высшее образование в России. - 2007. - №3. - С. 57- 62.
3. Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О. Е. Баксанский, М. В. Чистова // Наука и школа. - 2004. - №1. - С. 19-25.
4. Винокуров А. И. Сборник задач по сопротивлению материалов. [Текст]: учебное пособие для учащихся машиностр. спец. техникумов. / А.И. Винокуров - М.: Высшая школа, 1990. - 383 с.
5. Гайфуллин Г. Вступая в 21 век: учебные компьютерные модели в проблемном обучении / Г. Гайфуллин и др. // Наука и школа. - 2004. - № 5. - С. 30- 32
6. Гин А. А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2009. - 247 с.
7. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире [Текст] / А.Н. Джуринский. - М.: Просвещение, 2007.
8. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций / Т.А.Ильина. - М.: Просвещение, 2009. - 254 с.
9. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильницкая. - М.: Омега, 2010. - 221 с.
10. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
11. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2010. - 43 с.
12. Махмутов М.И. Избранные труды: В 7 т. / М.И. Махмутов. — Казань: Магариф — Вакыт, 2016. Т. 1: Проблемное обучение: Основные вопросы теории / Сост. Д.М. Шакирова. — 423 с.
13. Мишенин Б.В. Техническая механика. Задания на расчетно- графиче-ские работы для ССУЗов с примерами их выполнения [Текст] учеб-метод. пособие./ Б.В. Мишенин - М.: НМЦ СПО РФ, 1994.- 60 с.
14. Олофинская В.П. Детали машин. Краткий курс и тестовые задания; [Текст] : учебное пособие . /В.П. Олофинская. - М., «Форум», 2008.-208с.
15. Олофинская В.П. Техническая механика, курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий./ [Текст] : учеб.-метод. пособ./ В.П.Олофинская. - М. «Форум», 2008. - 349с.
16. Поддубный А.В. Еще раз о проблемном обучении / А.В. Поддубный // Биология в школе. - 2007. - №5. - С. 31- 34.
17. Фролов М.И. Техническая механика. Детали машин. [Текст]: учеб.пособие /М.И. Фролов. - М.: Высшая школа, 1990. - 265с.
18. Хруничева Т.В.Детали машин: типовые расчеты на прочность [Текст]: учебное пособие. / Т.В. Хруничева. – М. : И.Д. ФОРУМ : ИНФРА – М, 2007. – 224 с.
19. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: [Текст]: Учебное пособие для техникумов. - М.: Выс¬шая школа, 1992.-432с.
20. Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Детали машин. [Текст]: учебное пособие/ Н.А. Эрдеди, А.А. Эрдеди.- М. Издательский центр «Академия», 2003 . – 345 с.