Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время при проведении массовых праздников все больше востребованным становится карнавал как одна из важнейших форм праздничной культуры. Это связано, прежде всего, с тем, что карнавальная форма праздника является наиболее поликультурной, где происходит взаимодействие культур разных государств и народов, что особенно важно в сегодняшнем мире. Карнавал также способствует трансляции и сохранению социокультурных традиций. Атмосфера карнавала в доступной форме способствует реализации творческих возможностей предельно широкого числа участников, не ограничиваясь ни социальной, ни культурной принадлежностью.
Карнавал – широко известное народное празднество, имеющее многовековую историю. Зародившись в Италии примерно в 1200 году, он стремительно распространяется по всему миру. Свою популярность карнавал сохраняет и в настоящее время.
Карнавал – это организованный городской праздник, в котором принимают участие все сословия. Существует две версии происхождения слова «карнавал»: 1) от лат. carnem levare – «запрещать мясо»; 2) от лат. carrus navalis – название ритуальной повозки в виде корабля, на которой в дохристианской Европе по праздникам возили идолов плодородия. Карнавал проходит в дни, предшествующие Великому посту, как правило, данное празднество проводится в феврале и ассоциируется с приходом весны. Карнавальный мир символизирует обновление всего сущего.
Говоря о карнавальной культуре, необходимо указать на значимость и важность праздника как этнокультурного явления. Известно, что праздники издревле играли большую роль в жизни человечества. Праздник – это уход от будничности и обыденности, он предполагает не просто отдых и расслабление, но и выход накопившихся эмоций и энергии, поэтому праздники часто сопровождаются пением и танцами, а также различными играми и розыгрышами.
Неотъемлемая часть знаменитого города на воде - Венецианский карнавал. Его история уходит в древность и берет свое начало от знаменитых древнеримских сатурналий, языческих праздников, которые проходили ежегодно в дни зимнего солнцестояния в честь сбора урожая. В эти дни все гуляли и веселились. Снимались любые запреты и предубеждения, даже рабы развлекались на равных со своими хозяевами. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди надевали маски. Эту давнюю традицию стали использовать и венецианцы, придав ей особую изысканность.
Цель данной работы: изучение традиций и современного развития венецианских карнавалов.
Глава 1. Карнавалы: история и современность
1.1. Роль карнавалов в мире и обществе
Массовые праздники и зрелища, как способ этнокультурной идентификации и форма выражения самосознания народа, имеют богатую историю. В них как в зеркале отражаются все позитивные и негативные явления каждого исторического этапа общества. По народным праздникам мы можем судить о стране, эпохе, народе. Ознакомление с историей массовых праздников и зрелищ убеждает в том, что тяга к коллективному художественному творчеству является органической потребностью народных масс во внешнем выражении своего самосознания. Сформировавшись в рамках традиционного народного праздника, ценностные установки, стереотипы поведения, образная система представлений о мире, о месте человека в нем, национальные идеалы, определяющие ментальность, сохраняют свою устойчивость по отношению к общественно-политическим изменениям и являются значимым основанием праздника. И.М. Снегирев, один из первых исследователей праздника, отмечал: «…нигде столько не обнаруживается дух и характер народа в полноте и свободе, как в праздниках его» .
Рассматривая массовые праздники и зрелища как способ этнокультурной идентификации и форму выражения самосознания народа необходимо обратиться к истокам формирования праздника. Понятие «ритуал» является родовым по отношению к понятию «праздник». Все виды и формы празднования, в конечном счете, восходят к древним ритуалам, обрядам, игрищам. Синкретичность архаичной культуры, обусловленная, прежде всего мифологическим сознанием, не позволяет выделить праздник из всей совокупности культурных ценностей древнего человека. Е.М. Мелетинский, рассматривая поэтику мифа пишет: «В архаичных обществах мифология является доминантой духовной культуры. …Само логическое мышление еще слабо отдифференцировано от эмоциональных, аффективных, моторных элементов, что мотивирует многое в ритуально-магической практике. …В силу синкретизма мифологического мышления мифическое прошлое как универсальный первоисточник является не только "парадигматическим" повествованием; оно – священное хранилище не одних лишь первообразов, но магических и духовных сил, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе с помощью ритуалов, инсценирующих события мифической эпохи и включающих рецитацию мифов творения» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бахтин М. М. Собр. соч. М.: Языки славянских культур, 2010. Т. 4 (2). Творечество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Рабле и Гоголь. 752 с.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – 554 с.
3. Боккаччо Д. Избранные сочинения: В 2 т. – Т. 1. – М., 2002.
4. Бродский И. А. Набережная неисцелимых. – СПб., 2008.
5. Брюсов В. Я. Стихотворения. – М., 2009. 5. Ващенко А. В. Суд Париса: сравнительная мифология в культуре и цивилизации. – М., 2008.
6. Великолепие Венеции. Venezia: Storti Edizioni, 2008. 174 с.
7. Гринштейн А. Л. Карнавал и маскарад в художественной литературе. – Самара, 1999
8. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. / А.Я. Гуревич. – М.: Искусство,1981. – 358 с.
9. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж Ле Гофф. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – 373 с.
10. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-XIX вв.) / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство, 1994. – 415 с.
11. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М.: Наука, 1976. – 408 с.
12. Муратов П. П. Образы Италии. М.: Республика, 1994. 592 с.
13. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища / А.Ф. Некрылова. – Л.: Искусство, 1984. – 190 с.
14. Панченко, А.М. Русская культура в канун петровских реформ / А.М.Панченко. – Л.: Наука, 1984. – 230 с.
15. Путилов, Б.Н. Миф – обряд – песня Новой Гвинеи / Б.Н. Путилов. – М.: Наука, 1980. – 308 с.
16. Скарпа Т. Венеция — это рыба. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2011. 256 с.
17. Смирнов И. П. Текстомахия: как литература отзывается на философию. СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2010. 208 с.
18. Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. – М.: Сов. Россия, 1990. – 170 с.
19. Хольмстрем И. Н. Стратегия интерпретации французского поэтического текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3. Ч. 1. С. 187-189.
20. Чечетин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: уч. пособ. / А.И. Чечетин. – М.: Просвещение, 1981. – 190 с.
21. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебн. для высш. театр. учеб. заведений / И.Г. Шароев. – М.: Просвещение, 1986. – 460 с.
22. http://www.carnevale.venezia.it/
23. http://www.carnevalevenezia.com/storia_carnevale_venezia.htm