Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Защита населения в чрезвычайных ситуациях является одной из основных задач государственного управления. Объем и содержание защитных мероприятий зависят от особенностей отдельных районов и объектов и обстоятельств, которые могут возникнуть в результате химического, бактериального (биологического) и других видов заражения. Защита населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени организуется и осуществляется в соответствии с определенными принципами.
Непрерывное руководство мероприятиями по защите населения возлагается на органы власти, руководителей министерств и учреждений. Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются заблаговременно во всех городах, населенных пунктах и во всех учреждениях народного хозяйства на всей территории страны. Защита населения планируется и осуществляется с учетом политического, экономического и оборонного значения экономических зон, городов и учреждений народного хозяйства. Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются в координации с мероприятиями, проводимыми Вооруженными Силами Российской Федерации. Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются во взаимосвязи с планами экономического и социального развития городов и объектов народного хозяйства. Под режимом защиты понимается применение таких мер и методов защиты населения, которые в максимальной степени снижают возможности заражения, отравления и облучения населения и гарантируют наиболее жизнеспособное поведение в пострадавших районах. Особый интерес представляет опыт международного сообщества в управлении службами экстренной медицинской помощи, организации командования на федеральном и региональном уровнях и их взаимодействии.
Кроме того, проводится подготовка, обучение населения и распространение информации по гражданской обороне, научные исследования, вопросы борьбы с терроризмом, контроль за использованием электронных средств массовой информации в чрезвычайных ситуациях и взаимодействие с вооруженными силами.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании зарубежного опыта в сфере организации и деятельности гражданской обороны во Франции и в Российской Федерации.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы зарубежного опыта в сфере организации и деятельности гражданской обороны во Франции и в Российской Федерации.
Целью исследования является исследовать зарубежный опыт в сфере организации и деятельности гражданской обороны во Франции и в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть особенности правоотношений, складывающихся в странах в области гражданской обороны;
2.исследовать особенности гражданской обороны во Франции;
3.исследовать общие закономерности развития гражданской обороны Франции;
4.проанализировать особенности организации и деятельности гражданской обороны в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Арбузкин A.M., Беляков Г.И., Василье Д.И., Вострокнутов А.Л., Газье А., Игнатов В.Г., Лавуар Ж., Пронкин С.В. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем исследования зарубежного опыта в сфере организации и деятельности гражданской обороны во Франции и в Российской Федерации.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1.СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ВО ФРАНЦИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Особенности правоотношений в области гражданской обороны
Сочетание правовых и социальных принципов российской государственности и обеспечение правовых гарантий гражданам, в том числе в области безопасности, еще не нашло своего полного воплощения в нашей российской действительности. В этой связи изучение различных моделей организации и функционирования гражданской обороны в условиях устойчивого развития стран Европейского Союза (далее – ЕС) позволяет не только критически оценить совершенствование процессов и подобных систем в российских структурах, но и избежать возможных ошибок в правовом регулировании в области гражданской обороны. В последние годы ЕС принял ряд важных документов и программ по стратегиям и рекомендациям, но, несмотря на значительное количество научных исследований по европейской проблематике, материалов по конкретной реализации изученного практического опыта мало, и такого практического анализа в области гражданской обороны нет. Комплексное исследование существующих проблем в области гражданской обороны в странах ЕС: целенаправленный сравнительно-правовой анализ структурных и функциональных аспектов защиты населения и территорий в странах ЕС, нормативно-правовых гарантий функционирования этой защиты, а также определение места и доли вышеуказанных систем в механизмах гражданской обороны [8, с.102].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - Ст.2277.
3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 5. - Ст.375.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.
5. Арбузкин A.M. Конституционное право зарубежных стран / A. M. Арбузкин. - М, 2004.
6. Беляков Г.И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях : учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 354 с.
7. Василье Д.И. Государственная служба в странах основных правовых систем мира : нормативные акты : сборник / Д. И. Васильев ; под ред. А. А. Демина. - М., 2004.
8. Вострокнутов А.Л. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии : учебник для прикладного бакалавриата / А. Л. Вострокнутов, В. Н. Супрун, Г. В. Шевченко ; под общей редакцией А. Л. Вострокнутова. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 399 с.
9. Газье А. Публичное право Франции и России: Пересечения и параллели / А. Газье, Э. В. Галанина //Правоведение. - 2003. -№ 3 (248).
10. Игнатов В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт /В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. - М., 2005.
11. Лавуар Ж. Компетенции коммун во Франции / Ж. Лавуар // Управленческое консультирование. - 2003. - № 3 - 4.
12. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран / С. В. Пронкин, О. Е. Петрунина. - М., 2004.
13. Робин М. Школы гражданской обороны / М. Робин. - Изд. «Франс- Селексьон», 2004 г.
14. Старостин С.А. Чрезвычайные административно-правовые режимы: монография. Москва: Проспект, 2022. – С.41.